Не валяй дурака, Америка или о решении о переносе памятника первому начальнику Русской Америки

Не валяй дурака, Америка или о решении о переносе памятника первому начальнику Русской Америки

Хотелось бы привлечь внимание читателей к тому, что в феврале 2021 года будет отмечаться 275-летний юбилей со дня рождения уроженца Русского Севера (город Каргополь в современной Архангельской области), первого Главного правителя русских поселений в Северной Америке  или, как их называли, заокеанских территорий Российской империи Александра Андреевича Баранова. Кстати, в нынешнем 2020 году отмечается 230 лет, как он в 1790 г. стал по факту первым губернатором Русской Америки.

Возможно, что и не в привязке к этим памятным датам, но на днях в прежней столице Русской Америки — нынешнем городе Ситке, а до 1867 года, когда при Александре II русские владения в на североамериканском континенте были продана Правительству США во главе с 17-м Президентом Эндрю Джонсоном, который был преемником Авраама Линкольна, поселении Ново-Архангельске, было принято решение о демонтаже памятника Александру Андреевичу Баранову, установленному в рамках частной инициативы в 1989 году в центре города, и переносу его в городской музей. Это нынче такой тренд есть в США — борьба с памятниками, установленными прежде в честь колонизаторов. Попробуем разобраться, был ли помор, мореход и торговый промышленник Баранов колонизатором в отношении тогдашнего местного населения, в частности, воинственного племени тлинкитов, современные представители которого и выступили за демонтаж памятника в его честь

Сразу оговоримся, что “тёрки” между пришлыми русскими и местными тлинкитами — индейцами северо-западного побережья Америки в конце XVIII — начале XIX вв. действительно имели место и не всегда они проходили по нынешним культивируемым в США понятиям политкорректности. Со стороны пришлых имело место применение огнестрельного оружия, а местные не брезговали, в порядке уточнения, снятием скальпов с белокожих людей.

Согласно изданной в 1998 году в научном издательстве “Большая Российская Энциклопедия” в Москве энциклопедии “Народы и религии мира” /главный редактор В.А. Тишков / 928 стр. / тираж 100.000 экз., сегодня численность тлинкитов (также проживают в Канаде) составляет порядка 15 тысяч человек, при этом численность населения самого большого по территории 50-го штата — Аляски — менее 750 тысяч. В процентном отношении тлинкиты составляют менее 2% от всех аляскинцев.

При этом их прародина находилась к юго-востоку от современной этнической территории — в районе устьев рек Насс и Скина (ныне в составе провинции Британская Колумбия в составе Канады). Получается, что на территорию современной Аляски тлинкиты тоже “забрели” в процессе территориальной экспансии, которая продолжалась и в XVIII — XIX вв., и потому местными их можно назвать с некоторой оговоркой.

Первый контакт с европейцами, а именно русскими, у тлинкитов имел место в 1741 году, когда в рамках Второй Камчатской экспедиции судно —  парусный пакетбот “Святой Павел” под командованием капитана Александра Ильича Чирикова первым из европейских судов достиг северо-западного  побережья Америки, затем судно прошло вдоль её берегов на север, а на обратном пути был открыт ряд островов Алеутской гряды. С 1775 года начались регулярные контакты с испанцами, затем англо-американцами. С 1788 года установлены на постоянной основе контакты с русскими.  В конце XVIII века на территории тлинкитов были основаны первые русские крепости. Но затем обострились экономические противоречия: Российско-Американская компания, которая в 1799 была реорганизована из Северо-Восточной компании промышленника Григория Ивановича Шелехова, подрывала основу экономического благосостояния тлинкитов, поскольку вела промысел каланов, которые также являлись главным  товаром тлинкитов в торговле с англо-американцами (в России их тогда называли бостонцами). Новые хозяева Северной Америки — недавние переселенцы из Западной Европы — даже пригрозили индейцам полным прекращением торговли, если они не избавятся от русского присутствия на их земле. Так вот ответили освободившиеся от английской метрополии новоиспечённые североамериканцы на то, что в своё время Екатерина II поддержала их стремление к независимости от Англии. И в этом смысле надо понимать слова популярной в 1990-е годы песни группы “Любэ” /лидер Николай Вячеславович Расторгуев — “Не валяй дурака, Америка” о том, что “Екатерина, ты была не права” (повторимся, что по факту Аляску продали столетие спустя её правления — в 1867 году при Александре II).

Уже в начале XIX века русские крепости были разрушены. Тлинкиты оказали вооружённое сопротивление русской колонизации в 1802-1805 гг. Война закончилась заключением перемирия, которое, однако, индейцы не признавали, поскольку оно было заключено без соблюдения соответствующих индейских обрядов. Лишь спустя два столетия — в начале октября 2004 г. — была проведена официальная церемония примирения между одним из кланов тлинкитов — киксади и Россией. Официальная церемония проводилась на поляне, рядом с тотемным столбом военного вождя киксади Катлиана. В церемонии, согласно требованию клана и благодаря сотрудничеству Службы Национальных Парков, Библиотеки Конгресса, российских историков и Культурного Центра Индейцев Юго-Востока Аляски, принимала участие проживающая в Москве Ирина Афросина — прапраправнучка первого главного правителя русских колоний в Северной Америке А.А. Баранова.

После формального вхождения территории тлинкитов в состав Русской Америки туземцы вели интенсивную торговлю с русскими, американцами и англичанами, поставляя пушнину, в частности, мех того же калана или морской выдры. А в Ново-Архангельск шли поставки продовольствия, в т.ч. картофеля (родина — Южная Америка), культуру возделывания которого тлинкиты заимствовали как раз у русских. Считается, что письменность на языке тлинкит с алфавитом на основе кириллицы (ныне не употребляется) была создана русским миссионером Иваном Евсеевичем Поповым-Вениаминовым (позднее митрополитом Иннокентием, в XX веке был прославлен в лике святых как апостол Сибири и Америки). Кстати, он же массово проводил прививание туземцы оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов. Согласитесь, что колонизаторы так себя не ведут.

Характерными для первой половины XIX века были связи русских с индеанками тлинкитов и в последующем рождение метисов. Православие, однако, в тот период не получило распространения. Только в конце XIX — начале XX вв., как реакция на распространение протестантизма и соответствующие ассимиляционные процессы, произошёл массовый переход части тлинкитов в православие. Сегодня в Ситке как уникальный памятник российского присутствия на Аляске действует Собор Святого Михаила Архангела/ службы ведутся на английском языке с добавлением отдельных слов и текстов из старославянского и языка тлинкит (напомним, что Ситка до 1867 года называлась Ново-Архангельском) — само здание храма ещё в 1962 году было внесено в Национальный реестр исторических мест США и входит в список национальных исторических памятников Аляски.

После продажи Аляски и островов территория тлинкитов была колонизирована США, которые убедили тлинкитов в своём военном превосходстве (в 1882 г. был разрушен тогдашний посёлок/ ныне город Ангун и проведены другие акции устрашения). На сегодняшний день тлинкиты заняты главным образом в рыболовстве и рыбоконсервной промышленности, на лесоразработках. Усилилась миграция: до 40% тлинкитов проживают за пределами северо-востока Аляски. Однако значительная часть тлинкитов живёт в традиционных селениях, восприняв многие элементы современной американской материальной культуры. Одним словом, всё неоднозначно.

На постаменте подлежащего переносу памятника в Ситке высечены слова первого главы Русской Америки Александра Андреевича Баранова: “Да сможем мы пребывать на этой земле в согласии и мире в веках”. Пытался отстоять памятник мэр Ситки Гэри Пэкстон, который хотел бы оставить всё как есть, предлагая в качестве компромисса поставить в городе ещё один памятник – кому-нибудь из тлинкитов. Но тщетно. Не были учтены почти 6 тысяч подписей, собранные под петицией за сохранение памятника, которая была инициирована Координационным советом организаций российских соотечественников в США. Из восьми членов горсовета Ситки семеро проголосовали за демонтаж памятника при одном против — такая вот демократия по-американски. Увы, но памятнико-борцы наступают…

Может, в этой ситуации вспомнить о новелле, включённой после 01.07.2020 — до решения Ситкинского горсовета от 14.07.2020 — в текст новой редакции Конституции РФ, пункт 3 статьи 69 которой гласит: “Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты из интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности”. Или Александр Андреевич Баранов — начальник Русской Америки в 1790-1818 гг., тело которого было предано водам Индийского океана после его смерти в 1819 году, когда он после почти 30-летнего пребывания на Аляске возвращался на корабле “Кутузов” на Родину, — не наш исторический соотечественник? У Александра Андреевича Баранова нет могилы. Волны Зондского залива рядом с индонезийским островом Ява поглотили тело человека, имя которого прочно вошло в историю Аляски. А теперь и памятника в угоду непонятной конъюнктуре — типа попал “под раздачу” — не будет в центре Ситки/ Ново-Архангельска.

До 275-летия со дня рождения А.А. Баранова, которое будет отмечаться 14.02.2021, осталось менее 7 месяцев. Может, как-то похлопочет о предстоящем юбилее и Русское географическое общество/РГО (глава Попечительского совета РГО — В.В. Путин, президент РГО — С.К. Шойгу). При должном рвении и памятник Баранову на его родине — в г. Каргополе Архангельской области можно успеть открыть.

А что касается нынешнего “политвинегрета” в самих США, включая памятникоборчество, повторим название песни “Не валяй дурака, Америка”… Давайте лучше, как завещал Александр Андреевич Баранов, дружить на века!

В. Михайлов

июль 2020

P.S.

Подлежащий переселению памятник А.А. Баранову в американском городе Ситке / Ново-Архангельске находится на восьмом величине острове Аляски, который называется островом Баранова (получил своё название в 1805 году). Дай Бог, не переименуют!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Не валяй дурака, Америка или о решении о переносе памятника первому начальнику Русской Америки

  1. Не валяй дурака, Америка, вот те валенки, мерзнешь небось, что Сибирь, что Аляска, два берега, баня, водка, гармонь и лосось. Это в СССР так было, а Россию не пинает только ленивый, какие уж тут памятники. Сам то Расторгуев, любер несчастный, проголосовал за поправки, да еще и агитировал за них, перевертыш. Ходили любера в ленинских кепках, просоветскими числились. А власть после Дальнего Востока гектар в Арктике предлагает, дураков ищет. Вообще, нарушение властью собственных законов увеличивает нарушение законов населением, наращивает хаос, плодит анархию. Придет время и справиться с ней она будет не в силах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *