Бушующая во всём мире пандемия COVID-19 и введённые из-за неё ограничения нарушили привычное течение жизни, внеся существенные коррективы в расписание целого ряда значимых общественно-политических, спортивных и культурно-развлекательных мероприятий. Естественно, крайне напряжённая эпидемиологическая ситуация на планете отразилась и на организации традиционного Московского международного кинофестиваля (ММКФ). Правда, в отличие от множества других престижных киносмотров, часть которых, включая знаменитый Каннский, пришлось отменить, а остальные в большинстве случаев перевести в онлайн-формат, кинофорум в Белокаменной, к радости поклонников важнейшего из искусств, всё же состоится. Традиционный праздник кино в российской столице, изначально намеченный на конец апреля, пройдёт с 1 по 8 октября.
В ПРЕДДВЕРИИ открытия 42-го ММКФ члены оргкомитета киносмотра, как всегда, пообщались с представителями СМИ в дизайн-отеле «Станд-Арт» на Страстном бульваре и вкратце рассказали о специфике кинофорума в условиях коронавирусной действительности. Ведь именно буйство COVID-19 в значительной степени определило содержание основной и внеконкурсных программ, состав жюри, численность аккредитованных на фестиваль гостей и журналистов, а также расписание киносеансов, правила рассадки в кинозалах при соблюдении обязательного масочного режима и т.д.
Тем не менее за предстоящую фестивальную неделю зрителям покажут около 180 разножанровых и ориентированных на любую возрастную аудиторию фильмов из 60 стран, что даёт ММКФ полное право по-прежнему считаться одним из ведущих международных кинофорумов класса «А».
Борьбу за «Золотого Святого Георгия» на сей раз поведут 13 лент, в том числе четыре российские картины: «Гипноз» Валерия Тодоровского, «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, «Мелодия струнного дерева» Ирины Евтеевой и «На дальних рубежах» Максима Дашкина. В главный конкурс также вошли: фильм «Дочь рыбака» Исмаила Сафарали (совместное производство Азербайджана и РФ); трагикомедия «Как сыр в масле» израильтянина Гура Бентвича; снятая в типично саркастически-натуралистическом стиле лента «Предвыборная кампания» румына Мариана Кришана; очередное творение южнокорейского мастера Кима Ки Дука «Раствориться», созданное председателем жюри 41-го ММКФ при поддержке казахских кинематографистов; неореалистическая драма «Судьба» казашки Жанны Исабаевой; фильм «В тени» известного турецкого кинодеятеля Эрдема Тепегеза, чья первая же художественная картина «Частица» в 2013 году завоевала главный приз 35-го ММКФ. Кроме того, в основной показ включены три режиссёрских дебюта в полном метре: «Распоряжение» бразильца Лазару Рамоса, «Гильда» британца Риши Пэлэма и «Бесплодная невеста» индийца Джадаба Маханты.
Выносить вердикт в отношении лент-номинантов предстоит жюри под председательством известного российского режиссёра и сценариста Тимура Бекмамбетова. «Судейскую бригаду» дополнили: румыно-швейцарский продюсер Александр Йорданеску, британский кинокритик Брайан Вайнер, египетский писатель, журналист и режиссёр Махмуд Солиман, а также популярная российская актриса Марина Александрова.
Вообще коронавирусная пандемия, повлёкшая закрытие границ между странами, послужила тому, что на нынешнем московском киносмотре приоритет отдан отечественному кино: ленты российских кинематографистов составляют не только треть главной конкурсной программы, но и являются фильмами открытия и закрытия. Так, официальный старт киносмотру в Первопрестольной даст дебютная работа Михаила Локшина «Серебряные коньки», которая, к слову, не имеет никакого отношения к знаменитому одноимённому роману американки Мери Мейпс Додж. Яркая мелодрама о приключениях, дружбе и любви рассказывает романтическую историю, произошедшую на стыке XIX и XX веков: действие фильма переносит зрителей в предновогодний Петербург в канун 1900 года.
Закроет же фестиваль спортивная драма Эдуарда Бордукова «На острие» со Светланой Ходченковой в главной роли, повествующая о противостоянии двух талантливых саблисток в преддверии отбора на Олимпиаду.
Кроме того, в основном документальном конкурсе, состоящем из девяти фильмов, четыре ленты — тоже наши. Это «Хенд мейд» Евгения Григорьева, «Крым небесный» Сергея Дебижева, «Человек неунывающий» Андрея Кончаловского и «Шаман» Андрея Осипова. А вот здесь оценивать претендентов на главный приз впервые в истории киносмотра придётся этакому дистанционно-очному жюри. Руководить им будет российский документалист, оператор-постановщик Юрий Ермолин.
Кинофорум в Первопрестольной традиционно будет изобиловать и разнообразными внеконкурсными программами. Помимо киноциклов «Восемь с половиной фильмов», «Время женщин», «Эйфория» (на сей раз «Эйфория одержимости»), «Спектр», «Русский след», «Фильмы, которых здесь не было», превратившихся в неотъемлемую часть меню ММКФ, поклонников киноискусства ждут и новинки.
Например, блок «Молодые и красивые» — своеобразная кинотрибуна для жаждущих быть услышанными представителей нового поколения кинематографистов, пытающихся на своеобразном языке кино прокричать, пропеть, прошептать о том, легко ли нынче быть молодым. Ленты «Филофобия» Гая Дэвиса, «Поклонение» Фабриса Дю Вельца, «Мои дни славы» Антуана де Бари, «Птичий язык» Ксаверия Жулавского, «Ынми» Джен Джейон и «Шум» Даниэллы Рыбакьян — шесть разноплановых опытов-попыток молодых и чуть повзрослевших режиссёров, глубоко погружающихся в мир цифры и онлайна.
Наверное, поколение Z волнуют те же проблемы, что и их предшественников, однако мир безвозвратно изменился, а посему новые вызовы заставляют «молодых и красивых», старающихся заглянуть в будущее, которое они сами же и творят, изобретать иные слог и стиль кино.
Отдельно надо сказать о киноцикле «Война: свидетельские показания», посвящённом важнейшему юбилею 2020 года — 75-летию Великой Победы, широко отмечавшемуся в России и за рубежом. Выбор названия программы не случаен. В эпоху, когда с каждым днём находится всё больше желающих переписать итоги Второй мировой войны, исказить историю, умалив решающие заслуги советского народа в разгроме фашизма, особую ценность приобретают свидетельства очевидцев самих событий — поколения фронтовиков, в конкретных фильмах выступивших режиссёрами, сценаристами, авторами литературных или сценических первоисточников и исполнителями ролей. К ним также присоединились представители поколения «детей войны», переживших все ужасы военного времени, оккупацию, эвакуацию в том возрасте, когда драматизм происходящего вокруг воспринимается особенно остро.
Зритель получит возможность сопоставить бесценные показания, собранные на экране, с современными дискуссиями об исторической правде, абсолютной истине и психологической достоверности. Организаторы кинофорума выбрали лучшие картины о войне, созданные её живыми свидетелями в первые послевоенные десятилетия в республиках СССР, а также государствах Центральной и Восточной Европы, непосредственно вовлечённых в военные действия и партизанское движение.
По мнению устроителей ММКФ, классические киношедевры о Великой Отечественной войне, вероятно, станут не только настоящими открытиями и откровениями для новых поколений молодых зрителей, но и достойным ответом всем страдающим широко распространённым ныне недугом — «аберрацией памяти». Александр Довженко и Анджей Вайда, Сергей Бондарчук и Резо Чхеидзе, Конрад Вольф и Бинка Желязкова, Кальо Кийск и Пётр Тодоровский, другие авторы фильмов, вошедших в киноблок, являлись неравнодушными очевидцами, а нередко и непосредственными участниками событий, о которых повествуют их ленты.
Возвращаясь к обзору привычных внеконкурсных программ, члены оргкомитета ММКФ сделали акцент на киноцикле «Мастера», в рамках которого состоятся российские премьеры работ многих видных кинодеятелей, чьё творчество всегда привлекает повышенное внимание киноманов. Особый интерес наверняка вызовет первый показ восстановленной версии фильма «Сын Монголии» (1936), автор которого Илья Трауберг не столь известен, как его прославленный брат Леонид, хотя в своё время Илье сулили не менее яркую кинематографическую карьеру, не сложившуюся из-за его ранней кончины. А к 100-летию гениального итальянского режиссёра Федерико Феллини в «Мастерах» специально представят отреставрированную копию его картины «Интервью», в 1987 году удостоенной главного приза 15-го ММКФ.
Свою аудиторию, очевидно, найдёт и киноцикл «Русский сюжет», сформированный под руководством Сергея Шумакова — директора и главного редактора телеканала «Культура», предложившего нескольким молодым режиссёрам сделать экранизации современной русской прозы, в том числе произведений Людмилы Улицкой, Сергея Шаргунова.
Ещё одна «пандемическая» особенность 42-го киносмотра в Белокаменной — единственная ретроспектива. Обширный киноцикл «Робер Энрико. Независимый» — дань памяти замечательному кинорежиссёру Пятой республики, вошедшему в большое кино в период расцвета французской «новой волны». Обладатель «Золотой пальмовой ветви» в Каннах и американского «Оскара», автор множества документальных и художественных лент, в которых снимались звёзды мирового экрана (Ален Делон, Лино Вентура, Бурвиль, Филипп Нуаре, Брижит Бардо, Жан-Поль Бельмондо, Роми Шнайдер, Клаудиа Кардинале, Малкольм Макдауэл), добился огромного успеха, снискав славу как во Франции, так и за рубежом.
В Москве покажут немало полюбившихся советскому и российскому зрителю картин: «Искатели приключений», «Лесорубы», «Ромовый бульвар» и, конечно же, «Старое ружьё» — историю о хирурге местной больницы, безобидном толстяке, который, вооружившись дедовским ружьём, один вступает в бой с целым отрядом СС, мстя за гибель жены и дочери.
В ретроспективу фильмов Робера Энрико, организованную с помощью его сына Жерома — актёра, режиссёра, сценариста, включён и документальный фильм «Робер Энрико. Короткий путь земной», снятый Энрико-младшим и рассказывающий о полной событий и приключений жизни и замечательном творчестве одного из бли-стательных кинематографистов Франции.
Елена МОРОЗОВА.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.