Людмила ЗАЙЦЕВА: «Остаюсь с обманутым народом»

Людмила ЗАЙЦЕВА: «Остаюсь с обманутым народом»

Юбилей обязывает к общению. Как ни избегай стороннего внимания, а тебе непременно напомнят о круглой дате. И заново придётся переживать свою жизнь со всеми её радостями и тревогами, успехами и неудачами.

В КАНУН КРУГЛОЙ ДАТЫ Людмила Васильевна Зайцева, как правило, старается уехать куда-нибудь подальше, чаще всего на Алтай. Земля, давшая миру Василия Макаровича Шукшина, давно стала для неё второй родиной. Здесь начиналась её творческая жизнь, здесь встретила она хороших людей, будущих соратников по искусству, здесь вышла замуж. И как же радовалась всегда, что её день рождения оказался так близко к дню рождения Шукшина. Бывало, что принимала поздравления на макушке горы Пикет, в разгар всенародного вече, вдохновлённого жизнью и творчеством этого замечательного человека. И всегда возвращалась в Москву, согретая теплом человеческих сердец, полная новых замыслов и планов.

Сегодня многое изменилось. Потерял своё лицо шукшинский день в Сростках. Праздник души мало-помалу превратился в фольклорный фестиваль, сопутствующий ярмарке. А шукшинское вече, учившее, как жить по совести, выродилось в сходку местного руководства под славословия заезжих писателей и артистов, не знающих и не любящих Шукшина. Учреждён ещё кинофестиваль, на который привозят новые фильмы, не имеющие ничего общего с шукшинскими убеждениями и заветами.

Людмила Зайцева в этих фильмах не снимается. Уже много лет отказывается от работы в кино: уж очень ничтожные предлагаются роли — нельзя работать вопреки своей совести и своему вкусу. Недавно, казалось, повезло. Впервые за несколько лет получила единственную роль, что называется, по душе: сыграла мать Григория Мелехова Ильиничну в новой телевизионной экранизации «Тихого Дона». Вложила в этот образ всё своё понимание трагедии женщины, теряющей семью, а с ней и смысл существования. Но народ не принял новых толкователей шолоховского романа. И она теперь чувствует невольную вину за эту общую неудачу. Так что встречи со зрителем не всегда поднимают настроение. И в поездках на Алтай немало горечи. Утешают первозданной красоты природа и прекрасной души люди, которые живут в этих местах.

Последние четверть века были тяжёлыми для всей страны. Нелегко пережила их и Людмила Васильевна. Зрелые годы, которые могли бы стать годами больших свершений, были отданы борьбе за существование. По сути, в этом была трагедия миллионов людей, которых развал СССР и реставрация капитализма в России выбили из колеи, лишили профессии, а вместе с тем и смысла в жизни.

Она не сразу ушла из кино. Пыталась работать с полной отдачей даже в «лихие 90-е», только фильмов этих никто не видел. Существовали они в двух-трёх копиях и даже не всегда доводились до конца. Но кто ж из актёров в полной мере осознавал тогда: не для проката их снимают, а для отмывания денег. Не прибавила популярности и сыгранная позже роль в псевдоисторическом сериале «Тайны дворцовых переворотов ХVIII века». Не признал зритель любимую актрису в парике и кринолине: что это ещё за Екатерина Иоанновна Мекленбургская? Не понял, что старшая племянница Петра I была одной из трагических фигур русской истории, поскольку не просвещал зрителя сериал на этот счёт. Так что последней широко известной ролью Людмилы Зайцевой осталась Рита в «Маленькой Вере», мамаша непутёвой Верки.

Сколько же пересудов и споров вызвала в своё время эта работа! Ведь народ любил актрису, угадывая в ней и её героях коренные черты и свойства русского человека, каким замыслила его природа. В фильмах «Печки-лавочки», «Здравствуй и прощай», «Кадкина всякий знает» она оказалась настолько естественна и узнаваема, что многие её и за актрису не посчитали. Её Анна в телевизионных «Строговых» была плоть от плоти родной земли, и эта органичность не изменяла актрисе на всём протяжении многосерийного фильма. Такое умение на простом житейском материале раскрыть женский национальный характер, показать целую судьбу, движимую стремлением к справедливости, требовало не только артистизма, но и личных качеств: искренности, доброты, веры в человека. Зритель всегда чувствовал это — отсюда и абсолютное безоговорочное признание.

И вдруг эта роль в «Маленькой Вере» — настоящий шок для зрителя, увидевшего любимую актрису в образе бой-бабы с железной глоткой. Однако непредвзятому взгляду открывалось в этом фильме многое. Людмила Зайцева оставалась верна своей излюбленной теме; «мысль семейная» и здесь была главной, но в драме одной гибнущей семьи угадывалась драма общества, теряющего представление об истинных ценностях жизни. В паре с Юрием Назаровым актриса показала пустоту и беспочвенность существования, направленного только к убого понимаемому личному благополучию. И сколько же пришлось потрудиться потом замечательным актёрам, напрямую объясняя зрителям, что фильм этот — отнюдь не «чернуха», а грозное предупреждение народу, теряющему своё лицо в погоне за материальным положением. Гнались за шифоньером, а потеряли свою страну.

КОНЕЧНО, с глубокой благодарностью вспоминала потом Людмила Васильевна не эту, а совсем иную роль — другую мать, сыгранную в фильме «Праздники детства». Ей как актрисе и человеку много подарило соприкосновение с личностью Шукшина. Сыграв когда-то в юности эпизод в фильме «Печки-лавочки», познакомившись с его творчеством, она почувствовала себя «шукшинской актрисой» и с нетерпением ждала роли, обещанной ей в фильме «Степан Разин». Не стало Василия Макаровича — и этот актёрский потенциал оказался нереализованным. Многое могла бы сделать Зайцева вместе с ним. И потому совсем не случайным был выбор режиссёров Юрия и Рениты Григорьевых, предложивших ей роль матери Шукшина Марии Сергеевны. Фильм «Праздники детства» мыслился как биографический: в основу сценария легли рассказы и повести Василия Макаровича. Роль эта, незавидная для актёра-лицедея, требовала одного: правды существования в образе с виду обыкновенной, но сильной духом русской женщины. Из этой правды жизни и рождалась сила искусства, которое подарило нам тургеневскую Лукерью, некрасовскую Дарью, толстовскую Катюшу Маслову.

По словам самой актрисы, роль стала для неё этапной не потому, что принесла ей Государственную премию СССР, а потому, что изменила её судьбу на всю будущую жизнь. На съёмках она встретила актёра Геннадия Воронина. Узнав о проекте этого фильма, он поехал из Минска на Алтай, надеясь сыграть хотя бы в эпизоде. Сибиряк, успевший до того поработать в Бийском драматическом театре, подружиться с теми, кто хорошо знал Шукшина, пришёлся по сердцу режиссёрам и получил главную мужскую роль. Он и сам писал рассказы в манере Шукшина, мечтал о кино — красивый тридцатипятилетний человек с трудным характером и неустроенной судьбой. У них с Людой оказалось много общего: оба росли как трава в поле, оба пробивались к свету через бурелом жизни, учинённый войной. Оба по сути были правдоискатели — прекрасная черта русского национального характера, доставляющая таким людям столько неприятностей. После съёмок они вместе уехали в Москву и больше не разлучались.

Геннадий окончил Высшие режиссёрские курсы и снял свои первые фильмы «Баллада о старом оружии», «Два берега», «Мария Магдалина». Люда у него не снималась — растила дочку Василису. А вернувшись к работе, с большим успехом сыграла главную роль в фильме Юрия и Рениты Григорьевых «Говорит Москва». Фильм удостоился премии имени Александра Довженко. Жизнь была в расцвете — казалось, всё впереди. Кто мог подумать, что их лучшие годы придутся на излом времени?

