По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».
В ходе Дальневосточного экономического форума Владимир Путин сделал ряд громких, а порой странных заявлений. Представляем некоторые выдержки, его прямую речь с короткими комментариями.
Об американских ракетах
– Мы много раз уже обращали внимание на то, что пусковые установки МК-41, они способны не только на то, чтобы их использовали для противоракет в системе ПРО, но и для пуска ударных ракетных систем, ударных ракет. Нам все время американцы говорили, что это не так, но теперь они <…> испытали эту систему как раз с установки МК-41.
То, что руководитель Пентагона заявил о том, что США намерены разместить их в Японии и Южной Корее, это нас не радует, это нас огорчает и вызывает определенное беспокойство.
Если они будут размещены в Японии и в Южной Корее, мы понимаем, что это будет сделано под предлогом купирования угроз со стороны Северной Кореи, но и для нас это создает определенные и существенные проблемы.
Скорее всего, эти ракетные системы будут перекрывать значительную часть российской территории, в том числе на Дальнем Востоке.
Это серьезное дело и, безусловно, мы не можем не обратить на это внимание, и это тоже будет фактором наших переговоров с Японией и Южной Кореей.
О предложении США купить
российское гиперзвуковое оружие
– Я Дональду сказал: хочешь, мы тебе продадим? Вот и таким образом сразу все уравновесим. Они, правда, говорили, что они сами скоро произведут, ну, наверное, скоро произведут. Но зачем деньги тратить, когда мы уже потратили, можем с них что-то получить, не в ущерб нашей безопасности, но с целью создания ситуации равновесия?
Когда накануне прошлогодних президентских выборов в Манеже демонстрировалось кино о супероружии, российский политический бомонд ликовал. У нашей страны, мол, появились уникальные средства защиты от любого врага. Теперь же выясняется, что глава государства готов поделиться этим оружием с главным стратегическим противником.
Об иностранных инвестициях
в стратегические объекты
– Я не вижу ни одного направления, которое могло бы быть закрыто для наших иностранных партнеров. Наоборот, мы заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций. Например, космодром для пусков, прежде всего, в гражданских целях. Поэтому мы не просто считаем, что там можно работать с иностранными партнерами, а мы заинтересованы в этом.
Мы вчера только были с господином премьер-министром Моди на «Звезде». Конечно, там строятся самые современные, крупнотоннажные корабли, и для сервисов при работе на шельфе, в Арктической зоне, и для перевозки сжиженного газа, нефтепродуктов, других грузов. И мы вчера говорили с премьер-министром: будем искать даже возможность совместной работы.
«Звезда» – стратегическое предприятие, многие годы переживавшее острый кризис. Путин, встречаясь однажды с коллективом «Звезды», пообещал решить проблему нехватки рабочих мест. Но у иностранных инвесторов – Индии и Китая, которые также интересуются «Звездой», – свои приоритеты и задачи. Вряд ли они озабочены созданием таких высокотехнологичных рабочих мест для россиян.
О космодроме Восточный
– Нужно еще немножко поработать, на космодром съездить. К сожалению, там у нас тоже много вопросов, требующих решения и моего вмешательства в это решение.
«Восточный» еще толком не заработал, но уже прославился. К сожалению, не космическими достижениями, а безудержной коррупцией и воровством при строительстве. Забастовки рабочих, которым не платили зарплат, уголовные дела, смена руководства, неоднократные обращения к Путину с просьбами навести порядок – до сих пор результатов не дали. Что ж, может быть, на этот раз у президента получится.
О новых российских самолетах
и конкуренции с «Боингом»
– У нас очень хороший появляется самолет, конкурентоспособный, среднемагистральный – МС-21. Он явный конкурент «Боингу-737». Но взяли (США) и внесли в санкционные списки изделия для производства крыла. Никакого отношения не имеет к обороне. Мы сделаем это сами.
Потребуется время, мы думали, года два, но получится меньше, наверное, полтора. Он уже у нас летает, и эти материалы у нас появятся. Может быть, это отчасти даже хорошо, потому что это будут свои материалы – мы не будем в этом смысле ни от кого не зависеть.
Хочется надеяться, что так и будет. Но опыт российского ипмпортозамещения последних лет, увы, особого оптимизма не внушает.
О «Семерке»
Это всегда позитивный обмен мнениями, даже когда он проходит на повышенных тонах. Насколько я понимаю, так и было на этот раз в «Семерке». Это все равно полезно. Поэтому мы не отказываемся ни от какого формата сотрудничества.
В свое время очередная «Восьмерка» должна была состояться в России. Мы открыты. Если наши партнеры хотят к нам приехать, мы будем рады. Не мы же ее отложили, а наши партнеры отложили.
Видно, президенту так хочется вернуться в «клуб избранных», что он готов тотчас приветствовать в России тех, кто ввел против нашей страны санкции – и не думает их отменять.
О мирном договоре с Японией
– Есть масса вопросов, связанных с заключением мирного договора. Они не лежат только в плоскости двусторонних отношений, к сожалению для нас. Есть вопросы военного, оборонного характера, вопросы безопасности, и здесь мы должны учитывать и позицию третьих стран, и обязательства Японии перед третьими странами, в том числе перед Соединенными Штатами.
Об эксклюзиве на Курилы для Японии
– Есть гуманитарный фактор. Не могу не согласиться с Синдзо Абэ, что пока те вопросы не решены, то нужно сделать все, чтобы люди, которые имеют отношение к этим территориям, не чувствовали себя жертвами геополитических событий прошлых лет. Мы, исходя именно из гуманитарных соображений, идем не только навстречу этим людям, навстречу просьбам премьер-министра Японии, делаем это в эксклюзивном порядке. Это делает и политическую составляющую, потому что на эти острова Японское государство не хочет оформлять визы своим гражданам.
Мы понимаем всю тонкость этой ситуации и просто идем навстречу.
Конечно, для нас очень странно, что Япония, например, не выдает виз не конкретному гражданину, но, скажем, всем крымчанам. Где Япония, а где Крым?
Да, что-то Япония не спешит отвечать гуманизмом на гуманизм – ни в отношении крымчан, ни в отношении жителей Курил, у которых проблемы с японскими визами. Видимо, в Японии рассматривают «эксклюзив» как проявление слабости России.
О судьбе Курил
– Давайте будем на это (1945 год) и опираться, на исходную точку. Папаша все забрал – и все, и дело с концом. Отец народов…
Не смешно! «Папаша» чужого не забирал. Но и общенародные святыни, в том числе родную землю, оберегал и защищал. Сотни тысяч жизней советских граждан отданы за Курилы, Сахалин, наш Дальний Восток в войне с Японией. Никто не имеет права торговать прошлым и будущим этих территорий. Необходима твердая и однозначно выраженная позиция Москвы, основанная как раз на итогах победного 1945-го: «Курилы – это Россия». Навсегда, без допущений и оговорок.
Об акциях протеста в России
– Иногда это и приводит к позитивному результату, потому что встряхивает власть, выстраивает ее в нужном направлении для того, чтобы она эффективнее решала стоящие перед ней проблемы. Но действовать нужно именно в позитивном ключе, руководствуясь не своими узкокорыстными, групповыми интересами, а интересами страны и людей. И действовать в рамках установленных правил и законов.
Что касается «ваши или не наши», я убежден, что эти люди главным образом настроены позитивно, настроены на то, чтобы страна развивалась, желают внести свой вклад в ее развитие.
Непонятно только, почему сотни активных участников протестов оказались запертыми этим «позитивным ключом» в автозаках, полицейских участках и СИЗО.
О выборах «в век цифровизации»
– Важно помнить, что и в век стремительных технологических изменений ключевыми, непреходящими остаются такие принципы, как открытость, легитимность выборов на всех уровнях, честная конкуренция, диалог и уважение к оппонентам, безусловная ценность прав и свобод граждан.
Россияне нынешние «цифровые выборы» оценивают однозначно: манипуляция и приписки.
О либерализации
уголовных наказаний
– Моя позиция заключается в том, что эти статьи нужно либерализовать. По экономическим статьям человека сажать за решетку, выбирать в качестве меры пресечения содержание под стражей… Есть другие формы: подписка о невыезде, домашний арест и так далее. При этом нужно найти баланс между интересами государства и физических лиц.
Не логичнее было бы использовать «подписку» и другие меры, не связанные с лишением свободы, в отношении попавших под суд политических активистов? А то за борьбу против коррупции – годы тюрьмы. А коррупционеры и расхитители бюджета опять отделаются легким испугом.
О «социальном рывке»
на Дальнем Востоке
– Необходимо превратить, конвертировать экономические достижения региона последних лет в социальный рывок, в принципиальное более высокое качество жизни людей. Это значит, что нужно достичь перемен в здравоохранении, образовании, обустройстве городов и поселков, ощутимых при этом для миллионов людей. Причем такие изменения граждане должны почувствовать не в отдаленном будущем, а в ближайшее время.
