По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Руководство Туркмении отчиталось об успехах ушедшего года и поставило амбициозные задачи на ближайшее будущее. Множество признаков, однако, указывает на то, что реальность сильно отличается от официальных заявлений, грозя республике серьёзными испытаниями.
ПЕРВОЕ в 2021 году заседание туркменского правительства внешне ничем не отличалось от прежних. Как обычно, в нём принял участие президент Гурбангулы Бердымухамедов, выслушивавший отчёты членов кабмина и дававший подробные рекомендации по самым разным темам — от совершенствования национального законодательства до укрепления сотрудничества с Афганистаном.
Традиционным стало и замалчивание каких бы то ни было проблем. Как подчёркивают в Ашхабаде, страна с достоинством прошла испытания 2020 года, сохранив устойчивые темпы развития экономики. Согласно официальной статистике, в январе — ноябре прошлого года ВВП Туркмении вырос на 5,8 процента, а объём товарооборота и вовсе увеличился на 18 процентов. В правительстве объясняют это своевременным принятием и успешным выполнением стратегии под замысловатым названием «Национальная программа снижения влияния сложных ситуаций в мировой экономике на экономику страны и устойчивого роста национальной экономики на 2020—2021 годы».
Наконец, Туркмения является одним из немногих государств мира, не признавших случаи заражения коронавирусной инфекцией. Мало того, власти заявляют о готовности помочь в борьбе с напастью всему остальному миру. По словам Бердымухамедова, Ашхабад может стать основным экспортёром корня солодки — «чудо-средства», которого как огня боится вирус COVID-19. Только за первую неделю нового года, как сообщается, страна экспортировала 450 тонн высушенных корней и 315 тонн экстракта на общую сумму 1,4 миллиона долларов.
Эти «успехи» позволили властям объявить о штурме новых вершин. 2021 год в республике пройдёт под везде пропагандируемым девизом «Туркмения — родина мира и доверия» (на снимке) и под знаком празднования «славной 30-й годовщины независимости». Приуроченные к этой дате мероприятия уже начались. 11 января в государственном культурном центре в Ашхабаде была представлена литературно-музыкальная композиция, которая, как сообщили государственные СМИ, отразила «всю глубину любви и уважения туркменского народа к лидеру нации». «Участники мероприятия высказали уверенность, что год 30-летия священной независимости будет ознаменован новыми масштабными достижениями во всех сферах жизни государства и общества», — говорится в них.
Суть этих «достижений» видна на примере международного тендера, объявленного администрацией столицы. Он преду-сматривает возведение стелы к 30-летию независимости. Высота сооружения должна составить… 300 метров, а заявки могут подаваться до 11 февраля. Строительство разного рода монументов запланировано во всех регионах страны.
Помпезная шумиха лишь маскирует трудности, полностью скрыть которые не может даже царящая в информационном пространстве эйфория. В «свободной» от коронавируса Туркмении десятки людей, включая иностранных дипломатов, умирают при схожих с COVID-19 симптомах. Власти предпочитают проводить различные мероприятия (в том числе заседания правительства) посредством видеосвязи, но не препятствуют массовым сборищам с участием простых жителей.
Схожее положение в экономике. По данным статистики, общая стоимость экспорта природного газа и нефтехимической продукции в январе — ноябре 2020 года составила 4,1 млрд долларов. Это намного меньше, чем годом ранее. Например, только за первое полугодие 2019 года Туркмения продала Китаю газ на сумму 4,4 млрд долларов. Учитывая, что «голубое топливо» является главным экспортным товаром страны (на него приходится 80 процентов стоимости вывоза), падение доходов весьма ощутимо. На это указывает сокращение государственного бюджета. Если в 2020 году его доходная часть составила 84,4 млрд манатов (1,78 трлн руб. по текущему курсу), то утверждённый бюджет на этот год должен получить только 79,5 млрд (1,68 трлн руб.). Базирующиеся за рубежом оппозиционные издания со ссылкой на источники внутри республики сообщают о массовых задержках зарплаты, дефиците продуктов питания и появлении большого числа нищих.
Реакцию руководства страны на кризисные явления нельзя назвать адекватной. И дело не только в бессмысленных тратах на праздники и циклопические сооружения. Ещё в прошлом году Бердымухамедов поручил правительству и парламенту ускорить процесс разгосударствления, а также усовершенствовать закон «О приватизации» для упрощения продажи частным собственникам средних и крупных предприятий. После этого стало известно о приватизации трёх десятков животноводческих комплексов, Марыйского кожевенного завода, Бахерденской швейной фабрики и ряда других объектов.
Вопрос либерализации экономики вновь был поднят на январском заседании правительства. Вице-премьер Гадыргельды Мушшиков отчитался о проведённом министерством финансов совместно с местными органами власти анализе работы предприятий государственной собственности. После этого он передал президенту новый список активов, подлежащих приватизации. В свою очередь Бердымухамедов заявил, что внедрение эффективных методов хозяйствования невозможно без увеличения негосударственного сектора экономики.
Кроме того, туркменские власти демонстрируют готовность расширения сотрудничества с иностранными донорами. Среди последних — Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т.д. В декабре и январе представители кабинета министров провели с ними серию переговоров, договорившись о предоставлении новых кредитных линий для развития частного сектора. Подобными рецептами руководство Туркмении не только не вылечит социально-экономические «болезни», но может сделать их течение смертельно опасным.
Комментарий редакции: Фактически Туркменистану навязывают стандартный набор МВФ-овских мер, суть которых заключается в тотальной распродаже всех средств производства, в устранении регулирующих функций государства в экономике, в ликвидации барьеров для иностранного капитала. Якобы это прогрессивно и приведёт к процветанию. Кто-то скажет, что положение дел в экономике Туркмении удручающе. Это в самом деле так. Но не следование основам доктрины «вашингтонского консенсуса» приведёт к стабилизации обстановки (не говоря уже о рывке). При дерегулировании не удастся развивать современное производство, требующее не только долгосрочных вложений, но и организации его функционирования в интересах всего общества. А если учесть, что львиная доля отраслей туркменской экономики достанется зарубежным фирмам (в большинстве стран СНГ и Восточной Европы во время «рыночных реформ» именно этим всё закончилось), то тем более не придётся рассчитывать на позитивные сдвиги. «Глобалисты» никому никогда не помогали — напротив, только использовали в качестве дойной коровы. Поэтому трудящимся Туркменистана следует сплотиться в борьбе против компрадорского курса, за социализм и за диктатуру пролетариата. Социально-экономические успехи Белоруссии и Китайской народной республики доказывают перспективность соответствующего пути развития.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.