Иногда управленческие решения на высшем уровне в нашей стране принимаются достаточно оперативно. Недавний пример в порядке иллюстрации. Как известно, 2019-й год был объявлен в нашей стране Годом театра в России. Прошло немного времени, и вот в конце октября 2020 года в режиме видеоконференции Президент РФ провёл заседание Совета по культуре и искусству. Состоялся примечательный диалог между Владимиром Владимировичем Путиным и Александром Александровичем Калягиным, худруком Московского театра “Et cetera” и председателем Союза театральных деятелей РФ (Всероссийского театрального общества/ВТО). Приведём выдержки из стенограммы:
ААК: “Хочу обратиться … вот с чем: в 2023 году, через два с половиной года, исполняется 200 лет со дня рождения великого русского драматурга, театрального деятеля Александра Николаевича Островского. Без преувеличения я могу сказать, что в стране нет ни одного театра, афишу которого не украшало бы имя Островского. Поэтому я очень прошу издать указ о праздновании 200‑летия Островского, поручить Правительству образовать организационный комитет и подготовить соответствующий план мероприятий. Я подготовил письменное обращение… Поддержите, пожалуйста…”
ВВП: “… творческое наследие Александра Николаевича Островского, безусловно, относится к предметам гордости, и такие авторы составляют гордость отечественной культуры, литературы. Поэтому согласен сразу и прошу Администрацию Президента подготовить соответствующий проект указа…”
Примерно через полмесяца, в пятницу 13-го ноября 2020 года, за № 700 был выпущен Указ Президента РФ “О праздновании 200-летия со дня рождения А.Н. Островского”, в котором сформулированы поручения Правительству РФ и рекомендации субъектам РФ обеспечить подготовку и проведение в 2023 году на федеральном и региональном уровнях мероприятий, посвящённых празднованию 200-летнего юбилея великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Буквально в ближайшие дни — до 13.02.2021 (в трёхмесячный срок с даты президентского Указа) Правительством РФ должны быть представлены состав соответствующего оргкомитета и намечены основные мероприятия. Добавим, что спустя примерно месяц после издания Указа на встрече Президента РФ с министром культуры Ольгой Борисовной Любимовой было сказано следующее: “Впереди Александр Николаевич Островский. Понятно, что у нас есть и Малый академический театр, но есть и огромное количество площадок…” Словом, процесс пошёл. Будем надеяться, что 2023-й год действительно станет в нашей Годом Островского, 200-летний юбилей которого выпадает на 12.04.2023/ср. Отметим также, что согласно сайту kremlin.ru в графике действующего Президента РФ имели место мероприятия, связанные с именем Александра Николаевича Островского. Так, к примеру, в 2004 г. В.В. Путин присутствовал в качестве зрителя на просмотре пьес драматурга “Последняя жертва”/МХАТ им. А. Чехова и “Гроза”/ театр “Современник”. Годом спустя в рамках поездки в Кострому Президент побывал в Костромском государственном театре им. А.Н. Островского. В 2017 году он побывал в Государственном академическом Малом театре России, проследовав на входе мимо открытого ещё в 1929 году памятника великому драматургу, вследствие чего этот театр неофициально называют “Домом Островского”. Поэтому, как говорится, ждём-с…
Теперь хотелось бы перейти к одному предложению на рассмотрение в высоких кабинетах, в которых будет вестись вёрстка и подготовка мемориальных мероприятий в рамках предстоящего юбилея. Но сначала, поясню, что в силу определённых обстоятельств мне в конце 2018 года довелось провести некоторое время в Островском муниципальном районе Костромской области (переименование в память об А. Н. Островском произошло в 1948 г. — в 125-ю годовщину со дня рождения классика) и в райцентре — селе Островское, которое получило своё новое название в 1956 году — в 70-ю годовщину смерти драматурга, умершего 14.06.1886 и похороненного в своём имении ЩелЫково (местные говорят с ударением на втором слоге), расположенного на территории района примерно в 120 км от областного центра Костромы и в 20 км от находящегося на противоположном берегу Волги и относящегося к Ивановской области города Кинешмы (кстати, когда драматург приезжал начиная с весны 1848 года — в 25-летнем возрасте из Москвы в усадьбу, то от Кинешмы на левый берег Волги он переправлялся на лодке — сегодня имеется мост). Тогда мне довелось узнать некоторые подробности о сегодняшнем музее-заповеднике “Щелыково”. Оказывается, что накануне 50-й годовщины со дня смерти А.Н. Островского за мемориальное место в Щелыкове вступились актёры Малого театра из Москвы. Благодаря их ходатайствам, усадьбу отдали под мемориальный музей писателя, и первая экспозиция, располагавшаяся всего в трех комнатах, была открыта для посетителей в 1936 году. С 1973 года (150-летний юбилей драматурга) в Щелыкове в дополнение к мемориальному действует литературно-театральный музей, которые вместе образуют большой музей-заповедник. Не будем забывать, что здесь великолепная природа, которая вдохновляла драматурга в его творчестве и о которой сам А.Н. Островский писал: “Что за реки, что за горы, что за леса!.. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии”. Добавим, что после смерти классика имение Щелыково стало местом отдыха актёров московского Малого театра. С 1928 года “Старый дом” Островского стал официально считаться домом отдыха при театре. В 1970 году в Щелыкове был основан Дом творчества ВТО. Три жилых корпуса названы в честь героев задуманной здесь им пьесы “Снегурочка” — “Снегурочка”, “Берендей”, “Мизгирь”. В настоящее время в Щелыкове действуют санаторий, детский оздоровительный лагерь, местное театральное общество. А ещё местные жители рассказали мне тогда, что сюда в свой дачный дом любил приезжать Олег Павлович Табаков, после смерти которого его единственной хозяйкой является супруга режиссёра и актёра Марина Вячеславовна Зудина.
Теперь уже, наверное, последует суть того предложения, которое вызрело спустя два с лишним года после моего пребывания по делам вблизи Щелыкова в Островском районе Костромской области. Судьба распорядилась так, что именно в день своего 50-летия — 31.03 (по старому стилю) 1873 года драматург завершил работу над своей пьесой-сказкой в четырёх действиях с прологом “Снегурочка”. Поскольку это произведение автора значительно выделялось от ранее написанных пьес, то новаторский характер “весенней сказки” привел к непониманию многих современников. Драматурга Островского знали как реалиста и сатирика, и пьеса воспринималась как нарушающая закономерности его творчества. Пьесу называли “бессодержательной” и “фантастической”. Николай Алексеевич Некрасов уклонялся от публикации пьесы в “Отечественных записках”, хотя ставший классиком А.Н. Островский там постоянно публиковался. Поэтому она была напечатана в сентябрьском (1873) номере журнала “Вестник Европы” (редактор Михаил Матвеевич Стасюлевич). Премьера пьесы состоялась 30.04 (11.05 — по новому стилю) 1873 года в Москве. Композитор Пётр Ильич Чайковский написал к “Снегурочке” музыку.
Спустя несколько лет композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал одноимённую оперу “Снегурочку” в 4 действиях, 7 картинах с прологом, на собственное либретто. Премьера оперы состоялась 29.01 (10.02 — по новому стилю) 1882 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Отношение к негласному творческому соревнованию между двумя нашими выдающимися композиторами: П.И. Чайковским и Н.А. Римским-Корсаковым автор пьесы “Снегурочка” А.Н. Островский оказалось противоречивым. С одной стороны, сам драматург писал: “Музыка к моей “Снегурочке” (Н.А. Римского-Корсакова) удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки”. С другой стороны, композитор Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, которому в год премьеры оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка” было чуть более 22 лет, писал в своих воспоминаниях: “С какой-то особенной душевной теплотой Александр Николаевич говорил о музыке Чайковского к “Снегурочке, которая, очевидно, сильно мешала ему восхищаться “Снегурочкой” Римского-Корсакова. Несомненно, что искренняя музыка Чайковского была ближе душе Островского, и он не скрывал, что она была ему роднее, как народнику…” Вот такой взгляд.
Резюмируя написанное, хотелось бы внести предложение о том, чтобы в рамках будущего Года драматурга Островского также было отпраздновано в качестве самостоятельного блока 150-летие написания и премьеры пьесы-сказки “Снегурочка”, а также 141-й годовщины премьеры оперы “Снегурочка”, скажем, под рабочим названием “Бенефис Снегурочки”, в состав которого могли бы войти памятные литературно-театрально-музыкальные мероприятия в Щелыкове, Москве (Замоскворечье и Малый театр) и Санкт-Петербурге (Мариинский театр). Чем не “изюминка” в Год Островского?.. Такое вот предложение в адрес формируемого оргкомитета в честь юбилея нашего выдающегося драматурга.
В. Михайлов
февраль 2021
P.S.
Перечитывайте и пересматривайте пьесы А.Н. Островского! Ходите сами и водите подрастающее поколение на пьесу “Снегурочка” и оперу “Снегурочка”! Приезжайте в Щелыковскую (по выражению драматурга) Швейцарию на костромскую землю, где похоронен Александр Николаевич Островский и где растаяла Снегурочка из сказки…
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.