Нам нужно окончательно переломить ситуацию. Дальний Восток должен не терять, а обретать людей с их энергией, силой и инициативой. Регион должен быть привлекательным для квалифицированных специалистов и, конечно же, для молодежи, за которой, как известно всем, – будущее. Тем более что Дальний Восток России – это очень молодой регион, у него хороший демографический потенциал, который важно сохранить и приумножить.
Здесь живут умные, созидательные по своей натуре, энергичные люди, которые способны достичь самых амбициозных целей, поэтому первая и ключевая задача нового этапа развития Дальнего Востока – поддержать молодежь.
Но тех, кто уезжает из региона Дальнего Востока, пока больше тех, кто приезжает.
Сколько было уже подобных заявлений за 20 путинских лет! Но, как вынужден признать президент, россияне по-прежнему покидают регион. Останутся ли и нынешние обещания пустыми словами?
Об ипотеке под два процента
на Дальнем Востоке
– Нам необходимо значительно повысить объемы строительства современного жилья, причем оно должно быть максимально доступным. Мы с руководителями регионов обсуждали этот вопрос – согласен запустить в регионе специальную ипотечную программу, по которой молодые семьи смогут брать кредит на покупку квартиры или дома в дальневосточных регионах всего под 2% годовых. Предлагаю запустить эту программу уже в этом году и сроком на пять лет.
Если бы в России соблюдалась Конституция, где закреплен ее статус социального государства, то ипотека под реальные, а не грабительские проценты была бы доступна всем: независимо от возраста и региона. Но по закону, а не по «высочайшей милости».
О самом красивом месте на земле
– Камчатка вообще, конечно, бриллиант наш, природный заповедник в целом, все там заповедное. Я ничего более красивого в мире не видел, чем Камчатка.
– Моя позиция заключается в том, что эти статьи нужно либерализовать. По экономическим статьям человека сажать за решетку, выбирать в качестве меры пресечения содержание под стражей… Есть другие формы: подписка о невыезде, домашний арест и так далее. При этом нужно найти баланс между интересами государства и физических лиц.
Не логичнее было бы использовать «подписку» и другие меры, не связанные с лишением свободы, в отношении попавших под суд политических активистов? А то за борьбу против коррупции – годы тюрьмы. А коррупционеры и расхитители бюджета опять отделаются легким испугом.
О «социальном рывке»
на Дальнем Востоке
– Необходимо превратить, конвертировать экономические достижения региона последних лет в социальный рывок, в принципиальное более высокое качество жизни людей. Это значит, что нужно достичь перемен в здравоохранении, образовании, обустройстве городов и поселков, ощутимых при этом для миллионов людей. Причем такие изменения граждане должны почувствовать не в отдаленном будущем, а в ближайшее время.
Нам нужно окончательно переломить ситуацию. Дальний Восток должен не терять, а обретать людей с их энергией, силой и инициативой. Регион должен быть привлекательным для квалифицированных специалистов и, конечно же, для молодежи, за которой, как известно всем, – будущее. Тем более что Дальний Восток России – это очень молодой регион, у него хороший демографический потенциал, который важно сохранить и приумножить.
Здесь живут умные, созидательные по своей натуре, энергичные люди, которые способны достичь самых амбициозных целей, поэтому первая и ключевая задача нового этапа развития Дальнего Востока – поддержать молодежь.
Но тех, кто уезжает из региона Дальнего Востока, пока больше тех, кто приезжает.
Сколько было уже подобных заявлений за 20 путинских лет! Но, как вынужден признать президент, россияне по-прежнему покидают регион. Останутся ли и нынешние обещания пустыми словами?
Об ипотеке под два процента
на Дальнем Востоке
– Нам необходимо значительно повысить объемы строительства современного жилья, причем оно должно быть максимально доступным. Мы с руководителями регионов обсуждали этот вопрос – согласен запустить в регионе специальную ипотечную программу, по которой молодые семьи смогут брать кредит на покупку квартиры или дома в дальневосточных регионах всего под 2% годовых. Предлагаю запустить эту программу уже в этом году и сроком на пять лет.
Если бы в России соблюдалась Конституция, где закреплен ее статус социального государства, то ипотека под реальные, а не грабительские проценты была бы доступна всем: независимо от возраста и региона. Но по закону, а не по «высочайшей милости».
О самом красивом месте на земле
– Камчатка вообще, конечно, бриллиант наш, природный заповедник в целом, все там заповедное. Я ничего более красивого в мире не видел, чем Камчатка.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.