По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»
27 ноября Государственная дума заслушает Центральный банк России по вопросу денежно-кредитной политики в 2021 году. Необходимо отметить, что это ключевой вопрос при принятии бюджета страны, потому что именно денежно-кредитная политика определяет, будут деньги в бюджете или нет. Однако политическое моновластие и навязываемый обществу всеобщий одобрямс привели к тому, что, по мнению правительства, все органы государственной власти работают правильно и замечательно, но при этом страна катится под откос.
Судите сами! Внешний корпоративный долг России – 461 млрд долларов, или 35 триллионов рублей. То есть эту сумму наши предприятия, банки и граждане позаимствовали за рубежом. Но зачем им было брать деньги за рубежом, если есть свои банки в России? А потому что ключевую ставку Центральный банк держал на очень высоком уровне и только в этом году опустил до 4,25%, и именно поэтому средневзвешенная процентная ставка по кредитам в коммерческих банках 7–12%, что опять же значительно выше зарубежных ставок!
В российской экономике не хватает денег, кредиты дорогие, а собственных средств у предприятий нет. Уровень монетизации – 47%.
Действующий много лет уровень монетизации экономики России обеспечивает только нормальный обмен товаров без расширенного производства. Вот и получается, что недостаток денег приглушил инвестиционную активность, а без вложения в экономику средств она не дает роста. Поэтому рост ВВП России в 2020 году ожидается – минус 4,1%, в 2021 году – плюс 2,5%, но это под большим вопросом.
Для инвестиционной деятельности уровень монетизации необходим более 80%. Монетизация российской экономики в 3–5 раз меньше, чем в развитых странах, и даже меньше, чем в восточноевропейских странах. Темпы увеличения монетизации экономики России остаются на достаточно низком уровне (около 2% пункта в год). Другими словами, России при нынешних темпах роста монетизации необходимо 15–20 лет, чтобы достигнуть уровня в 80%. Но за 20 лет экономика России окончательно разрушится в ожидании обещанных денег.
Учитывая последние вызовы, возникшие перед российской экономикой, перед Банком России стоит задача повышения монетизации экономики в сочетании с режимом таргетирования инфляции и фактически отказом от плавающего валютного курса.
На данный момент перед органами государственной власти стоит задача по целевой поддержке целых отраслей экономики, банковской системы, снижению импортозависимости, выполнению в полном объеме социальных гарантий в целях повышения доверия общества к органам власти, недопущения стагнации российской экономики. Выполнение данных задач невозможно без повышения монетизации экономики, о которой в докладе ЦБ сказано вскользь.
Как известно, уровень монетизации экономики отражает способность финансовой системы трансформировать капитал для участия в воспроизводственном процессе. На современном этапе в России более низкая монетизация в сравнении с развитыми экономиками. В России она, возможно, достигнет 48%, в то время как в Китае – 200%, в Японии – 184%, в Германии – 89%, в США – 70%.
Необходимым условием повышения монетизации экономики является развитие финансовых институтов, создание благоприятной среды для инвестиций, в особенности на долгосрочной основе. А это задача Банка России, которая выполняется крайне неудовлетворительно.
Многие ученые считают, что монетизация экономики – это средство обеспечения и удовлетворения платежеспособного спроса на деньги, в том числе на денежный капитал, всей экономики страны как единого целого.
Следует отметить, что коэффициент монетизации экономики России в 1991 году составлял 66,4%. В последующем наблюдалась устойчивая тенденция по снижению монетизации, достигнув в кризисном 1998 году 16,3%.
Высокие процентные ставки не дают развиваться реальному сектору экономики, все последние годы экономика росла только за счет повышения цен производителей. Наши предприятия кредитовались на Западе и набрали долгов на сумму 461 млрд долларов на октябрь 2020 года.
Следует отметить, что в текущем году при снижении ключевой ставки до 4,25% уровень монетизации поднялся до 47%, хотя все последние годы был на уровне 40%. Но экономика не рванулась в банки за кредитами, долгосрочных нет, а краткосрочные дорогие, и прибавилась неуверенность в завтрашнем дне. К тому же падение доходов населения на 8% и снижение доходности предприятий на 40% снизили потребительский спрос. А в этих условиях взлета производственной деятельности ожидать не приходится.
Нужны долгосрочные кредиты по доступной для нашей экономики цене. Экономика простаивает, использование основных производственных фондов в 2019 году было удручающим.
Стопроцентной загруженности нет ни в одной отрасли. До 90% загруженность в добыче и химии, в пищевой промышленности – 60%, в легкой – 45%, в обработке древесины – 57%, в металлургической – в среднем 50%, в производстве машин и оборудования – в среднем 30%. Это еще одно доказательство падения потребительского спроса и отсутствия импортозамещения, которое неразрывно связано с монетизацией экономики. По существу, наши предприятия работают вполсилы и меньше.
Исследования говорят: где высокий уровень монетизации, там и высокий уровень роста экономики. Это подтверждается экономиками Китая, Индии, Японии, ФРГ и других развитых стран. Идти вразрез с денежно-кредитной политикой этих стран значит заведомо обречь Россию на отсталость и утрату достижений, созданных наукой и экономикой Советского Союза.
Н.В. АРЕФЬЕВ,
1-й зампредседателя комитета ГД
по экономической политике,
промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
Комментарий редакции: Без масштабных государственных финансовых вливаний в реальный сектор экономики усугубление кризисной обстановки гарантировано. В течение последних месяцев (после введённого режима самоизоляции) многие предприятия остались без оборотных средств. А без активизации экономического роста не решить проблемы ни занятости населения, ни преодоления социально-демографической катастрофы, ни укрепления национального суверенитета. А стимулировать увеличение выпуска производства может принятие комплекса мер, в число которых входит предоставление предприятиям дотаций. В результате у хозяйствующих субъектов появится возможность инвестировать в производство, платить налоги, за поставку энергоносителей, зарплату работникам. В конце концов, увеличение субсидирования ставок по кредитам, компенсации от снижения процентных ставок будет способствовать уменьшению издержек у производителей. Но исполнительная власть не помышляет о подобных переменах. Впрочем, что можно ожидать, если власть принадлежит криминально-компрадорской буржуазии, если финансово-экономический блок заполнен проводниками интересов «глобализма». Они выполняют волю тех, кто заинтересован в консервации полуколониального статуса России, в доминировании сырьевиков. Ясное дело, что любые меры по возрождению национального производства не вписываются в планы международного капитала и его пособников. Поэтому активная борьба за смену модели развития положит конец деструктивным процессам.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.