Сегодня на сайте портала «Военное обозрение» была размещена статья, в которой речь шла о воздушном противостоянии Советских ВВС немецко-фашистским захватчикам. Публикуем её полностью.
Советские лётчики сбивали хвалёных немецких асов, одержавших от 70 до 30 побед в европейском небе. Среди сбитых в 1941 году пилотов люфтваффе значится как минимум 60 асов, погибших, попавших в плен или списанных после сбития по ранению, в том числе 13 немецких лётчиков, одержавших 25 побед и более. Это Х.-Ф. Йоппен (70 побед, сбит 25 августа, на момент гибели был 4-м асом люфтваффе после В. Мёльдерса, А. Галланда и В. Оэзау), Х. Хофман (63 победы, сбит 3 октября), Э. Вагнер (57 побед, сбит 13 ноября), Эю Шмидт (47 побед, сбит 31 августа), Х. Мютерих (43 победы, сбит 9 сентября), К. Сохацы (38 побед, сбит 3 августа), X. Бретнюц (37, сбит 22 июня), Й. Хакер (32 победы, сбит 13 октября), А.-В. Шуман (30 побед, сбит 6 сентября), Ф. Блазытко (29 побед, сбит 25 сентября), X. Колбов (27 побед, сбит 16 июля), В. Шельман (26 побед, сбит 22 июня), А. Лигниц (25 побед, сбит 30 сентября).
В советской историографии войны 1941-1945 годов был распространён миф о том, что люфтваффе, захватив внезапным ударом господство в воздухе, удерживало его в первый период войны (хотя на отдельных направлениях советская авиация могла временно завоевать оперативное господство в воздухе), однако после воздушных битв «коренного перелома» над Сталинградом, Кубанью и Курском, специальных воздушных операций 1943 года «стратегическое господство в воздухе окончательно перешло на сторону советских ВВС». Отсутствие господства в воздухе в 1941-1942 годах объяснялось совокупностью разных причин: больших потерь в начале войны, нехваткой современных самолётов («Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия». М., 1985. С. 147).
Считалось, что в 1941 году советские «соколы» летали на устаревших «ишаках» и «чайках», тяжелых МиГах, «лакированных гарантированных гробах» ЛаГГах; в 1942 году — на более или менее конкурентоспособных Як-7 и Ла-5; с 1943 года — на Як-3 и Як-9, Ла-5ФН и Ла-7, превзошедших «фоккеры» и «мессеры». Однако в последние десятилетия, после исчезновения диктата идеологии над наукой, получения доступа к ряду архивных фондов, в том числе зарубежных, утверждения о завоевании господства в воздухе в битвах над Сталинградом, Кубанью, Курском и Орлом, успешности крупных воздушных операций 1943 г., о превосходстве Як-3 и Ла-5 над последними модификациями Bf. 109 и FW.190 оказались подвергнуты сомнению или опровергнуты.
Возникли сомнения и по вопросу господства люфтваффе в 1941 году. Например, заявленное немцами уничтожение 1200 самолетов советских ВВС 22 июня нанесло заметный, но не критичный урон нашей авиации, поскольку в составе ВВС пяти приграничных округов и трех флотов должно было остаться более 9,5 тыс. машин без учета пополнения (как минимум еще 3 тыс. боевых машин к 1 августа). У немцев же на Восточном фронте было 3909 самолетов (с учётом учебно-боевых групп, частей, приданных группам армий, управлениям воздушных флотов): 1417 бомбардировщиков, 1067 истребителей, 786 разведчиков, 313 транспортных, 326 самолетов связи (включая небоеготовые). Ещё 1020 самолетов выделили союзники (считая финнов, венгров, итальянцев и хорватов, 22 июня в боях не участвовавших).
В первый день немцы потеряли 78 самолетов безвозвратно (включая 15 списанных из-за повреждений) и 89 — поврежденными, в том числе 24 Bf. 109 (еще 24- повреждены), 23 Ju.88 (17) и 11 Не.111 (8).
По данным историка Р. Ларинцева, все сбитые Не.111 были из KG55 «Гриф», 17 сбитых Ju.88 — из KG51 «Эдельвейс» (3-я группа потеряла сбитыми и поврежденными половину машин), 7 сбитых Bf.l09 — из II(Sch.)/LG2, 6 Bf.109 — из JG3 (будущей «Удет»), 5 Bf.109 — из JG51 (будущей «Мёльдерс»). Потери 22 июня 1941 г. оказались самыми высокими суточными потерями люфтваффе в войне с СССР.
В последующие дни уровень суточных потерь немецкой авиации хотя и сокращался, но оставался высоким. По данным Олафа Грёлера, опиравшегося на сводки 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера люфтваффе, за первую неделю боёв немцы потеряли 280 самолетов безвозвратно и 165 — поврежденными; за две недели — 429 и 247 машин соответственно (с учетом уточнений по потерям первой недели). В последующем уровень недельных потерь немецких ВВС на Восточном фронте просел до двухзначных цифр и до 1944 года до трёхзначных показателей не возрастал.
К концу четвёртой недели (с учётом уточнений по предыдущим дням) потери люфтваффе составили 719 безвозвратно потерянных и 452 поврежденных самолета, а к концу 1941 года — 2213 и 1435 машин соответственно.
Сравнение сведений о потерях люфтваффе на Восточном фронте по сводкам 6-го отдела за разные периоды приведено в таблице.
Период Уничтожено Повреждено
22.06.1941-03.01.1942 2213 1435
04.01.1942-14.03.1942 474 375
01.01.1942-31.08.1942 2459 2201
01.09.1943-31.03.1944 1871 1520
01.04.1944-31.10.1944 2898 2311
Как видно, в 1941-1943 годах самые высокие среднесуточные потери люфтваффе на Восточном фронте были как раз в 1941 году. И, хотя в указанной таблице отсутствует период с сентября 1942 года по август 1943 года, включающий в себя Сталинградскую битву, сражения на Кубани, удары воздушных армий 1943 года и Курскую дугу, имеющиеся на данный момент сведения о потерях в тех операциях позволяют предположить, что среднесуточные потери за эти 12 месяцев (по крайней мере, по боевым самолетам) окажутся ниже показателей 1941 года.
Некоторые историки считают сводки 6-го отдела неполными. Например, сумма потерь по ежедневным сводкам за третью и четвертую недели войны составляет 138 уничтоженных и 89 поврежденных машин, но разница между итогами первых четырех и двух недель войны равна 290 и 205 самолетам соответственно, то есть за две недели «уточнились» потери еще 154 и 116 машин соответственно, и нет гарантий, что эти «уточнения» окончательные.
Поэтому специалисты перепроверяют эти цифры сведениями из других источников. Например, по данным подполковника- генштабиста Греффрата: «За первые 14 дней боев было потеряно самолетов даже больше, чем в любой из последующих аналогичных промежутков времени. За период с 22 июня по 5 июля 1941 года немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля — 477».
По данным Клауса Рейнгардта, ссылающегося на начальника технического управления люфтваффе фельдмаршала Э. Мильха, с 22 июня по 31 октября 1941 года люфтваффе потеряло на Восточном фронте 5180 самолетов, в том числе 2966 машин сбитыми и уничтоженными на аэродромах. Для восполнения потерь промышленность поставила на фронт к 10 ноября 1941 года 5124 самолета, при этом в резерве осталось только 40 разведчиков.
Наиболее тяжелые потери понесли истребители: 1527 самолетов (на 31 октября), при этом промышленность поставила всего 1079 машин, что означало сокращение их численности на 452 единицы. К концу ноября итоговые потери люфтваффе на Восточном фронте составили 5585 машин, из которых 3189 являлись безвозвратными.
Таким образом, советские пилоты на устаревших «ишаках» и тяжелых МиГах за полгода истребили почти половину истребительной авиации врага и все её резервы и пополнения. Если к началу войны люфтваффе имело на Восточном фронте (без учёта 5-го флота) 27 ягд-групп Bf.109, то к началу ноября осталось 16 ягд-групп, а к концу 1941 года — 13 ягд-групп.
Кроме учебно-боевых групп, направленных на пополнение своих эскадр, немцам пришлось вывести с фронта в 1941 году управления четырёх эскадр и девяти ягд-групп: в июле — II./JG27, 5 августа -I./JG53 (со штабом эскадры), 14 сентября — I./JG27 и другие. Взамен лишь была введена в октябре I./JG52. Ввод в тыл ягд-групп был вызван в первую очередь их потерями. Например, JG53 за три с половиной месяца боёв из 170 Bf.109 (с учётом пополнений) потеряла 55 самолётов сбитыми, 41 — списанными, 23 — повреждёнными (данные на начало октября не учитывают восстановленные к тому времени машины), что составляет 70 процентов потерь.
Среди истребителей, убитых, попавших в плен или списанных по ранению в 1941 году, мы видим как минимум два командира эскадр, восемь командиров групп, 25 командиров эскадрилий. И это не считая офицеров, вернувшихся после сбития к лётной работе (как, например, майор Карл-Хайнц Грайзерт, командир III/JG3, сбит 22.07.1941 года).
Всё это в целом опровергает тезис о захвате люфтваффе господства в воздухе в 1941 года Действительно, советские ВВС понесли на начальном этапе войны тяжелейшие потери, связанные не только с внезапностью нападения, но и потерей аэродромов с большим количеством поврежденных или небоеготовых машин.
Значительное влияние на потери оказали системные проблемы с управлением и связью, тактикой боевого применения, неподготовленностью авиационного тыла. Советские истребители были устаревшими или уступали противнику по боевым показателям, но, с другой стороны, советские пилоты до войны хорошо освоили эту технику и знали все ее преимущества и недостатки. Именно в «освоенности», в хорошей степени владения техникой и оружием и видится корень успехов наших «соколов» в 1941 году.
В свете этого понятно, почему наша авиация в 1942-1943 годах, перевооружившись современными машинами, не смогла захватить господство в воздухе. На смену ветеранам с довоенной выучкой, частично выбитым в 1941 году, пришли выпускники ускоренных курсов, имеющих минимальный налет часов и обученных по системе «взлёт-посадка». В этих условиях реализовать все возможности, заложенные в новой технике, советским ВВС не удавалось вплоть до 1944 года.
Неслучаен тот факт, что в 1942-1944 годах для борьбы с советскими ВВС немцам вполне хватало полутора десятков ягд-групп (примерно половины от истребительных сил люфтваффе 22 июня), а ведущие «эксперты» (имеющие 200 и более сбитых) наибольшее количество побед на Восточном фронте одержали в 1942 году (X. Граф, X. Филипп), 1943 году (Г. Баркхорн, В. Новотны, Э. Рудорфер, X. Эрлер, Т. Вайсенбергер) или 1944 году (Э. Хартман, Г. Ралль, В. Киттель, В. Бац, В. Шук, А. Хафнер, X. Липферт).
При исследовании данной темы встает закономерный вопрос о результативности наших асов 1941 года, которые в тяжелейших условиях, летая на машинах, уступающих противнику по многим показателям, сумели противостоять давлению самых опытных экспертов врага, уничтожить половину его истребительной авиации, все его резервы и пополнения. Ранее изучение этого феномена казалось почти невозможным: боевые счета большинства из асов 1941 года не были высокими, а их биографии остались «в тени» более прославленных товарищей и были неизвестны даже специалистам. Однако в последнее время, благодаря активному вводу в оборот архивных источников как традиционным путем (через выписки), так и путем их оцифровки (например, наградные листы ОБД «Подвиг народа»), решение данной проблемы стало возможным.
Большим подспорьем в работе историков авиации стал справочник М.Ю. Быкова — результат многолетнего титанического труда, в котором выведены боевые счета более чем 3,5 тысячи советских асов. Однако следует учесть, что данный справочник содержит ценнейшую информацию, но не является окончательно завершенным исследованием и непререкаемой истиной. Значительного количества побед, засчитанных командованием нашим летчикам, в этом справочнике не оказалось.
Особенно это характерно для 1941 года, когда при отступлении и в окружении были утеряны документы ряда частей ВВС Красной армии. Например, у А.И. Покрышкина в справочнике указаны лишь 43 личные + 3 групповые победы (в том числе за 1941 год 2+1), а итоговый счет в 52 победы подвергнут сомнению. Между тем в ряде наградных и характеристиках четко указано, что Покрышкин в 1941-1942 годах одержал 6+6 побед.
Несмотря на то, что документы 55-го истребительного авиационного полка за 1941 год большей частью оказались утеряны, историку А.В. Марчукову удалось разыскать недостающие победы по документам вышестоящих соединений и довести счёт побед Покрышкина в 1941 году до 4+3.
Интересно отметить, что другому лётчику 55-го истребительного авиационного полка, Г.А. Речкалову, в справочнике засчитаны дополнительно 3 победы за 1941 год как раз на основании документов 20-й смешанной авиационной дивизии. Счёт А.В. Алелюхина в справочнике указан как 28+6, однако по наградным листам хорошо видно, что командование засчитало асу 9-го гвардейского истребительного авиационного полка 33+6 побед. С другой стороны, ряду асов в справочнике победы включались только на основании наградных, без подтверждения оперативными документами. В справочнике есть пилоты, счет которых составлен исключительно по наградному листу, без разбивки по датам и типам сбитых самолетов, например, И.П. Суворов.
В ходе исследования из справочника было выписано более 300 имён пилотов советских ВВС, победы которых потом проверялись по наградным листам. В итоге в базе данных осталось 130 советских летчиков, которым в 1941 году командование записало пять и более личных воздушных побед. Следует учесть, что победы, имевшие место до 22 июня (Испания, Китай, Халхин-Гол, «финская») и после 1941 года, здесь не учитываются. Групповые воздушные победы в базе данных указываются, но в личные победы не пересчитываются.
В некоторых работах встречались утверждения, что первым асом 1941 года уже 22 июня стал И.Н. Калабушкин. Однако, согласно наградным документам, пятый самолет врага он сбил лишь 31 июля.
Первым советским асом Великой Отечественной стал лётчик В.Ф. Сиротин, одержавший 25 июня пятую и шестую личные победы.
В июле асами стали уже 20 советских летчиков, в том числе М.Е. Чуносов, сбивший 7 самолетов за 8 дней (и ставший на несколько дней лидером), и Н.В. Терёхин, сбивший в одной атаке 3 Не-111.
Однако лидером среди советских асов стал В.А. Фигичев, одержавший в июле девять побед за 22 дня.
Уже 27 августа аса 55-го истребительного авиационного полка обошел Б.Ф. Сафонов, записавший десятую победу.
Через два дня В.Г. Лазарев поставил новый рекорд, сбив 5 Ju.87 в одном бою. Всего в августе асами стали ещё 22 советских пилота.
От редакции: Следует отметить, что важен общий результат. Так, в статье отмечено, что в первые месяцы Великой Отечественной войны Советские ВВС активно сбивали немецкую авиацию, а в дальнейшем, в связи с заменой старой авиационной техники на новую, сбивали в меньшей степени. Но, во-первых, модернизация вооружений — это крайне важное условие успешного ведения боевых операций. То, к чему приводит техническая отсталость в области вооружений, недостаточное поступление новой техники в войска (как бы успешно старая не справлялась бы на начальном этапе войны), видно на примере поражений нашей страны в годы Русско-японской и Первой мировой войны. Во-вторых, речь надо также вести и о коренном переломе в ходе войны, который произошёл после разгрома немцев под Сталинградом. Независимо от того, в больших количествах сбивали немецкую авиацию в 1942 — 1944 гг. или в меньших, общий победный итог с нашей стороны очевиден.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.