Сегодня на сайте портала «Военное обозрение» была размещена статья, в которой речь шла о военном конфликте у Кипра, произошедшего в ночь с 20 на 21 июля 1974 года. Публикуем её полностью.
«Дружественный огонь» — это когда свои стреляют по своим. Причины могут быть самые разные: от чистой психологии и до элементарной глупости. Например, накануне Второй мировой войны опознавательным знаком ВВС была белая звезда, в центре которой находился небольшой красный круг. У японских ВВС тоже красный круг, только большой. Очень большой по сравнению с американским. Но когда началась война и американские самолеты вышли на линию огня, от пилотов пошли сообщения о фактах «дружеского огня». Выяснилось, что в стрессовой ситуации воздушного боя или отражения налета глаз в первую очередь видит этот красный кружок. Размер во внимание принимается, но далеко не всеми. А следствие – дружеский огонь! Кружок убрали и случаев «дружеского огня» стало значительно меньше.
Эсминец США «Харвуд» принадлежал к кораблям того же типа, что и корабли, переданные Греции и Турции в порядке военной помощи и участвовавшие в «битве у Пафоса».
Известны случаи, когда свои машины и танки принимались за чужие ну просто потому, что «глаз замыливался» или была плохая видимость. Но самый, наверное, одиозный случай «дружеского огня» был связан, однако, с действиями соответствующих служб, и имел место относительно недавно в ходе турецкого вторжения на Кипр, начатого в ночь с 20 на 21 июля 1974 года. Вторжение это началось в самые последние дни правления в Греции режима так называемых «черных полковников».
А началось все с того, что на острове в 1964 и 1967 годах уже имели место случаи межэтнической розни в отношениях между греками и турками, так что обстановка там была весьма напряженной.
Но дальше – больше: в июле 1974 года законно избранный президент Кипра архиепископ Макариос при поддержке греческой хунты был отстранен от власти, которая перешла к группе радикалов во главе с Никосом Сампсоном, одним из руководителей греческой подпольной организации EOKA-B, требовавшей присоединить Кипр к Греции. Хотя новое руководство и объявило о своей лояльности в отношении турецкого населения острова, Турция, зная его как экстремиста и человека антитурецких настроений, в качестве ответного шага 20 июля 1974 года отправила на остров армию численностью 10 тысяч человек, в результате чего на Кипре начались военные действия. Закончилось все в итоге разделом Кипра на Северный и Южный, причем северная часть никем не признана, кроме Турции. Южная часть – собственно республика Кипр — член ЕС, и вот уже сколько лет судится с Турцией за компенсацию ущерба от военных действий. 12 мая 2014 года Большая палата ЕСПЧ в Страсбурге вынесла вердикт в пользу Республики Кипр о взыскании с Турции компенсации в размере 90 миллионов евро за нарушение положений Европейской конвенции по правам человека на Северном Кипре с 1974 года, из которых 30 миллионов должны были компенсировать причинение морального вреда родственникам пропавших во время этих событий греков-киприотов, а остальные 60 миллионов получить греки-киприоты с полуострова Карпас. Но Турция отказалась выполнять это решение Европейского суда, причем официально. Впрочем, их можно отчасти понять. Хотя Северный Кипр и принадлежит теперь Турции, достался он ей дорогой ценой, и виной был как раз «дружественный огонь», спровоцированный… кипрской разведкой!
История эта получила название «морского сражения при Пафосе» (21 июля 1974), причем это было настоящее сражение, да, вот только произошло оно между… турецким флотом и… турецкой авиацией, и по справедливости является самым показательным примером «дружественного огня» по своим последствиям после окончания Второй мировой войны.
А было так, что, когда ночью 20 июля 1974 года турецкая армия начала вторжение на территорию Кипра, греческая армия была просто не в силах противостоять ей ни числом своих солдат, ни вооружением, и была вынуждена использовать смекалку и хитрость.
Опять-таки было так, что еще 19 июля, то есть за 12 часов до начала вторжения, из порта Фамагуста на Кипре вышел большой десантный корабль «Лесбос», на борту которого находился сменный контингент греческих солдат, 450 человек, которые несли службу на Кипре. Это заметил турецкий самолет-разведчик RF-84F «Тандерфлеш» и сообщил, что корабль идет без какого-либо сопровождения, то есть представляет собой легкую цель.
Ну, а 20 июля возле острова Родос появились и боевые корабли Греции, и, едва только их командиры приняли сообщения о начале вторжения, как часть из них взяла курс на Кипр. Турецкие военные знали об этом по данным воздушной разведки, которую проводил самолет Грумман S-2E «Трэкер», который сообщил, что, судя по курсу, они идут навстречу «Лесбосу». На основе этой информации было отдано два приказа – ВВС и ВМФ Турции о том, что необходимо эти корабли остановить любой ценой. Планировалось, что авиация нанесет по ним первый удар, а корабли добьют то, что осталось и – главное, не позволят грекам высадить десант.
Однако турки вели наблюдение только днем, а ночью все греческие корабли с их радаров исчезли. Причем греческие корабли вовсе и не пошли к Кипру, а почему-то (и почему никто не знает!) в темноте изменили свой курс и пошли к острову Родос.
Тем временем три турецких эсминца «Aдатепеен», «Kocaтепеен» и «Tиназтепеен» у Киринии поддерживали огнем турецкий десант. И вот тогда, зная, что передачи по радио турки прослушивают, греческая разведка из Пафоса передала сообщение, в котором поблагодарила «греческие» корабли за своевременное прибытие. Турки его перехватили, но проверять почему-то не стали, а сразу отдали приказ о немедленной атаке греческих кораблей!
Удар должны были наносить 28 самолетов F-100D и 16 F-104G. Каждый F-100D нес две, а F-104G одну бомбу M117 массой 340 кг. Сопровождать ударные самолеты должны были истребители F-104G и F-100C. Всего было задействовано 48 машин, и, если сказать, что «небо над морем почернело от самолетов», преувеличением не будет!
Одновременно около 10 часов утра три турецких эсминца также получили приказ идти к Пафосу и атаковать корабли под флагом Кипра. И турецкие, и греческие эсминцы принадлежали к одному классу, попали и к тем, и к другим в рамках военной помощи, и внешне были похожи как братья-близнецы. К тому же, на них не стояло электронных систем опознавания «свой-чужой». Мало того, турецкое командование еще и сообщило своим пилотам, что турецких кораблей в этом районе нет! Так что летчики получили приказ «лететь и бомбить» … любые боевые корабли и выполнить задачу в кратчайший срок.
Самолеты прилетели, пилоты заметили внизу «греческие корабли», но почему-то не заметили турецкие флаги, а на предупредительные сигналы с кораблей внимания не обратили, а в 14:35 на эсминцы началась атака. Все три корабля получили серьезные повреждения. У «Kocaтепеен» прямым попаданием бомбы был уничтожен боевой информационный пост, поэтому на нем вышли из строя системы целеуказания и защищаться от атак он уже не мог! Пилоты это заметили, удвоили усилия, отчего на корабле произошел взрыв в хранилище боеприпасов, и он затонул, причем погибли 78 турецких моряков (13 офицеров, капитан корабля и еще 64 рядовых членов экипажа, 42 человека были спасены израильским кораблем и позднее доставлены в Хайфу. По некоторым сообщениям, огнем с кораблей был сбит также один самолет F-104G, но Турция признавать потерю еще и самолета отказалась.
Как всегда рядом с трагедией рука об руку шел и фарс. Оказалось, что в районе Киринии накануне был сбит турецкий самолет, и спасшемуся с него пилоту, находившемуся на Кипре, удалось по радио связаться с летчиками атакующих самолетов. Он попытался им объяснить, что они нападают на свои же турецкие корабли. Те попросили его назвать кодовое слово дня, но тот его знать не мог, поскольку сбили его накануне! В результате летчики над ним посмеялись и заметили, что он молодец, хорошо говорит по-турецки, и продолжили бомбить находившиеся у берега корабли. Сбросив все бомбы, они улетели, а поврежденные эсминцы запросили помощи и были отбуксированы на базы, где их чинили несколько месяцев!
При этом, по турецким данным, в результате этого инцидента погибли 54 военнослужащих. Впрочем, сразу же после «боя» турецкие СМИ заявили о выдающейся победе, одержанной над греческим флотом. Но затем, после поступивших из западных газет сообщений об уничтоженном эсминце, все эти заявления сразу исчезли. Потерю корабля Турция признала 25 июля. Такой вот бывает «дружественный огонь» и таковы бывают его последствия!
От редакции: Нельзя исключать того, что греческие власти, стремясь, во-первых, сберечь собственные вооружённые силы, во-вторых, спровоцировать раскол в стане противника, предумышленно подстроили так, чтобы имела место «стрельба по своим». Фактически они рассчитывали также и на то, что обведут вокруг пальца Турцию. Но это далеко не первый случай, когда западный империализм прибегал к аналогичной тактике провокаций с целью провоцирования международных конфликтов, что укладывается в доктрину реализации управляемого хаоса. События 11 сентября 2001 года, а также провоцирование зарубежными снайперами стрельбы на Майдане в 2014 году недвусмысленно говорит об этом.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.