Грани европейского киноспектра: от «Гагарина» до «Инстинкта»

Грани европейского киноспектра: от «Гагарина» до «Инстинкта»

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Елена Морозова

42-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ), проведение которого из-за крайне напряжённой эпидемической ситуации в мире до последнего момента оставалось под вопросом, всё же состоялся. И пусть пандемия COVID-19 внесла негативные коррективы в организацию одного из старейших европейских кинофорумов, поклонникам важнейшего из искусств всё же удалось ознакомиться с целым рядом заметных киноновинок. Причём далеко не последнюю роль в этом, как всегда, сыграли многочисленные внеконкурсные программы, подобранные с учётом вкусов самых разных категорий любителей кино. И если такие давно устоявшиеся киноблоки, как «Восемь с половиной фильмов» или «Эйфория», обычно рассчитаны на приверженцев интеллектуально-эстетического кинематографа, то программа «Спектр» предназначена для более широкой и менее искушённой аудитории.

ЭТОТ традиционно масштабный киноцикл позволяет провести своеобразный «спектральный анализ» текущего киносезона, максимально раздвинув — пространственно, художественно, форматно — его диапазон. Правда, на сей раз в содержание киноблока свою лепту внёс коронавирус, заметно сузивший географию представленных картин: прерванное из-за пандемии международное сообщение привело к тому, что «Спектр» ограничился творениями лишь кинематографистов Старого Света. Однако чисто европейское ассорти из классических мелодрам и комедий, автобиографических и социально-психологических фильмов, спортивной драмы, эротического триллера и артхаусного мюзикла получилось довольно впечатляющим.

В самой объёмной внеконкурсной программе, состоявшей из 21 картины, многие из которых уже «засветились» на престижных кинофорумах, преобладали фильмы из Франции и Италии, притом мастерами Пятой республики — главной кинокузницы Старого Света — была снята треть из них.

Среди обилия лент французского производства наибольшего внимания заслуживает картина «Гагарин», чьё название, с ходу ассоциирующееся с именем первого покорителя межзвёздного пространства, легко вводит в заблуждение, настраивая на просмотр очередной попытки художественного прочтения биографии Юрия Гагарина. На деле же полнометражный дебют Фанни Леатар и Жереми Труиля, включённый в конкурсную программу отменённого Каннского кинофестиваля-2020, — социальная драма об обитателях «Сите` Гагарин», микрорайона в Иври-сюр-Сен — южном пригороде Парижа, названного в честь легендарного советского космонавта.

Главный герой фильма, подросток-афроамериканец Юри, с детства вместе с матерью живущий в огромном старом многоквартирном комплексе с домами из красного кирпича, восхищается подвигом Гагарина и мечтает бороздить просторы Вселенной. Когда парень узнаёт, что власти, следуя проекту реконструкции города, собираются сровнять с землёй знаменитый в прошлом район, а 370 не самых успешных и богатых, в основном мигрантских, семей постепенно переселить в другие места, он решает не только бороться за сохранение любимого дома, но и претворить в жизнь заветное желание. Вместе с друзьями Дианой и Хусамом Юри присоединяется к протестующим против демонтажа родного квартала, переоборудует свою квартиру в космический корабль и отправляется в путешествие.

Для лучшего понимания исторической значимости «Сите` Гагарин» в начале фильма демонстрируются кадры кинохроники с Юрием Гагариным, приехавшим в столицу Франции в 1963 году специально на открытие жилого комплекса в Иври-сюр-Сен. И хотя за своё почти полувековое существование квартал утратил былую привлекательность, дух русских первопроходцев Вселенной до сих пор витает в морально и физически изношенных зданиях, чьи стены и фасады испещрены граффити. А посему сегодняшних обитателей полузаброшенных домов с разбитыми или заколоченными окнами не волнует, что «русский космос» так же обветшал, как и «Сите` Гагарин». Здесь до сих пор слышна русская речь: бомж (привычное амплуа актёра Дени Лавана) исполняет песню Высоцкого, молодая же цыганка Диана на ломаном русском вдохновенно выводит: «Жулик будет воровать, а я буду продавать», что полностью отвечает её жизненному кредо.

Фантастически-поэтическая история Юри, превратившего «Сите` Гагарин» в свой звездолёт и взмывающего из него прямо в открытый космос, разворачивается на фоне реальных событий. Но документальная основа происходящего, пожалуй, лишь повод для метафорического повествования о юности, чьим грёзам не суждено сбыться в мире социального хаоса и коммунальной разрухи.

НАДО ОТМЕТИТЬ, что многомесячный процесс по сносу «Сите` Гагарин», стартовавший в августе 2019 года, вызвал мощный общественный и политический резонанс во Франции. Образцовый социальный микрорайон, сданный в эксплуатацию в 1963-м и носящий имя Юрия Гагарина, лично присутствовавшего на его открытии, долгие годы являлся оплотом коммунистов, находившихся у власти в Иври-сюр-Сен с 1925 года. Жилой комплекс, построенный для рабочего класса, подчёркивал авторитет Французской коммунистической партии (ФКП), сыгравшей ведущую роль в движении Сопротивления, а потому пользовавшейся огромной поддержкой населения в течение послевоенных десятилетий. Главное здание — гигантская Т-образная 13-этажная башня на 382 квартиры, аренда которых субсидировалась, — действительно выглядело, как нечто космическое на фоне рядов тесных рабочих домишек в «красном поясе» пригородов, окружавших Париж с 1920-х годов. В дальнейшем квартал служил моделью для проектов социального урбанизма, осуществлявшихся коммунистами, и считался своего рода международной витриной ФКП.

Однако в конце 1970-х, когда в ходе глубокой промышленной рецессии в столичных пригородах стали закрываться заводы, комплекс — островок социализма в капиталистической Франции — начал приходить в упадок. Уволенные рабочие покидали «Сите` Гагарин», а на их место приезжали мигранты из бывших французских колоний в Африке. Согласно статистике, с 1980 по 2007 год численность трудящихся в индустриальном секторе Пятой республики сократилась на 36%, а количество мигрантов за тот же период подскочило на 1,5 млн человек.

Некогда эталонный рабочий квартал постепенно превратился в гетто. По мере роста уровня бедности в районе увеличивалась преступность, особенно подростковая, и «Сите` Гагарин» пополнил ряды печально известных «чувствительных городских зон» Франции, требующих более целенаправленных государственных усилий в борьбе с безработицей.

На фоне деиндустриализации в «красном поясе» коммунисты утратили лидирующие позиции, поддерживать «Сите` Гагарин» в надлежащем виде стало некому. Сломанные лифты не ремонтировались месяцами, по зданиям шныряли крысы, а новые жильцы торговали наркотиками прямо в коридорах и стреляли по окнам. Полицейские рейды не помогали. В итоге власти Иври-сюр-Сен, признав, что «Сите` Гагарин» уже не спасти, решили снести его и возвести новый комплекс на 1430 квартир, 30% которых будут социальным жильём. После завершения 16-месячных работ по демонтажу строители приступят к созданию «зелёного района» энергосберегающих зданий и парков.

Кстати, как отмечают политологи, джентрификация — реконструкция пришедших в упадок городских кварталов путём благоустройства и последующего привлечения в них более состоятельных жильцов — давно превратилась в одну из наиболее значительных электоральных угроз для ФКП.

По-своему привлекательна и ещё одна лента из Франции — ироническая криминальная комедия «Наркомама», повествующая о талантливой переводчице-арабистке, сотруднице отдела полиции по борьбе с наркотиками. Нелёгкий труд, невысокая зарплата и постоянно растущие расходы (приходится платить за содержание матери в доме престарелых) вынуждают героиню искать дополнительные финансовые источники. Однажды, узнав о местонахождении крупной партии гашиша, утерянной продавцами, женщина недолго думая решает в корне изменить жизнь. Продолжая работать в правоохранительных органах, она строит собственную наркоимперию прямо под носом у коллег.

На скромную, но весьма предприимчивую переводчицу открывают охоту не только полиция, но и наркодельцы, вынужденные приобретать свой же товар по двойной цене. Однако новоиспечённой наркомаме удаётся обвести вокруг пальца всех преследователей.

Очередная работа режиссёра и сценариста Жан-Поля Саломе, известного по фильмам «Бельфегор — призрак Лувра», «Арсен Люпен» и криминальной комедии «Я изображаю труп», — лента о борьбе между служебным долгом и неизбывным желанием улучшить своё материальное положение. Увы, никогда не знаешь, на каком этапе обида за недостаточную денежную оценку своего труда заглушит голос совести и позволит, поддавшись искушению, прибегнуть к незаконным способам обогащения.

«Наркомама», созданная в духе добротных комедий, коими традиционно славились французские мастера, естественно, не претендует на роль киношедевра. Однако появление такой картины очень своевременно, поскольку люди, пережившие из-за коронавирусной пандемии тяжёлый и длительный период самоизоляции, сейчас как никогда нуждаются в лёгких развлекательных фильмах. Большинству зрителей хочется просто расслабиться, улыбнуться, от души посмеяться, а не предаваться тягостным размышлениям о вселенских проблемах. Ну а присутствие в ленте в качестве исполнительницы главной роли французской кинодивы Изабель Юппер, одной из самых статусных актрис Старого Света, — своеобразная гарантия качества фильма: гранд-дама европейского кинематографа, никогда не страдавшая всеядностью при выборе ролей, и по сей день соглашается сниматься только в заслуживающих внимания проектах.

ДОВОЛЬНО унылое впечатление, особенно после «Наркомамы», производит лента португальского кинодиссидента Жуау Николау «Технобосс», где явно проступают характерные черты европейского артхауса с его заниженным градусом эмоций. Не заснуть при просмотре картины, участвовавшей в конкурсной программе прошлогоднего международного кинофестиваля в Локарно, помогает лишь то, что она периодически превращается из психо-драмы в мюзикл.

Главный герой Луиш, специалист по охранным системам, пытающийся подсунуть их отелям и супермаркетам, находится в опасном предпенсионном возрасте, когда очень легко потерять работу, тем более если она связана с непрерывным и стремительным развитием компьютерных технологий. И хотя в жизни мужчины присутствуют взрослый сын, внук и кошка, Луиш чувствует себя одиноким, ощущая приближение старости. Депрессивному состоянию разведённого техника, любящего путешествовать по Португалии, отвечают и распеваемые им за рулём автомобиля меланхолические песенки о том, что любая дорога кончается и всё на свете — любовь, надежда, боль, печаль — проходит.

Апатию старости разнообразят эксцентричные выходки Луиша, то пускающегося в пляс под музыку «металлистов», то устраивающего небезобидные розыгрыши сотрудникам отеля, то закручивающего роман с немолодой дамой — сотрудницей отеля. Собственно, только подобные эпизоды и спасают от скуки, частой спутницы артхаусной кинопродукции, одним из образчиков которой и является «Технобосс» — коктейль из довольно занудной комедии, жалобного мюзикла и романтической тоски.

Кстати, в «Спектр» вошла и ещё одна лента, чья мировая премьера состоялась на 72-м киносмотре в Локарно. Это эротический триллер «Инстинкт» нидерландской актрисы и писательницы Халины Рейн о сексуальной зависимости женщины от мужчины. Автор весьма откровенной картины — соотечественница Пола Верховена, снявшего в 1992 году в США знаменитый «Основной инстинкт» с Шэрон Стоун и Майклом Дугласом. Спустя много лет Халина, очевидно, метит примерно в те же цели и бьёт в них практически без промаха, хотя культовый статус её фильму всё-таки не грозит. Режиссёру удаётся передать липкое ощущение опасности сексуальных игр и плотской зависимости в наше непростое время, когда в условиях повышенного внимания к вопросам равноправия полов никто не застрахован от обвинений в домогательствах.

Николин, героиня «Инстинкта», — психотерапевт в реабилитационном центре, врачующем сексуальных преступников. С одним из них, атлетичным мулатом Идрисом, получившим пять лет за изнасилование, у неё и начинается связь, полная недоговорённостей и взаимных манипуляций. Попав под воздействие чар маньяка-рецидивиста с ирокезом на голове, Николин рискует утратить профессиональную объективность в оценке психического состояния своего подопечного, готовящегося выйти на свободу, и пытается преодолеть пагубную страсть. Надо признать, что подобные провокационные ленты всё чаще включаются в «меню» престижных кинофорумов, а описываемые в них нездоровые интимные отношения становятся одной из самых эксплуатируемых тем.

В «СПЕКТРЕ» также представлено несколько биографических картин. Так, созданная шведом Хенриком Шиффертом музыкальная трагикомедия «Беги, Уйе, беги», рассказывающая о бывшем поп-идоле, у которого неожиданно диагностирована болезнь Паркинсона, основана на автобиографическом сценическом шоу известного шведского певца, журналиста, актёра и сценариста Уйе Бранделиуса. Герой фильма решает не сообщать близким о неизлечимом неврологическом недуге, рассчитывая самостоятельно справиться с последствиями так называемого дрожательного пара-лича и пытаясь в одиночку разрешить все внезапно возникшие вопросы о смысле бытия.

Сам Уйе Бранделиус, с 1991 года являвшийся солистом поп-группы «Доктор космос», весной 2015-го выпустил первый сольный альбом, а вскоре у 44-летнего музыканта обнаружилась болезнь Паркинсона. Тогда-то он и решил поставить автобиографический спектакль, премьера которого прошла в Стокгольме в ноябре 2016-го. В картине Шифферта, режиссёра популярных в Скандинавии телесериалов «Всё пропало» и «Большие звери», Бранделиус выступил не только в качестве автора сценария и композитора, но и сыграл главную роль.

Однако по-настоящему берёт за душу, пожалуй, именно пронзительная биографическая драма «Икар» — история о замечательном польском джазовом пианисте Мечиславе (Метеке) Коше, трагически погибшем в 29-летнем возрасте, по одной из версий, в результате самоубийства. Сюжет фильма, снятого поляком Мацеем Пепшицей, охватывает весь короткий жизненный путь фортепианного маэстро, родившегося в 1944 году под Замостьем (город в Люблинском воеводстве): детство на бедной ферме, полная потеря зрения вследствие болезни, приведшая двенадцатилетнего мальчика в приют для слепых, поразительный карьерный взлёт, которым Кош обязан феноменальному музыкальному слуху, испытание славой.

По сути, «Икар» (в международном прокате «Икар. Легенда Метека Коша») — рассказ о преодолении себя, противостоянии судьбе и победе над жизненными обстоятельствами. Скромный слепой мальчишка из малообеспеченной семьи добился успеха благодаря потрясающему упорству и силе духа. Не многие с таким недугом нашли бы в себе силы не просто жить, а стремиться к определённым высотам. Утратив способность видеть, Метек обрёл в музыке свой путь познания мира. От природы обладая удивительным музыкальным слухом, паренёк постоянно совершенствовал свой дар и в итоге овладел виртуозной игрой на фортепиано, не видя чёрно-белого полотна клавиш. Кош вышел на большую сцену и покорил её, завоевав мировую известность сначала как классический пианист, а затем и как джазовый.

Увы, ошеломительная карьера и редкостный талант не приносят Метеку счастья: его душа требует не только признания, но и настоящей любви. Пианисту не дают покоя проблемы в личной жизни: каждый раз, знакомясь с женщиной, он тщетно пытается найти черты своего идеала, которым для него являлась мать. Страдая от одиночества и депрессии, музыкант, страстно увлечённый джазом, всё чаще топит печаль в спиртном. Не выдержав бремени славы, Кош превращается в алкоголика, быстро теряя всё, чего добился невероятным трудом. Лишь появление в его жизни любимой женщины Зузы спасает пианиста от падения на дно.

Мечислав Кош занимает важнейшее место в истории польского джаза благодаря фантастической энергетике, исходившей от его неповторимой манеры игры. Тем не менее, по мнению музыковедов, самый узнаваемый и загадочный пианист своей эпохи, выпустивший всего один альбом («Воспоминание»), остался недооценённым.

В ОБШИРНОЙ коллекции нынешнего «Спектра» нашлось место и спортивной тематике. Итальянская драма «Чемпион», полнометражный режиссёрский дебют Леонардо д’Агостини, знакомит нас с одарённым футболистом, бомбардиром от бога Кристианом Ферро. Успешного и результативного игрока ценят коллеги по клубу «Рим» и руководство, считающее его едва ли не самым лучшим спортсменом команды. Однако из-за безрассудного и непредсказуемого поведения герой ленты, не привыкший задумываться о последствиях своих действий, частенько попадает в передряги: ему хочется блистать не только на футбольном поле, но и одерживать победы на личном фронте. После очередной громкой выходки Кристиана президент «Рима» принимает решение заняться воспитанием спортсмена и нанимает частного преподавателя, который должен помочь парню научиться контролировать необузданный характер.

Репетитором оказывается Валерио Фьоретти — застенчивый и одинокий профессор, совершенный антипод звёздного игрока. С самого начала между героями встаёт стена непонимания: Валерио просит Кристиана мыслить рационально и осознанно, но футболист привык жить эмоциями. Противоположные характеры неизбежно вступают в конфликт. Однако постепенно оба начинают меняться под влиянием друг друга.

«Чемпион» — очень приятный фильм, в очередной раз подтверждающий древнюю мудрость: «Посеешь характер — пожнёшь судьбу». Впрочем, если есть желание работать над собой, особенно под руководством чуткого наставника, то личностные трансформации вполне возможны.

Анализируя ленты, вошедшие в программу «Спектр», понимаешь, что, несмотря на диктуемую временем постоянную «ревизию» общепринятых ценностей, новые вызовы, бросаемые человечеству тотальной цифровизацией и бурным развитием виртуального социума, героев сегодняшнего кинематографа, по большому счёту, волнуют всё те же вечные темы: борьба за существование, страх одиночества, жажда власти и славы, стремление к мечте и самосовершенствованию, поиск своего истинного предназначения…

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *