Депутаты фракции КПРФ 16 февраля 2021 г. внесли в Государственную Думу проект парламентского запроса «О нарушениях закона при расследовании уголовного дела по обвинению депутата Законодательного Собрания Иркутской области Левченко Андрея Сергеевича по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Вносится депутатами Государственной Думы
Г.А. Зюгановым,
Н.В. Коломейцевым,
И.И. Мельниковым,
В.Ф. Рашкиным,
Ю.П. Синельщиковым
Проект
Генеральному прокурору
Российской Федерации
И.В. Краснову
Парламентский запрос
О нарушениях закона при расследовании уголовного дела по обвинению депутата Законодательного Собрания Иркутской области Левченко Андрея Сергеевича по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации
Уважаемый Игорь Викторович!
В производстве Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации находится уголовное дело по обвинению депутата Законодательного Собрания Иркутской области, руководителя фракции КПРФ Левченко Андрея Сергеевича в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также – уголовное дело).
По мнению адвокатов А.С. Левченко (Д.В. Аграновского, К.А. Лазарева, К.Г. Сердюкова), а также депутатов фракции КПРФ в Государственной Думе, изучивших доступные материалы уголовного дела, при расследовании уголовного дела и избрании в отношении обвиняемого меры пресечения органы следствия совершили явные нарушения закона. Высказываются суждения, что уголовное дело возбуждено и расследуется не столько в отношении А.С. Левченко, сколько в отношении его отца – С.Г. Левченко, экс-губернатора Иркутской области, первого секретаря Иркутского обкома КПРФ.
Уголовное дело было возбуждено 26 апреля 2019 года. Однако А.С. Левченко задержан лишь 28 сентября 2020 года, то есть спустя 17 месяцев после начала предварительного расследования. В тот же день обвиняемый доставлен в город Москву, а 29 сентября 2020 года Басманным районным судом города Москвы ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Первыми следственными действиями после задержания А.С. Левченко были обыски в жилище С.Г. Левченко, отца обвиняемого, в городах Москве и Иркутске, в ходе которых изъяты документы обкома КПРФ.
Как полагают адвокаты, мера пресечения избрана без учета положений статей 97, 98 и 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В постановлении следователя об избрании меры пресечения и представленных им в суд материалах не содержится достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от предварительного следствия, может продолжать заниматься преступной деятельностью или воспрепятствовать производству по уголовному делу. Не учтено, что А.С. Левченко характеризуется исключительно положительно, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей (2006 и 2020 годов рождения).
Сторона защиты неоднократно ставила вопрос об избрании в отношении А.С. Левченко иной меры пресечения, в частности подписки о невыезде, залога, домашнего ареста (для чего в городе Москве специально была арендована квартира, и договор ее аренды представлен в суд). Ряд депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации обращались к следователю с письменными ходатайствами об избрании в отношении А.С. Левченко личного поручительства в качестве меры пресечения. Однако эти ходатайства были проигнорированы, а депутаты не получили на них ответы.
Высказываются соображения о том, что А.С. Левченко привлечен к уголовной ответственности при отсутствии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения его в совершении преступления, предусмотренного статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По версии обвинения, в 2017 году А.С. Левченко и иные лица, объединившись, создали устойчивую организованную группу для хищения денежных средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области. По этим обстоятельствам в 2019 году было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, О.А. Хамуляку, директору ООО «Звезда». 28 сентября 2020 года идентичное обвинение предъявлено А.С. Левченко, не имеющему к ООО «Звезда» никакого отношения. Однако А.С. Левченко, по мнению следствия, играл лидирующую роль в организованной преступной группе. ООО «Звезда» неправомерно выиграло три аукциона на поставку 246 лифтов в городах Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском и Саянске. Для поставки оборудования А.С. Левченко и иные подконтрольные ему лица, используя ООО «Звезда», учредили фирму-однодневку, через которую было поставлено лифтовое оборудование по завышенным ценам. Также была завышена стоимость строительно-монтажных работ. В результате этих действий А.С. Левченко и иные лица якобы похитили у Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области денежные средства на общую сумму 185 879 384 рублей.
Таким образом, А.С. Левченко обвиняется в подписании и реализации хозяйственного договора, который якобы не выгоден другой стороне. Возникший конфликт должен был рассматриваться в гражданском, а не в уголовном судопроизводстве.
Вызывает сомнение правомочность должностного лица, вынесшего постановление о привлечении А.С. Левченко в качестве обвиняемого. В соответствии со статьей 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо о привлечении его в качестве обвиняемого имеет право принимать руководитель следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. В отношении А.С. Левченко такое решение принял исполняющий обязанности руководителя Главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Российской Федерации (одного из подразделений Следственного комитета Российской Федерации), то есть неправомочное лицо.
Адвокатами сообщается о нарушении права А.С. Левченко на защиту. В нарушение пункта 9 части 4 статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обвиняемому с 19 октября 2020 года не предоставляются свидания с защитником наедине и конфиденциально. Во время свидания защитник полностью отделен от подзащитного стеклом и может общаться с ним только через телефонную трубку. Полностью прекращено прохождение корреспонденции к обвиняемому, в адрес которого неоднократно направлялись материалы, полученные стороной защиты от следователя в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Однако все они возвращаются следственным изолятором стороне защиты с отметкой: «Возврат, бандероли не принимаем». В нарушение закона А.С. Левченко не представляются телефонные разговоры с родственниками.
Адвокатом Д.В. Аграновским 2 декабря 2020 года подзащитному были переданы для оформления доверенности для обращения в Европейский Суд по правам человека. Эти документы подписаны А.С. Левченко лично в присутствии адвоката в следственном кабинете Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Федеральной службы исполнения наказаний» России и еще в декабре 2020 года высланы обвиняемым почтой адвокату. Однако, указанные доверенности адвокату поступили лишь в феврале 2021 года, что нарушает положения статьи 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой государства — участники Конвенции обязаны не допускать препятствий для обращения граждан в Европейский Суд по правам человека.
Как сообщают адвокаты, следователем назначены и проводятся по уголовному делу различные судебные экспертизы. Однако в нарушение требований статей 195 и 198 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации эти следственные действия проводятся в тайне от обвиняемого и его защитников. С постановлениями о назначении судебных экспертиз А.С. Левченко и защитники не ознакомлены, им не предоставлена возможность заявить отвод эксперту или ходатайствовать о производстве экспертизы в другом экспертном учреждении, дополнять перечень вопросов, поставленных перед экспертом, присутствовать при производстве экспертизы.
На перечисленные нарушения по уголовному делу обращалось внимание в жалобах и ходатайствах адвокатов, а также в запросах депутатов Государственной Думы. Однако на жалобы, ходатайства, запросы даются ответы об отказе в их удовлетворении либо ответы не даются вовсе.
Как видно из имеющихся в Государственной Думе материалов, подобные нарушения в последние месяцы совершаются не только в отношении А.С. Левченко, но и в отношении других обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах Российской Федерации.
На основании статьи 13 Федерального закона от 8 мая 1994 года №3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Государственная Дума просит Генерального прокурора Российский Федерации И.В. Краснова предоставить письменную информацию по доводам защиты и депутатов фракции КПРФ в Государственной Думе о нарушениях закона при расследовании уголовного дела по обвинению Левченко Андрея Сергеевича в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.