Несмотря на то, что в крещенские морозы с Охотного Ряда повеяло весной — 19 января началась весенняя сессия Государственной думы, последняя в нынешнем составе парламента, — окончания экономического и социального «ледникового периода» она не предвещает. Первое в 2016 году пленарное заседание нижней палаты парламента ознаменовалось заморозкой законопроектов о «детях войны» и о «детях-сиротах войны».
ИМЕННО ЗАМОРОЗКОЙ, потому что, несмотря на отклонение думским большинством разработанных депутатами-коммунистами законопроектов, проблема обеспечения достойной жизни старшего поколения не исчезла. В сердцах миллионов наших сограждан, чьё детство опалил огонь войны, ещё теплится искорка надежды, что уж старость-то их будет очищена от наслоившейся за последние десятилетия копоти унижения нищетой. Только вот многие, как это ни горько сознавать, не доживут до этого светлого дня. Согласно предложенному законопроекту, к категории «дети войны» отнесены те, кто родился в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года и в военный период постоянно жил на территории Советского Союза. Сегодня «детей войны» 12 миллионов человек. Но с каждым годом их становится меньше.
Николай Арефьев, представивший законопроект, отметил, что по пенсионному обеспечению Россия занимает 65-е место в мире. Последние 15 лет пенсии вообще не повышались, они только индексировались на уровень инфляции. Да и тут есть доля лукавства. Индексация проводилась по цифре официальной инфляции, которая охватывает все группы товаров, а если брать только продовольствие и те товары, которые покупают главным образом пенсионеры, то для них инфляция оказывается гораздо выше. Таким образом, год от года пенсионеры неуклонно беднеют. Пенсии «детей войны» в пять—семь тысяч рублей гарантируют их получателям полуголодное существование, которое усугубляется всевозможными новыми и постоянно растущими старыми поборами. При этом порой власть цинично отбирает у людей последнюю возможность заработать на кусок хлеба. Дошло до того, что бабушке, решившей продать связанные ею носки, грозит срок до шести лет лишения свободы за незаконное предпринимательство. В качестве мер социальной поддержки законопроектом предлагается ежемесячно выплачивать «детям войны» дополнительно одну тысячу рублей, предоставить право на бесплатный проезд в местном и пригородном транспорте, а также ряд нематериальных льгот. Всё это суммарно составляет 120 миллиардов рублей.
Выступившие с критикой законопроекта «единороссы» не преминули сослаться на сложность экономической ситуации в стране и предложили спустить проблему на уровень регионов: дескать, пусть там сами решают, кому и сколько дать, к тому же, мол, в некоторых субъектах Федерации законы о «детях войны» уже приняты. Вот так «партия власти», самонадеянно называющая себя «Единой Россией», ни много ни мало ратует за межрегиональный раздрай. Как ни крути, а всё-таки у федеральной казны даже при всех экономических перипетиях финансовые возможности выше, чем у регионов.
Сославшись на выступление председателя Счётной палаты Татьяны Голиковой на гайдаровском форуме, Владимир Федоткин отметил, что объём нереализованных авансов за счёт федерального бюджета скопился в размере 4 триллионов 100 миллиардов рублей. Плюс к этому 440 миллиардов рублей — нецелевое использование бюджетных средств. Ещё 600 миллиардов рублей, тех, что перечислены в уставные фонды госкорпораций, также не используются по назначению, а прокручиваются на депозитах банков. Последнюю цифру депутат почерпнул уже из другого, но тоже официального источника. Обобщая рассмотрение законопроекта о «детях войны», депутат-коммунист Валентин Романов заметил, что дискуссия вокруг него — это дискуссия о понимании социальной справедливости думским большинством. Впрочем, понятию «социальная справедливость» при капитализме места и не может быть. Каково оно, это понимание, и показало обсуждение законопроекта о «детях-сиротах войны».
Его авторы, члены фракции КПРФ, предложили приравнять «детей-сирот войны», рождённых в 1923—1945 годах, к вдовам погибших, при условии, что эти дети не были усыновлены или удочерены. И снова прозвучала печальная статистика: ещё пять лет назад «детей-сирот войны» было около двух миллионов человек, сейчас около полутора миллионов. И хотя многие из них имеют те или иные льготы как труженики тыла или как ветераны труда, или в каком-то ином качестве, но по справедливому замечанию одного из инициаторов законопроекта Олега Смолина эти льготы не сопоставимы с их заслугами. К тому же 150 тысяч «детей-сирот войны» не получают вообще ничего, потому что просто-напросто нет такого официально закреплённого статуса. Финансовая ёмкость законопроекта в разы меньше предыдущего — всего-навсего 22 миллиарда рублей. Но и этой суммы правительство, давшее отрицательное заключение на законопроект, изыскать не захотело. Заодно с правительством выступило и думское большинство.
Железной логикой отличились «единороссы» и при отклонении законопроекта, предложенного членом фракции КПРФ Олегом Лебедевым, об упорядочении использования химических веществ в качестве противогололёдных реагентов. Депутат предложил разрешить применение химических реагентов исключительно на автомобильных дорогах, а дворовые территории, тротуары, детские площадки посыпать мраморной крошкой, песком, щебнем или гравием. Химические реагенты действительно стали настоящим бедствием для больших городов. В 20-градусный мороз, проклиная коммунальные службы и с огорчением рассматривая нестираемые солевые разводы на своих башмаках, шлёпают по лужам не только люди. Наверное, такие же мысли посещают и их четвероногих друзей, вынужденных терпеть на своих лапах ненужную им по природе обувку. Не из-за какого-то фарса или щегольства их хозяева напяливают им модные боты, а исключительно для того, чтобы избавить братьев меньших от болезненных солевых ванн. Но и это ещё полбеды. Как утверждают медики, используемые для посыпки дорог хлориды, ацетаты, карбамиды, нитраты серьёзно влияют на развитие астмы, онкологических и других заболеваний. Особенно страдают дети: находясь ближе к поверхности земли, они больше вдыхают и все эти химические испарения. С таянием снега «химия» попадает в водоносный горизонт, и с каждым годом водоёмы городов всё сильнее и сильнее загрязняются. Автор законопроекта предложил, введя дифференцированный подход в использовании химических реагентов, предусмотреть и систему штрафов за нарушение этих требований. Федеральные «медведи» привычно отмахнулись от проблемы, свалив её на регионы.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.