Людмила Зайцева и Геннадий Воронин сразу же приняли сторону оппозиции предательскому, подлому капиталистическому перевороту 1991 года и включились в сопротивление антинародному захватническому режиму. Это был осознанный выбор немногих — абсолютное большинство их друзей и коллег в растерянности приняли навязанные им «правила жизни», по которым, видите ли, «живёт весь мир». Потом, обманутые буржуазной пропагандой, они горько пожалели об этом: начался развал советского социалистического хозяйства и мощная индустрия кино рухнула одной из первых.

После кровавой расправы с участниками народного восстания сентября—октября 1993 года Зайцева и Воронин вошли в группу поддержки КПРФ. Таких смельчаков, как они, были единицы. Большинство деятелей искусств «по здравому размышлению» встали на службу режиму. Народные артисты предали народ. «И не просто предали, — говорила тогда Людмила, — они его смутили, растлили. Нигде в мире не было такой любви к артистам, как в нашей стране. И этим воспользовались сначала авторы «перестройки», а потом реставраторы капитализма: самой ядовитой и безотказной наживкой стали эти «народные». Теперь они бесстыдно ведут агитацию «за Ельцина», хотя в своём кругу смеются над ним. И не считают себя подлецами: они же лицедеи!»

Всю избирательную кампанию 1996 года Людмила Васильевна была «культурным атташе», говорившим с народом от имени Коммунистической партии. Вместе с лидером КПРФ она объехала Волгоградскую, Ростовскую области, побывала на Кубани, в Кабардино-Балкарии. Выступая на митингах и предвыборных собраниях, обращалась к людям от полноты души, созревшей и окрепшей именно в советское время. Не было ни сомнений, ни усталости, была только вера в победу. Невозможно было не верить, видя, как встречает народ Зюганова, как тянутся к нему загорелые мозолистые руки: «Мы двумя руками готовы за вас голосовать!»

Но победу над ненавистным режимом у народа тогда украли предатели и трусы, обустроившиеся на развалинах Отечества. Ей потом рассказывали, как в горных речках после объявления результатов второго тура голосования находили целые мешки с бюллетенями «за Зюганова». Их даже не сочли нужным уничтожить: вот, мол, вам ваше волеизъявление…

ПО СЕЙ ДЕНЬ Людмила Зайцева не изменила своих убеждений, осталась нашим товарищем и союзником. «Остаюсь с обманутым народом!» — эта стихотворная строка стала её жизненным девизом. Со своим зрителем на творческих встречах по-прежнему говорит откровенно и нелицеприятно, по совести отвечает на «неудобные» вопросы. Излюбленная её трибуна — в Сростках. Она по-прежнему часто бывает на родине Шукшина. Не ради фольклорного праздника — ради земляков Василия Макаровича. Там её любят и ждут как родную. Всем миром помогли ей пережить страшное горе — безвременную смерть любимого мужа. Именно на Алтае она нашла поддержку, когда решила позаботиться о его творческом наследии. Геннадий Анатольевич оставил много рукописей. Это был талантливый человек, чувствовавший дыхание своего народа. В своих рассказах и стихах со щемящей искренностью и нежностью говорил о простых душах, открытых любви и красоте. Позже начал писать сценарии и в них отображать совсем другой современный мир — мир капиталистических хищников, поразивший его своей жестокостью и агрессивностью.

Готовя сборник, Людмила Васильевна нашла поддержку в Государственном музее истории, литературы, искусства и культуры Алтая: книга «Колокол детства моего» в прекрасном оформлении, хорошо иллюстрированная вышла в Барнауле. Это событие она считает своим творческим успехом. Недавно Людмила Васильевна провела презентацию книги в Союзе кинематографистов, читала из неё стихи:

Вы, восхвалявшие когда-то

И хлебороба, и солдата,

Осанну певшие верхушке,

Чтоб допустили вас

к кормушке,

Слагали гимны, оды, марши

И призывали: выше,

дальше!

Даёшь! Орали, увлекали.

В итоге — первыми

предали!

Вы сдали всех своих героев

И превратили их в изгоев.

Лариса ЯГУНКОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *