По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Патрик Кёбеле, председатель Германской коммунистической партии
Выборы в бундестаг ФРГ в сентябре этого года пройдут в рамках глубокого кризиса капиталистической экономики, усиленного пандемией COVID-19, которую используют корпорации и банки, а также правительство, защищающее их интересы, чтобы переложить последствия кризиса на плечи трудового народа.
ФРГ по собственной воле вовлечена в военный альянс НАТО и его агрессивную политику. На первый взгляд, это кажется противоречием, поскольку здесь есть силы, которые хотели бы превратить свою страну в империалистическую державу. Однако правящий класс ФРГ понимает, что её собственные военные ресурсы всё ещё слишком слабо развиты для таких имперских амбиций. Поэтому она берёт на себя роль младшего партнёра американского империализма в Европе, работая над укреплением своего господства в Евросоюзе и возможностью его милитаризации.
Поскольку ЕС в последние годы позволял германскому империализму подавлять более слабые европейские экономики германским «экспортным катком», ФРГ могла рассчитывать на империалистические сверхприбыли. Она использовала эти сверхприбыли для интеграции в систему капитализма определённой прослойки рабочего класса, одновременно ухудшая социальное положение других трудящихся, делая их более незащищёнными. Эта смесь интеграции и уступок верхушке рабочего класса, с одной стороны, и в то же время ограбление других трудящихся способствовали обезоруживанию и фрагментации всего рабочего класса.
Противоэпидемические меры воспринимаются широкими слоями населения как хаотичные и дилетантские. Однако на самом деле эта непоследовательная политика, направленная на демонтаж демократических прав, отражает противоречивые интересы различных групп крупного капитала и служит для опробования чрезвычайных сценариев. Канцлер ФРГ Ангела Меркель, похоже, берёт вину за эту непоследовательную политику на себя, прикрывая тем самым системные проблемы своим уходом: у неё более нет личных политических амбиций.
Перегруппировка в буржуазном лагере
СДПГ и ХДС, которые в настоящее время образуют большую коалицию, являются партиями монополистического капитала. Однако в силу партийной политики им приходится учитывать интересы своих сторонников — членов партий и избирателей, а также собственные многолетние традиции.
Необходимость учитывать эти соображения не даёт покоя германскому монополистическому капиталу, фактически стоящему за обеими партиями. В то же время обе партии, проводя политику в интересах монополистического капитала в сочетании с хаотичной политикой борьбы с пандемией, согласно опросам общественного мнения, утратили доверие многих своих избирателей. Особенно пострадали социал-демократы.
На данный момент эти потери идут на пользу Партии зелёных. Эта партия уходит корнями в экологическое движение и движение за мир 1980-х годов. Однако, особенно в вопросе о мире, её характер существенно изменился. На это есть две причины. Во-первых, социальную базу Партии зелёных составляют прежде всего мелкая буржуазия и представители «среднего класса», сумевшие подняться в обществе. Зачастую это люди, которые извлекли выгоду из кризисов капитализма. Им чужды социальная борьба и общественные движения: они считают их лишними.
Во-вторых, это агрессивный внешнеполитический курс. Он является идеологическим компонентом политики «зелёных» начиная с югославского конфликта 1990-х годов, когда вопросы защиты прав человека и антифашистские устремления были использованы для интеграции бывших участников движения за мир в глобальную и европейскую стратегию германского империализма. Во время войны в Югославии тогдашний министр иностранных дел Йозеф Фишер, ведущий член Партии зелёных, оправдывал бомбардировки Югославии силами НАТО фразой: «Освенцим не должен повториться». Эта тенденция сохранилась с тех пор и привела к тому, что сегодня Партия зелёных является одним из самых агрессивных сторонников дальнейшего усиления роли Германии в НАТО и развития военной стратегии блока по его продвижению к границам Российской Федерации и сдерживанию КНР.
Для монополистического капитала Германии усиление Партии зелёных имеет дополнительное преимущество, которое облегчает проведение атак на демократические и социальные права рабочего и профсоюзного движения, поскольку «зелёные» не представляют интересы этих избирателей и игнорируют их.
Ослабление левых сил
Левые силы по итогам предстоящих выборов, к сожалению, могут быть ослаблены, даже если это не выразится в конкретной потере голосов. Ослабление будет обусловлено оппортунистической подменой содержания основ программы Левой партии. Будучи созданной на основе коммунистической СЕПГ в ГДР, Левая партия уже давно превратилась по сути в реформистскую силу, которая больше не ставит под сомнение капитализм и давно отказалась от ленинского анализа империализма.
В предыдущие годы Левая партия была последним представителем движения за мир в немецком бундестаге. Это имело огромное значение в связи с растущей агрессией НАТО, равно как американского и германского империализма. Ещё пару лет назад основной электорат Левой партии был сосредоточен в восточных землях, где традиция дружбы ГДР с Россией имела глубокие корни, несмотря на антироссийскую пропаганду последних лет. Между тем в крупных городах электорат Левой партии резко сместился в сторону левобуржуазных избирателей, а сама партия всё больше склоняется к возможности участия в коалиционном правительстве вместе с СДПГ и «зелёными». Неприятие НАТО всё больше смягчается в заявлениях ведущих представителей Левой партии, которые берут на вооружение стереотипы антироссийской и антикитайской пропаганды немецкого правительства и СМИ.
При этом мы являемся свидетелями тех же процессов в Левой партии, что происходили десятилетиями назад в самой СДПГ и позже в Партии зелёных: растёт желание участвовать в правительственной коалиции, парламентская работа преобладает над внепарламентской борьбой. Объективно этому способствует и то, что партийный аппарат становится экономически зависимым от мандатов и государственного финансирования. Буржуазный парламентаризм доказывает свою способность интегрировать в административную систему капитализма/империализма силы, которые ранее ещё имели перспективу вне рамок капиталистического государства. Мы видим, что в Левой партии эти процессы происходят гораздо быстрее, чем в «старой» Социал-демократической партии или Партии зелёных.
Проблемы рабочего движения
Рабочий класс Федеративной Республики объективно глубоко раздроблен. После контрреволюции 1989 года в ГДР правящему монополистическому капиталу и его правительствам больше не нужно идти на уступки рабочему классу, поскольку раньше они должны были выступать в качестве «красивой витрины» капитализма против социализма.
Это привело к новой ситуации для отдельных частей рабочего и профсоюзного движения: атаки на социальные права стали массовыми, а многолетняя иллюзия социального партнёрства между капиталом и трудом развеялась. Самым страшным ударом стал пакет законов «Агенда-2010», продавленный правительством СДПГ и «зелёными». Он привёл к тому, что работникам, независимо от размера их заработной платы, угрожает массовая социальная деградация после одного года безработицы. Это новое явление действует пугающе.
В результате при относительно высокой производительности труда в рамках ЕС Германия стала страной с низкой заработной платой. Таким образом, ЕС, евро и Таможенный союз ЕС создали предпосылки для того, чтобы буржуазия ФРГ могла получать дополнительную прибыль даже в кризисные периоды.
В отличие от других стран, особенно на периферии ЕС (Греция, Италия, Испания, Португалия), эти сверхприбыли использовались для продолжения интеграции части рабочего класса: прежде всего постоянным, штатным работникам крупных компаний можно было внушить, что в ФРГ при сохранении иллюзии социального партнёрства с капиталом у них всё хорошо. А остальные, дескать, сами виноваты в своём положении.
Всё это, в дополнение к отсутствию интернационализма, что является предпосылкой для возникновения национализма и ксенофобии, затрудняет превращение рабочего класса из класса в себе в класс для себя. То есть в класс, который осознаёт своё общее положение в обществе и свои интересы. Как следствие, это, очевидно, приведёт к тому, что в 2021 году широкие слои рабочего класса отдадут свои голоса на выборах в бундестаг партиям, представляющим интересы крупного капитала.
Избирательная кампания ГКП
Всё указывает на то, что в этих условиях голоса нашей партии и на этот раз будут маргинальными. Тем не менее мы рады, что нам удалось обеспечить выдвижение нашего партийного списка в большинстве регионов страны. Для этого пришлось собрать тысячи подписей избирателей, что было особенно трудно в условиях пандемии.
Почему мы решаем эту задачу, даже если ожидаем маргинального результата голосования? Мы понимаем нынешнюю фазу нашей организационно-политической ситуации по существу следующим образом: это успех и вызов одновременно — обеспечить в одной из самых высокоразвитых империалистических стран мира организованное существование марксистско-ленинского мировоззрения в форме коммунистической партии.
Для этого требуются теория и практика. Теория предполагает применение мировоззрения к анализу ситуации и выработке революционной стратегии в нереволюционное время. А практика включает в себя работу с людьми, инициирование и поддержку движений за интересы трудящихся, против монополистического капитала, за мир, против поджигательской политики НАТО.
Один из наших главных лозунгов — «За мир с Россией и Китайской Народной Республикой!». Он необходим в избирательной кампании и сформулирован только Германской коммунистической партией, но должен оказать влияние на весь партийный спектр.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.