Забытая победа

Забытая победа

Предыстория

1572 год… Прошло двадцать лет с того момента, как войско русского царя Ивана IV Грозного овладела Казанью и Казанское ханство вошло в состав Русского царства. Еще через четыре года пала Астрахань и к России был присоединен еще один крупный осколок Золотой Орды – Астраханское ханство. Под влиянием этих успехов, вассальную зависимость от России объявило Сибирское ханство, а также правители мелких княжеств и ханств в Предкавказье. Кольцо враждебных исламских сил, продолжавшее окружать Россию со времен падения татаро-монгольского ига, было разорвано. В руках русского царя оказался весь торговый путь по Волге до Каспия, что открыло новые просторы для торговой экспансии на Восток, в Сибирь и Среднюю Азию. Немаловажным было и международное признание силы русского монарха.

Победы русского царя вызвали закономерную тревогу в исламском мире, ведь павшие ханства были союзниками и вассалами османского султана, являвшегося одновременно и халифом правоверных мусульман. Переход Поволжья и Приуралья под власть Москвы угрожал интересам местных  мусульманских паломников в Мекку и Медину. Сами по себе победы Москвы были вызовом авторитету султана, не говоря об ущемлении его интересов в завоеванных Россией землях. Кроме того, через Каспийское море Россия могла теперь вести прямую торговлю с Сефевидским Ираном – главным противником Османской империи в борьбе за лидерство в исламском мире и на Ближнем Востоке.

Не меньшее раздражение русские победы вызывали и у самого сильного преемника Золотой Орды – крымского хана. Серьезно уменьшились возможности для осуществления набегов – именно они составляли основу экономики Крымского ханства. Тысячи русских невольников и работорговля также были существенным доходом крымцев. С падением Казани и Астрахани приток рабов сильно снизился.

В этой связи османский султан Селим II и крымский хан Девлет-Гирей I пошли на взаимовыгодный союз, главной целью которого было возвращение Казани и Астрахани под влияние исламского мира.

Момент для заключения союза был выбран весьма удачно – в 1558 г. Иван IV Грозный начал войну с Ливонией, стремясь завоевать выходы к Балтийскому морю, и установить тем самым тесные политические и экономические контакты со странами Западной Европы. Война началась для России удачно, был взят исконно русский город Полоцк, русские войска заняли большую часть Прибалтики. Ливонская конфедерация в итоге перестала существовать, но на помощь разгромленным рыцарям пришли Польша, Литва и Швеция. Они образовали антирусский союз и начали наносить поражения русским войскам. Положения усугубили предательства некоторых русских командующих, прежде всего князя Андрея Курбского. Потрясенный его изменой, Иван Грозный практически отстранился от руководства армией, война приобрела затяжной характер. С 1565 г. внутреннее положение страны еще больше было ослаблено введением «опричнины».

Видя все это, крымский хан, имея полную поддержку из Стамбула, начал готовиться к масштабному походу на Москву…

Походы на Астрахань и Москву

Первой своеобразной «тренировкой» перед походом на Русь, для Крымского ханства стал поход на Астрахань. Идея об его организации родилась в 1563 г., еще у султана Сулеймана I, наводившего в свое время ужас на весь христианский мир. Его преемник Селим II решил осуществить план отца, и не только вернуть Астрахань, но прорыть канал между реками Волгой и Доном. Тем самым, турецкий флот фактически получил бы возможность прохода из Черного моря в Каспийское. А Астрахань стала бы для него отличной базой для атак на Иран и защиты тюркских народов Средней Азии.

Селим II направил к крымскому хану Девлет-Гирею I не только денежные средства для организации похода, но военную помощь – 15 тысяч отборных пехотинцев-янычар, 2 тысячи конных лучников-сипахов и несколько тысяч нерегулярных пехотинцев-азабов и всадников-акынджи. Командующим походом стал османский наместник в крымской Кафе – Касим-паша. К нему присоединился крымский хан со своим войском – 50 тысяч человек, в основном конных татар. Вслед за крымско-османской армией шли еще 30 тысяч рабочих-землекопов, которые должны были рыть канал. Перед Касимом-пашой и Девлет-Гиреем I стояли две задачи – взять Астрахань и обеспечить безопасность строительных работ. Летом 1569 г. крымско-татарская армия выступила из крепости Азов по направлению к Астрахани.

Иван Грозный немедленно послал на помощь Астрахани 30-тысячную армию, а командиру астраханского гарнизона князю П.С.Серебряному-Оболенскому – приказ удерживать город. В сентябре 1569 г. турки и татары подошли к Астрахани. Но началу осаду помешала начинавшаяся осень. Янычары и сипахи, не привыкшие воевать в это время года, начали выражать недовольство. Слишком трудным оказалось и строительство канала, рабочие также все чаще выражали неповиновение. Боясь больших мятежей в войске и на строительстве канала, Касим-паша и Девлет-Гирей I остановили строительство, а затем сняли и осаду – к Астрахани прибыла присланная царем армия, а также отряд запорожских казаков во главе с князем М.А.Вишневецким.

На обратном пути в Крым крымско-татарское войск понесло потери из-за нехватки провианта и болезней, его постоянно донимали и удары казачьей конницы. Османский флот в Азове также был сильно потрепан сильными штормами. Немногим османским воинам удалось вернуться домой. По итогам неудачного похода, в начале 1570 г. в Стамбуле султан Селим II подписал перемирие с Россией.

После заключения перемирия интересы османского султана вновь переключились на европейские дела, а хан Девлет-Гирей I не мог простить подобного вызова своему авторитету. Воспользовавшись негласной поддержкой Польши, он начал готовить масштабный набег на русские территории. Россия была сильно ослаблена «опричниной», основная часть боеспособных русских войск была занята на Ливонской войне.

Летом 1571 г. Девлет-Гирей I со своей армией выступил в поход из Крыма. Благодаря предательству некоторых командиров русских пограничных укреплений, крымцы обошли «засечные линии» русских границ через земли Серпуховского княжества, перешли реку Угру и вышли во фланг пограничной 6-тысячной русской армии. Отряд был разгромлен, остатки отступили к Москве. Вслед за ними под защиту московских стен бежало и местное население. Сам царь Иван Грозный уехал из Москвы в Ростов.

В июне 1571 г. Девлет-Гирей I встал лагерь в подмосковном селе Коломенском, и подпалил предместья русской столицы. Сильные ветра и жаркая погода способствовали полному выгоранию города, в огне и панике погибли тысячи москвичей и командир московского гарнизона князь И.Д.Бельский. Решив не грабить выгоревший город и отказавшись от осады Кремля, Девлет-Гирей I отступил от Москвы, уведя за собой в Крым почти 150 тысяч пленников.

Потрясенный набегом, Иван Грозный даже согласился уступить Девлет-Гирею I Астрахань и срыть все русские укрепления на юге, но тот потребовал еще и Казань и две тысячи золотых рублей. Получив в ответ отказ, Девлет-Гирей I начал готовиться к новому масштабному набегу, с целью полного уничтожения Москвы и русской государственности.

Перед битвой

Уверенный в том, что оправиться от прошлогоднего набега Россия не успеет, Девлет-Гирей I начал готовиться к новому походу. Ведь кроме последствий набега, Россия была разорена опричниной, затянувшейся Ливонской войной, голодом и начавшейся эпидемией чумы. Оставалось нанести последний удар…

В течение года Девлет-Гирей I собирал новую и поистине огромную армию. Султан Селим II прислал ему 7 тысяч самых лучших янычар и пушки. Из крымских татар и союзников из Ногайской Орды, Девлет-Гирей I собрал 80-тысячную прекрасно вооруженную армию. Фактически, в поход была собрана большая часть мужского населения Крыма. Девлет-Гирей I открыто заявлял, что намерен взять Москву, свергнуть царя Ивана и присоединить к своим владениям всю Россию – «Еду в Москву на царство!».

Единственной силой, которая могла в этих условиях дать хотя бы минимальный отпор захватчикам, оказалась армия пограничной стражи под командованием князя М.И.Воротынского – всего 20 тысяч человек. К нему на помощь царь отправил также 7 тысяч немецких наемников. Воротынский был опытным командиром, участвовал в осаде Казани. По приказу царя, Воротынский должен был любой ценой остановить армию Девлет-Гирея I, если тот будет продвигаться к Москве медленно, явно готовясь к осаде. Если же хан ограничился бы молниеносным набегом, то в этом случае Воротынскому было приказано донимать его армию партизанскими нападениями. Сам царь выехал из Москвы в Великий Новгород.

27 июля 1572 г. крымское армия подошло к реке Оке и переправилась через неё в районе Серпухова. Отряд крымского мурзы Тебердея достиг окрестностей современного Подольска и встал в авангарде, ожидая подхода основных сил хана.

Воротынский, тем временем, расположился у Серпухова. Осознавая, что его малочисленная армия не сможет победить превосходящего по численности противника в открытом бою, князь приказал построить «Гуляй-город» — выстроить в линию все имеющиеся в армии телеги и повозки, скрепить их между собой и укрепить бревнами и щитами. В проделанных бойницах были установлены пушки и пищали, при чем их наличие было приказано всячески скрыть от противника.

Девлет-Гирей I решил не атаковать «Гуляй-город» Воротынского у Серпухова, и выслал против него небольшой отряд, а сам, завершив переправу у села Дракино, собирался идти к Москве. Но у Дракино крымцы наткнулись на отряд воеводы Н.Р.Одоевского. В ходе кровопролитного сражения, русский отряд был разбит. Одоевский с уцелевшими воинами ушел к Воротынскому. Сам Воротынский решил сняться с «Гуляй-города» и атаковать крымцев с тыла, если те начнут осаду Москвы, которую в этот раз защищал сильный гарнизон. Московский Кремль в то время был передовой крепостью в фортификационном отношении, и для его обороны не требовалось большого войска.

Хан также не собирался начинать осаду Москвы, имея в тылу русскую армию. Поэтому он также решил сначала полностью разгромить Воротынского, а после этого идти на штурм Кремля.

Силы сторон

Согласно летописям, русская армия под командованием Воротынского, насчитывала ровно 20 тысяч человек. В его составе были регулярные воины-стрельцы, казаки, местные ополченцы, иностранные наемники, отряды местных дворян и монастырей. К Воротынскому присоединились в качестве командующих князья Одоевский, Хворостинин и донской атаман Михаил Черкашенин.

Против была армия Девлет-Гирея I, насчитывавшая не менее 60 тысяч человек, включая союзников из Ногайской Орды, черкесов и присланных из Османской империи янычар.

Ход сражения

На марше к Москве армия Девлет-Гирея сильно растянулась. Авангард крымского войска был уже у реки Пахры, а арьергард – в 15 км позади, у села Молоди. Здесь 29 июля 1572 г. он и был настигнут отрядом князя Хворостинина и полностью уничтожен. Узнав о разгроме арьергарда, Девлет-Гирей I сделал то, чего от него ждал князь Воротынский – развернулся назад к Серпухову. Но в это время Воротынский уже развернул «Гуляй-город» у Молодей, в удобном месте на холме и прикрытом рекой Рожая. Хворостинин, умело уклоняясь от атак крымцев, вывел к «Гуляй-городу» всю армию Девлет-Гирея I. У «Гуляй-города» встала вся русская армия во главе с Воротынским.

Недооценивая укрепления русских, крымский хан несколько раз малыми силами атаковывал «Гуляй-город», но все атаки были отбиты огнем из луков, пищалей, мушкетов и пушек. 31 июля Девлет-Гирей I обрушил на «Гуляй-город» всю свою армию, но и штурм был снова отбит. В одном из боев погиб Тебердей-мурза, ногайский хан и трое крымских мурз.

Утром 2 августа Девлет-Гирей I снова начал штурм «Гуляй-города», этот бой оказался для армии Воротынского самым тяжелым – погибли 3 тысячи стрельцов и понесла большие потери кавалерия. В самом «Гуляй-городе» было много раненых, кончалась вода, из-за нехватки провианта начали убивать лошадей, передвигавших «Гуляй-город».

В полдень крымский хан предпринял последнюю меру – он приказал своим всадником спешиться и атаковать «Гуляй-город» наравне с пехотой. В бой было решено бросить главный «козырь» — 7 тысяч янычар. До самого вечера, волна за волной, крымцы и янычары штурмовали «Гуляй-город», но всякий раз откатывались назад.

Увлеченный штурмом «Гуляй-города» с одного фронта, Девлет-Гирей I допустил роковую ошибку – он не окружил русское укрепление полностью. Поэтому с наступлением темноты, Воротынский скрытно вывел из «Гуляй-города» засадный отряд, и, обойдя холм по лощине, ударил в тыл крымской армии. Одновременно, из-за стен «Гуляй-города», под поддержкой огня пушек, в решающую атаку устремилось все русское войско. Не выдержав одновременных ударов, крымская армия дрогнула и начала отступать. Отступление быстро превратилось в бегство, крымцы бросали обозы, оружие и награбленную добычу. Погибло 15 тысяч крымцев. Русские гнали крымцев до самой Оки, где был полностью уничтожен также отряд, охранявший переправу. Несколько тысяч отступавших татар утонули в реке. Сам хан Девлет-Гирей I бежал с поля боя. В сражении были убиты его сын, внук и зять, множество его сановников. Погибли и все 7 тысяч янычар. В Крым смогли вернуться всего 15 тысяч человек.

Значение Молодинской битвы

Планировавшийся как грандиозный набег с последующим порабощением всего Русского государства, поход хана Девлет-Гирея I на Москву обернулся для Крымского ханства настоящей катастрофой. В битве у Молодей была уничтожена большая часть мужского населения Крыма. Осуществлять грабительские набеги на русские земли крымскому хану теперь было, по сути, не с кем. Обескровленная опричниной и Ливонской войной, Россия, тем не менее, была спасена от войны на два фронта и настоящей катастрофы государства. Крымские набеги прекратились до 1591 г., и никогда более не были столь масштабными и разрушительными, чем прежде. Даже во времена Смуты начала XVII в. крымские татары не предпринимали регулярных и разрушительных набегов. Покровитель крымского хана, Османская империя, также вступавшая в эпоху упадка, была вынуждена отказаться от попыток вернуть в зону своего влияния Поволжье, власть над которым окончательно закрепилась за Москвой.

Чтобы предотвратить подобные набеги в будущем, Иван Грозный приказал выстроить новые пограничные укрепления на 300 км южнее прежних. Был основан город Воронеж и основана мощная крепость в Ельце. Началось более активное освоение земель Дикого поля, где со времен распада Киевской Руси и расцвета золотоордынского ига, хозяйничали только татарские кочевники.

Несмотря на весьма судьбоносный и знаменательный характер победы в битве при Молодях, эта славная страница в истории России долгое время очень мало изучалась и освещалась. Причины тому называются разными. Главной же называется всеобщее стремление последующих историков только осуждать времена правления Ивана Грозного, не принимая во внимание достигнутых при нем побед. В том числе и в Молодинской битве…

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *