11-12 августа 2016 г. в Таиланде произошла серия террористических актов. Несколько взрывов прогремели в ряде населенных пунктов на юге страны. Сначала бомба взорвалась на рынке в провинции Транг на юге страны, затем две бомбы рванули в городе Хуахин. В результате этих взрывов два человека погибли, 21 человек, включая десять иностранных туристов, получил ранения. Пока полиция принимала повышенные меры безопасности, произошли новые террористические акты. В провинции Суратхани, что также на юге Таиланда, бомбы взорвались у здания морской полиции и у местного полицейского участка. Еще два взрыва произошли в городе Хуахин, где взрывное устройство сработало у городской башни с часами. Рванула бомба и на всемирно известном острове Пхукет, который является центром притяжения туристов. Взрывное устройство было заложено в районе Патонг, который как раз пользуется популярностью у приезжих. В результате серии террористических актов погибли, по меньшей мере, четыре человека.
Первой же версией, озвученной в мировых средствах массовой информации, стали действия международных террористов, однако этой линии не придерживаются таиландские силовые структуры. По мнению таиландских спецслужб, самодельный характер взрывных устройств исключает возможную причастность к терактам международных террористических организаций — уж последние нашли бы средства для более эффективных взрывных устройств и постарались бы провести теракты с наибольшим количеством жертв. Однако, и без международных террористических группировок в Таиланде хватает сил, способных совершить подобные теракты.
Таиланд — настоящая «туристическая держава» Юго-Восточной Азии. Курорты этой страны пользуются всемирной известностью и популярностью. Однако в последнее время многие мировые средства массовой информации пишут о росте в Таиланде террористической угрозы. До недавнего времени Юго-Восточная Азия не была заметным регионом на карте международной террористической активности. В ряде стран Юго-Восточной Азии шли длительные партизанские войны, однако они ограничивались отдаленными горными провинциями «Золотого треугольника» в Индокитае или некоторыми островами на Филиппинах и в Индонезии, а вели их повстанческие организации национальных меньшинств или маоистские коммунистические партии. Таиланд — одна из немногих стран региона, где еще во второй половине ХХ века активизировались религиозные фундаменталисты.
Подавляющее большинство населения страны — представители различных тайских, тибето-бирманских и мон-кхмерских народов, исповедующих буддизм. Однако, несколько южных провинций Таиланда выбиваются из общего ряда. Речь идет о провинциях Паттани, Яла (Джала), Наратхиват (Менара), а также о частях провинций Сонгхла и Сатуна. Названные территории — это север полуострова Малакка, который, как известно, разделен между Таиландом и Малайзией. Издавна здесь проживало малайское население, которое имеет серьезные отличия от остальных народов Таиланда. Во-первых, малайцы исповедуют ислам суннитского толка, что накладывает неизгладимый отпечаток на их образ жизни, мировоззренческие ценности. Во-вторых, малайцы имеют собственные и очень богатые культурные традиции, давние связи с народами соседних Малайзии и Индонезии. Для мусульман-малайцев находиться под властью буддийского Таиланда весьма унизительно, и хотя в Таиланде давно прекращена дискриминация мусульманского населения, а мечети действуют в большинстве провинций страны, среди малайского меньшинства все равно остается очень внушительный процент недовольных государственной национальной и конфессиональной политикой.
Еще в XV веке началась исламизация населения северной части Малакки. На территории трех современных провинций Южного Таиланда и двух провинций современной Малайзии был создан малайский султанат Паттани. Его основное население составляли малайцы, исповедовавшие ислам и говорившие на яви — одном из диалектов малайского языка. Однако на Паттани периодически совершали нападения войска могущественного северного соседа — Сиамского королевства. В 1785 году войска сиамского короля Рамы Первого разгромили армию Паттани и оккупировали территорию султаната. Мусульманское малайское население оказалось на положении вассала Сиамской державы. Это положение сохранилось и в XIX веке, когда Малакка стала колонией Британской империи.
В 1826 г. было заключено соглашение между представителями Англии и Сиама, в соответствии с которым под протекторатом Бангкока оказывались четыре малайских султаната Кедах, Келантан, Перлис и Теренгган. В обмен на это Сиам предоставлял англичанам права на стратегический порт Пенанг и на торговлю с вассальными малайскими султанатами. Однако, в 1909 году в Бангкоке было подписано новое соглашение между Великобританией и Сиамом, в соответствии с которым под контролем сиамцев оставались провинции Наративат, Паттани, Яла, Сатун и Сонгхла, тогда как Англия устанавливала контроль над Кедахом, Келантаном, Перлисом и Теренгганом.
Малайцы периодически поднимали восстания против завоевателей, а во второй половине ХХ века, не без помощи богатых стран Персидского залива, в малайских провинциях Таиланда возникли радикальные национально-освободительные организации, выступающие либо за создание независимого государства Великое Паттани на территории провинций Паттани, Яла, Наратхиват, части Сонгхла и Сатуна, либо за присоединение этого региона к соседней Малайзии. Крупнейшей из этих организаций стала Объединенная организация освобождения Паттани, которая поставила своей целью создание малайского мусульманского государства Патани Даруссалам на территории трех южнотаиландских провинций, исторически являвшихся частью султаната Паттани.
Новая фаза активизации малайских сепаратистов на юге Таиланда началась в 2004 году. С этого времени малайские радикалы перешли к вооруженной борьбе, совершая систематические террористические акты и нападения на представителей таиландских властей. Жертвами нападений становились не только чиновники, полицейские и военнослужащие, но и, к примеру, школьные учителя, которых малайские радикалы считают проводниками ассимиляторской политики Таиланда. Количество погибших в результате нападений школьных учителей в южнотаиландских провинциях давно перешло на сотни. Только за семь лет с 2004 по 2011 годы на юге Таиланда в результате террористических актов и перестрелок погибло около 5 тысяч человек. Постепенно не только нарастала активность террористов, но и росло количество жертв среди мирного населения. Радикалы перешли к убийствам простых таиландцев — буддистов, проживавших на территории южных провинций.
Полиция и армия отвечают массовыми зачистками селений, где проживают малайцы, стремясь пресечь факты поддержки радикалов со стороны местного малайского крестьянского населения. В настоящее время численность контингента таиландских силовых структур в южных малайских провинциях страны достигает 60 тысяч военнослужащих и полицейских. Практически на каждых тридцать местных жителей приходится по одному солдату таиландской армии или полицейскому. Но малайских радикалов столь многочисленный контингент военных все равно остановить не может — как видим, террористические вылазки продолжаются, а их исполнители находят укрытие среди местного населения. Свою роль играет и близость малазийской границы. Население Малайзии, по понятным причинам, сочувствует вооруженной борьбе соплеменников и единоверцев в соседнем Южном Таиланде. Борьбу за освобождение Паттани поддерживают активно действующие в Малайзии и Индонезии радикальные фундаменталистские организации. Они же обеспечивают и информационную поддержку малайских сепаратистов в Таиланде.
В последние годы, как отмечают не только таиландские и зарубежные аналитики, но и сами представители национально-освободительного движения Паттани, в радикальных группировках наблюдается процесс значительного обновления кадров. Радикальная молодежь отличается еще более решительным настроем, чем старшие товарищи, а также заметно тяготеет к интернационализации борьбы, включая и установление связей с международными террористическими и экстремистскими организациями. Кстати, боевики «первой волны» относятся к молодой поросли своих преемников с нескрываемым уважением, отмечая большую смелость и пассионарность молодежи. Если радикалы 1970-ех — 1980-х годов были больше националистами, чем религиозными фундаменталистами, то молодое поколение бойцов за независимость малайских провинций Таиланда отличается религиозным фанатизмом и склонностью к проведению актов безмотивного террора, по типу тех, что произошли в городах Южного Таиланда 11-12 августа 2016 года. В настоящее время в Таиланде в год происходит больше террористических вылазок и нападений, чем в Сомали или Йемене, что также говорит о масштабах радикализации малайских мусульман на юге страны.
Повстанческие отряды оперируют в джунглях Южного Таиланда, их общая численность оценивается в 10 000 человек. Значительную часть боевиков составляют подростки и молодые люди из крестьянских семей, которые не нашли себе иного применения в мирной жизни. Несмотря на то, что подобные повстанческие отряды плохо вооружены и подготовлены, а таиландская армия считается одной из лучших в регионе, партизаны приносят немало проблем таиландскому правительству. Если до 2004 г. основной акцент делался на сельскую партизанскую войну традиционного для стран Юго-Восточной Азии типа, то сейчас радикальные группировки все чаще прибегают к проведению террористических актов. В этом есть свой смысл — создание атмосферы террора и запугивания мирного населения и иностранных туристов наносит серьезный удар по туристической экономике южных таиландских провинций.
Среди наиболее активных организаций «новой волны», действующих в Паттани, прежде всего, следует назвать группировку «Runda Kumpulan Kecil» (RKK), ядро которой составляют молодые люди, исповедующие радикальные взгляды. Они организуют нападения на солдат и тех гражданских лиц, включая малайцев, которых обвиняют в коллаборационизме. Группировке присуща высокая мобильность — после нападений ее боевики моментально скрываются в лесах на территории соседней Малайзии, что существенно усложняет борьбу с ними для таиландских спецслужб.
Еще в 1989 году была создана организация «Barisan Bersatu Mujahidin Patani» (BBMP), которую иногда также называют просто «Bersatu». Сначала она действовала с претензией на объединение других повстанческих группировок малайских провинций Таиланда, но когда в 2004 году было арестовано ее руководство, влияние «Bersatu» ослабло, хотя она и сохранила активность как одна из группировок радикального толка.
«Patani United Liberation Organization» (PULO) — та самая «Объединенная организация освобождения Паттани» — возникла еще в 1960-х гг., но в последние годы руководство в ней взяли в свои руки радикальные фундаменталисты, оттеснившие ветеранов организации, придерживавшихся более умеренных националистических взглядов. Теперь организация ставит своей целью достижение независимости Паттани с целью создания на ее территории исламского халифата.
С более радикальных позиций выступает Barisan Revolusi Nasional (BRN) — «Национальный революционный фронт», считающаяся одной из крупнейших организаций, ведущих повстанческую борьбу в джунглях Южного Таиланда. В настоящее время ее основу составляют последователи салафитского течения в исламе.
За создание исламского государства выступает и организация «Gerakan Mujahidin Islam Patani» (GMIP) — «Исламское движение моджахедов Паттани», которая в идеологическом отношении ориентируется на международную организацию «Аль-Каида» (запрещена в Российской Федерации). Устанавливая контакты с международными террористическими группировками, малайские радикальные организации перенимают и их методы действия, включая тактику использования террористов — «смертников» и взрывы в местах массового скопления людей.
Когда в 2008 году в Таиланде произошел государственный переворот, прозванный в прессе «революцией желтых повязок», появилась надежда на прекращение многолетнего вооруженного конфликта на юге страны. Тем более, что среди мятежников, пришедших к власти в результате переворота, был генерал Сонтхи Буньяраткалин, происходивший из мусульманской семьи. Но кардинальных изменений в отношении правительства к национально-освободительным организациям Паттани не произошло. Имели место лишь относительно робкие попытки нормализации ситуации в стране. Однако, в феврале 2013 года в Бангкоке было подписано соглашение между правительством и представителями мусульманской общины. Его подписание поддержало руководство Национального революционного фронта — одной из радикальных организаций малайского меньшинства, базирующихся на территории Малайзии. Но практически сразу же после подписания соглашения многие политологи и журналисты усомнились в его реальной эффективности, тем более, что наиболее воинственные радикальные формирования Паттани, связанные с международным религиозным экстремизмом, все равно отказываются от любых переговоров с властями.
Эксперты считают, что южные провинции Таиланда уже превращаются в одну из самых опасных «горячих точек» мира. Фактически они составляют основу распространения терроризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе, формируя очаги нестабильности — местные организации, выступающие за освобождение Паттани, сотрудничают с радикальными группировками, действующими в соседних Индонезии, Малайзии и Филиппинах и постепенно выходят на контакт с международными террористическими организациями. Как видим, пока таиландские силовые структуры оказываются не в силах подавить малайские радикальные организации в южных провинциях, что превращает Южный Таиланд в зону «тлеющего конфликта» и влечет за собой серьезнейшие убытки и риски для экономики страны.
Илья Полонский
По материалам интернет-сайта «Военное обозрение»
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.