Сахару, маслу и картошке указы Путина — не указ

Сахару, маслу и картошке указы Путина — не указ

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»

На фоне рекордного роста стоимости продовольственных товаров правительству РФ предстоит решать — продлевать или не продлевать соглашение с производителями и ритейлом о сдерживании цен.

При этом Центробанк усмотрел в ручном управлении ценами угрозу экономике: «Нерыночные методы регулирования в таких конкурентных сегментах, как рынки сахара и подсолнечного масла, искажают сигналы о состоянии спроса и предложения, которые несут в себе цены. Возникает риск локальных дефицитов, использования серых схем деятельности. Сужается поле действия денежно-кредитной политики, направленной на поддержание ценовой стабильности рыночными методами», предупреждает ЦБ РФ в февральском докладе.

Затея с госрегулированием не дала особого эффекта: 69% россиян считают, что указ президента Владимира Путина и усилия правительства не помогли сдержать рост цен на основные продукты в январе-феврале 2021 года. Таковы результаты опроса Исследовательского центра SuperJob.

По итогам января цены на продовольственные товары в годовом выражении увеличились на 7,03%. А рост потребительских цен на все товары и услуги составил за прошедшие 12 месяцев 5,2%, подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

В результате в январе продовольственная инфляция разогналась до пятилетнего максимума — выше она была лишь в январе 2016 года (9,18% в годовом выражении), когда российская экономика выходила из финансового кризиса.

Но до финала нынешнего кризиса еще явно далеко, а значит, главные ценовые рекорды еще впереди. И если госрегулирование вредит рынку, тогда что при такой «вилке» делать?

Безусловно, соглашение следует не просто продлевать, но и обновить с учетом уроков его текущей редакции, уверен доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников:

— Сама по себе заморозка цен не может быть долгосрочным решением этих проблем, как и ужесточение карточных переводов, передача дополнительных полномочий ФНС и другие недавние нашумевшие действия экономического блока правительства.

Надо понимать, что цены растут в силу сочетания проблем, которые накапливались в экономике годами. Это не просто ситуативная аномалия. На себестоимость давят несколько ключевых факторов — курс рубля и соответствующий рост стоимости импортного сырья и комплектующих, рост ЖКХ и НДС, стремление торговых сетей переложить издержки на производителей, высокая стоимость кредитных средств, негативные ожидания. Для разных товаров сочетания факторов выглядят по-своему, но итог один — рост отпускных цен по экономике.

Однако обновленное соглашение может послужить поводом для начала серьезного переосмысления современного полумонопольного положения торговых сетей, например, через одновременное облегчение кредитной нагрузки и фиксацию максимальной наценки, или других осмысленных и, главное, комплексных мер по долгосрочному улучшению ситуации. Цены в 2021 году все равно будут расти, вопрос только в контролируемости этого процесса и действий по лечению причин болезни, а не симптомов.

Что до финансовых властей, то, их позиция в последнее десятилетие, мягко говоря, не конструктивна. Они смотрят почти исключительно на инфляцию. Вся остальная экономика интересует исключительно как приложение к инфляции, причем второстепенное.

— Есть более точечные инструменты балансировки рынка: продовольственные карточки для наименее обеспеченных, сокращение количества посредников в цепочках поставок (вытеснение дистрибуторов и создание прямых отношений между производителями и торговыми сетями, особенно для локальных поставщиков), налоговые льготы на пищевую промышленность, — считает президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич:

— «Ручное управление» ценами — это самая крайняя мера, которая точно не является признаком успешности и эффективности экономической и социальной политики. Она вредна для экономики, мы уже видим снижение объемов производства сахара и подсолнечного масла, оптовики и сети жалуются о дефиците.

Дефицит — это путь к очередям и черному рынку с другими ценами. Нельзя приказать ценам не расти, но нужно разумно управлять экономикой, чтобы избегать резких колебаний цен.

В 2000-е цены росли еще сильнее, чем сейчас, но доходы росли опережающими темпами. Какая разница, что хлеб стал дороже на 15%, если доходы растут на 20−25%? Вместе с тем, текущий шок на продовольственном рынке связан с бюджетной политикой. Курс рубля управляемо снизили в угоду исполнения бюджета, в результате пшеница подорожала не на 30−35% в долларах как во всем мире, а на 50−60% в рублях.

Продовольствие начало дорожать везде, но больше всего этот процесс ударил по России из-за длительного вялотекущего падения доходов населения и регулярной девальвации рубля.

Получается, что сейчас налоговые льготы уходят «Роснефти» и «Газпрому», а бензин и газ для простых россиян только дорожают. В долгосрочной перспективе стоит заниматься диверсификацией экономики и развивать транснациональные несырьевые компании. Это позволит снижать издержки и делать нашу экономику менее зависимой от цен на нефть и газ, а если она будет менее зависимой, то не придется каждые 3−4 года за счет девальвации рубля снижать уровень жизни всех россиян для балансировки бюджета.

На какое-то время «заморозкой» можно сбить социальную напряженность, но затем экономическая ситуация станет значительно хуже, — прогнозирует ведущий аналитик QBF Олег Богданов:

— Поэтому Центральный банк абсолютно справедливо указывает на то, что ручное управление ценами на продовольствие искажает реальную инфляционную картину и создает сложности при проведении денежно-кредитной политики. При желании правительство вместе с Росстатом могут нарисовать любой уровень инфляции, однако последствия такого регулирования будут печальными. Производители начнут сокращать выпуск продукции, возникнет дефицит, начнут работать серые схемы.

Логика ценового регулирования неизбежно ведет к монополии внешней торговли, к национализации крупных торговых сетей, производителей продовольствия и потребительских товаров. Думаю, что эксперименты с регулированием цен пора заканчивать, в противном случае Банку России через пару лет будет уже нечего регулировать.

— Можно ввести целевой налог для бедных, который будет формироваться из налога на экспорт всего, что экспортируется из страны: одного процента от собранного, думаю, будет вполне достаточно для того, чтобы компенсировать бедным людям расходы в связи с подорожанием продуктов питания, — предлагает глава группы компаний «Верхнехавский элеватор» Антон Пермяков:

— Главное — необходимо развивать собственную экономику, чтобы люди зарабатывали достаточно много для того, чтобы рост цен сказывался на них столь же незначительно, сколь он сказывается на кошельке среднестатистического европейца, у которого доля расходов на еду в структуре затрат меньше, чем у россиянина, раза в три.

Иными словами, задача максимум — сделать экономику сильной, развитой и конкурентной. А задача минимум — оказать целевую помощь нуждающимся гражданам. Это многодетные семьи, инвалиды, одинокие родители, пенсионеры…

Я говорю именно о целевой помощи, потому что нецелевая будет разгонять инфляцию, а не способствовать снижению или стабилизации цен. Инструментов и источников финансирования для этого достаточно. Например, можно воспользоваться средствами, которые государство получит после введения таможенных пошлин на сельхозкультуры. Если говорить о сумме этой помощи, то она должна быть соизмерима со степенью подорожания продуктов питания.

Комментарий редакции: Проблема не в государственном регулировании цен как таковом, а в отсутствие его системности. Не стоит стращать общество концом света, который якобы наступит вследствие претворения в жизнь данной меры. Ни для кого не секрет, что ценообразование в той или иной форме контролируется и в целом ряде капиталистических стран. И никакого дефицита, никакого обвала экономики от этого не происходит. Всё зависит от методов. А решать задачу надо. Безусловно, изменение таможенной, финансовой, денежно-кредитной, налоговой и таможенной политики, её переориентация на интересы российского АПК позволит снизить издержки и, как следствие, уровень цен на конечную продукцию. Но не стоит отодвигать на задний план вопросы агрессивной политики торговых посредников. Встаёт вопрос об установлении государством предельного уровня наценок, что благотворно отразиться и на покупателях, и на производителях. Но всё это надо решать не в одноразовом порядке, а на системной основе. Однако тогда придётся кардинально менять систему, национализировать добывающие отрасли, поскольку правящая бал криминально-компрадорская буржуазия не поступится добровольно своим доминирующим положением. Все попытки изменить ситуацию при сохранении статуса «священной коровы» владельцев приватизированных сырьевых активов изначально равносильны стремлению построить дом без крыши и без фундамента. Поэтому нужны кардинальные перемены, которые произойдёт только после смены власти и проведения Ресоветизации. А чтобы это стало реальностью, важно включаться в активную классовую борьбу за новую модель развития.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Сахару, маслу и картошке указы Путина — не указ

  1. Какие 5%? У Москве батон хлеба стоил 25 руб, а теперь 30 руб. Повышение цены хлеба на 20%. На сыры цены запредельные. Дешевый колбасный сыр стоил около 30 руб. Сейчас его цена больше 60 руб. Торговые сети сплошь иностранные. Летаргический сон народа голод разбудит. Не мытьем, так катаньем, прилется ему глазыньки то приоткрыть, ла и то, если еще успеет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *