Чем ближе к Белому дому подходит экстравагантный кандидат в президенты США, строительный магнат и яркий телеведущий Дональд Трамп, тем слышнее в Америке голоса тех, кто предлагает остановить его силой, предрекает неизбежность вооружённого путча.
Турецкие узоры
У сторонников идеи мятежа есть влиятельные противники. По их мнению, «Америка — это великая страна свободы, а не какая-нибудь прозябающая на обочине мировой цивилизации Турция, где глава государства для упрочения своей личной власти в одночасье посадил в тюрьму более сотни высокопоставленных военачальников». Общее же число репрессированных перевалило, как сообщается, за 60 тысяч.
Конечно, хитроумные узоры турецкой политики неприемлемы для Соединённых Штатов. Однако вряд ли стоит так уж категорично отрицать вероятность вооружённого внутреннего конфликта. Путч, как известно, не кончается удачей — в противном случае его зовут иначе. А потому, не зацикливаясь на конкретных словах, обратимся к реальному историческому опыту.
Как известно, первым американским путчистом был генерал Джордж Вашингтон. В 1775 году он стал главнокомандующим армией колонистов, выступивших с оружием
в руках против британских войск. Когда повстанцы, понеся огромные потери, победили, их выступление стали именовать войной за независимость, в ходе которой и было создано суверенное государство США (первоначально — Североамериканские Соединённые Штаты — САСШ). Генерал Вашингтон стал
первым президентом новой страны. Её независимость в 1783 году по Версальскому договору признала Великобритания.
«Обратно в Белый дом!»
Разговоры о возможности путча, который якобы организуют военные при поддержке влиятельных сил бизнеса, многие в Америке считают тривиальным политическим шантажом. При этом мало кто отрицает, что в результате неудач афро-азиатских авантюр Обамы среди руководства армии действительно немало недовольных, способных действовать решительно и без оглядки на закон. Им не нравится ни Обама, ни Клинтон, ни Трамп. Они готовы выступить против правящего истеблишмента в целом и сорвать президентские выборы, изменив политическое устройство страны. Трамп же здесь «попадёт под раздачу» как самый сильный из нынешних политиков.
Вероятно, это действительно примитивный шантаж со стороны противников Трампа. Однако наблюдатели отмечают, что он настороже и готов к любому развитию событий. Его сторонники педалируют лозунг «Обратно в Белый дом!» Таким образом Трамп заявляет о своей готовности не только завоевать Белый дом, но и вернуть его под управление представителя именно республиканской партии — «великой старой партии», руководство которой откровенно Трампа недолюбливает. Это новый штрих в избирательной кампании. Ведь недавно был период, когда предполагалось, что Трамп будет баллотироваться на президентский пост не как выдвиженец республиканцев, но как независимый кандидат. Время, очевидно, потребовало усиления его позиций за счёт партийной поддержки. А недавно Трамп сделал ещё один неожиданный шаг. Он объявил, что в паре с ним на должность вице-президента будет баллотироваться Майкл Пенс, которого поддерживает движение «Чаепитие».
«Чайников» называют «партией сердитых американцев». У них нет ни организационной структуры, ни руководящих органов. Обладая лишь Интернетом и морально-политическим единством своих членов, это движение с начала двухтысячных годов проводит массовые митинги, которые не может игнорировать традиционная политическая машина.
В 2008 году «Чайная партия» (движение «Чаепитие») громко заявила о себе. Её выдвиженка — «красавица-охотница с Аляски» Сара Пэйлин — была официально зарегистрирована вместе с сенатором Джоном Маккейном для участия в выборах президента и вице-президента США против Обамы и Байдена. Консервативные республиканцы, сторонники Маккейна, слились в едином порыве с «чайниками», сторонниками Пейлин. И проиграли.
Но, как писал Бальзак, «ещё один такой провал — и ты станешь знаменитым». В 2010 году на съезде движения «Чаепитие» в Нашвилле (штат Теннесси) Сара Пейлин работала как «приглашённый спикер». Ей хорошо заплатили: гонорар составил 100 тысяч долларов. И она отработала его до последнего цента.
Для начала Сара Пэйлин объявила, что «Америка готова к новой революции». По её словам, «движение «Чаепитие» создано для людей. Что дали вам все эти ля-ля разговоры про надежды и изменения?» Поговорив о возрождении «подлинно американских ценностей», приглашённый спикер назвала проект бюджета на 2011 год, предложенный Обамой, «аморальным», поскольку он приведёт к росту государственного долга (что и произошло вскоре).
А потом госпожа Пэйлин неожиданно осуждающе заявила, что «Обама не улучшил отношения ни с Китаем, ни с Россией» (!). И это было ещё не всё изумительное в её «чайной церемонии». После съезда в Нэшвилле, когда журналисты заговорили о «втором пришествии леди-охотницы с Аляски», она дала большое интервью телеканалу «Фокс ньюс». Этот канал в Америке многие считают «жёлтым», но смотрят его охотно — там регулярно появляются сенсации, которые не попадают на «солидное» телевидение. Сара Пэйлин не нарушила традиции: на вопрос о её намерениях баллотироваться в президенты США, она ответила: «Я всегда молю бога: если для меня есть какая-то открытая дверь, не дай мне, господи, пропустить эту дверь. И если в 2012 или 2016 году появится такая открытая дверь, если мои возможности послужат интересам моей семьи (Пэйлин — многодетная мать), моего штата и моего народа, я прорвусь через эту дверь».
Бурные аплодисменты.
Как известно, ни в 2012-м, ни в 2016 году бог для Сары Пэйлин дверь в Белый дом не открыл. Но «чайники» получили новый импульс в общенациональной пиар-кампании, который искусно использовал Дональд Трамп, выдвинув на вице-президентский пост яркого представителя движения «Чаепитие» Майкла Пенса.
«Чайные звёзды»
Пэйлин — не единственная звезда «чайников» на политическом небосклоне. В 2010 году во время промежуточных выборов в конгресс США в штате Массачусетс ярко заблистал Скотт Браун. Он выходил на предвыборные митинги и представлялся так: «Меня зовут Скотт Браун, я вожу грузовик». Следовали бурные аплодисменты.
Конечно, Браун зарабатывал себе на хлеб не тяжким шофёрским трудом. Он был избран в сенат штата Массачусетс и неплохо чувствовал себя в этом качестве. Но ездил действительно не на роскошном лимузине, а на «простонародном пикапе» — на эдаком обшарпанном грузовичке. Когда Обама понял, какую опасность для него представляет этот парень — простоватый с виду, появляющийся на вызывающе скромном авто, — президент срочно вылетел в Бостон (столицу Массачусетса) и выступил на предвыборном митинге своей сторонницы, генерального прокурора штата Марты Коукли. Ситуация была действительно серьёзная. Речь шла о выборах представителя штата в федеральный орган власти — конгресс. Баллотировались Скотт Браун и Марта Коукли.
Обама начал свою речь в назидательном стиле: «Вы должны чётко понимать, что стоит на кону в Массачусетсе. Это вопрос о том, пойдём ли мы вперёд или начнём движение назад?» (не правда ли, похоже на словесную бессмысленную кашу Михаила Горбачёва).
Потом президент заговорил о Скотте Брауне: «Оппонент Марты решил припарковать свой пикап на Уолл-стрит. Но я хочу твёрдо заявить: нечего отдавать ещё один голос банкирам. У них и так хватает голосов!»
Так Обама объявил, что Браун — человек «большого бизнеса» и в случае своей победы будет отстаивать его интересы, а не заботиться о простых американцах.
Однако журналистам показалось странноватым, что обличал «прислужника банкиров» тот самый Обама, который в своей недавней инаугурационной речи публично отрекомендовал Уоррена Баффета, одного из трёх богатейших в мире людей, как продюсера своей избирательной кампании. Это к вопросу о прислужниках «толстых кошельков».
Президент явно нервничал. Вероятная победа Брауна меняла соотношение сил в конгрессе США: его голос в федеральном законодательном органе был подлинной «золотой фишкой» — он лишал демократов конституционного большинства. Противники Обамы получали возможность устроить ему «политическое гильотинирование» — Браун прямо обвинял президента в безразличии к судьбам безработных. Опасный тезис для хозяина Белого дома.
Президенту угрожал малоизвестный кандидат, идущий во власть при поддержке малоизвестной (тогда) группы «чайников». И угрожал он в штате, который почти сорок лет в сенате представляли демократы. Сенатор от Массачусетса Эдвард Кеннеди постоянно активно поддерживал Обаму. В сентябре 2009 года кандидат демократов на пост сенатора США прокурор Марта Коукли опережала Скотта Брауна на 30 пунктов. Она расслабилась и в декабре уехала на рождественские каникулы. «Чайники» использовали эту ошибку сановной леди для усиления пропаганды в пользу Скотта Брауна. Конечно, позже Обама попытался исправить ситуацию, лично вмешавшись в массачусетскую кампанию. Но было уже поздно. Когда победа Брауна стала очевидной, «чайники» обоснованно праздновали поражение Обамы: они внесли весомый вклад в формирование такого состава конгресса, который связывал президента по рукам и ногам. В результате раскол двух ветвей высшей власти — президентской и законодательной — едва не довёл богатейшую страну мира до дефолта.
Обама был деморализован. Накануне выборов президента на второй легислатурный период он сказал, что предпочитает хорошо проработать четыре года, нежели плохо восемь лет. Журналисты оценили это как подготовку к капитуляции.
Президент усидел — видимо, были достигнуты какие-то договорённости с оппонентами. Но сейчас это, в полном смысле слова, «хромая утка» — политически беспомощное существо во главе великой ядерной державы. А «чайники», судя по кампании Трампа, полны бодрости и боевого задора. Что порождает массовый интерес к их прошлому и будущему.
Откуда они взялись
Своё название движение «Чаепитие» возводит к Великому бостонскому чаепитию 16 декабря 1773 года. Тогда борцы за свободу Америки от британского колониального господства выбросили в море чай, который доставило в порт одно из английских судов. Акция была протестом против высоких налогов, введённых британскими колониальными властями. Она вошла в историю как начало революции, целью которой было обретение английской колонией независимости. Нынешние «чайники» тоже толкуют о революции, которая «реализует идущий из самых низов общества призыв к действию». Альянс миллиардера Дональда Трампа и «революционного «чайника» Майкла Пенса выглядит несколько экзотично. Но он опасен для оппонентов. Влиятельные политические «тяжеловесы» из руководства Республиканской партии подозрительно относятся к Трампу из-за его контактов с «чайниками»: слишком уж лозунги революционеров радикальны. Но Трампа это не смущает. Он добился общепартийной поддержки на недавнем республиканском съезде и теперь не слишком волнуется из-за позиции «Больших «слонов» («слон» — графический символ Республиканской партии).
Некоторые говорят, что союз Трампа и Пенса — это альянс диссидентов. Ну что же, отвечают их сторонники, пятьсот лет назад в католическом мире Мартин Лютер тоже считался диссидентом. Однако он сумел не только создать протестантизм, но и превратить его в мощнейшую мировую религиозно-политическую силу. Время покажет.
P.S. В Интернете обсуждается информация, базирующаяся, как утверждается, на утечке из штаба Дональда Трампа. Якобы миллиардер сказал в узком кругу, что победа на выборах — это замечательный результат. Но и выход претендента из гонки имеет свои достоинства: его бизнес получит невиданную в истории рекламу, которая обеспечит резкий рост активов. Реклама не может быть плохой или хорошей — её может быть только мало или много.
А.Д.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.