По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Николай Арефьев, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ
Кабинет министров одобрил проект закона о федеральном бюджете на 2022 год и плановые 2023—2024 годы. Предлагаемые разработки не вызывают оптимизма.
В основу бюджета, как и прежде, лёг базовый прогноз социально-экономического развития страны на соответствующий период. Но это опять не план на ближайшие три года, а гадание на кофейной гуще в трёх вариантах, которые всё равно не сбудутся. Разница между планом и прогнозом заключается в том, что план предусматривает проведение конкретных мероприятий в определённые сроки и получение определённого результата, за который отвечают конкретные люди. План даёт возможность скорректировать экономику и социальную сферу с неблагоприятного прогноза на благоприятный исход.
Прогнозирование же дело хорошее, но оно даёт только представление о, допустим, неблагоприятном будущем, а коррективы на благоприятный исход не вносит. Иными словами, заглянули на год вперёд, увидели там кошмарное будущее, и правительство сидит в ожидании, когда оно сбудется, не принимая никаких мер. И так уже 30 лет!
Нынешний прогноз предусматривает, что мировая экономика начнёт активно восстанавливаться, а в России на фоне массовой вакцинации пандемия коронавируса будет оказывать всё меньшее влияние.
Безусловно так, ведь пандемия регулируется в зависимости от того, кому как выгодно. В результате отечественная экономика в 2022—2024 годах будет расти на 3% ежегодно. Хотя рост лежачей экономики в 3% — это вовсе не рост, а математическая погрешность.
При подготовке бюджета на 2021 год власти предполагали, что он останется дефицитным, по крайней мере, до 2024 года. Но сейчас, когда цена на нефть выправилась, а стоимость газа достигла астрономической высоты — 1000 долларов за тысячу кубов, они планируют, что и в 2022-м, и в 2023 году бюджеты станут профицитными. То есть бюджет, по мнению правительства, станет очень большим, и из него будут изыматься деньги и отправляться за границу, а в России продолжат закрывать школы и больницы, как это было всегда в тучные годы.
Так, в следующем году доходы составят 25,021 трлн рублей, расходы — 23,61 трлн, а профицит соответственно — 1,411 трлн рублей. Это как раз та сумма, которую изымут из бюджета и зачислят в Фонд национального благосостояния и разместят за границей. При этом в процентном отношении к объёму ВВП траты снова сократятся: с 19,3% ВВП в текущем году до 17,7% ВВП в 2022 году, когда он составит 133,3 трлн рублей.
Для сравнения: по предварительной оценке, в 2021 году доходы бюджета оказались на уровне 23,782 трлн рублей, расходы — 24,058 трлн рублей, а дефицит — примерно 275,7 млрд рублей.
То есть бюджет правительство будет сокращать, несмотря на высокие цены на нефть и газ, и он будет меньше, чем в текущем году. А скажите, мы что, в этом году слишком роскошно жили?
Экономисты часто называют профицит результатом жёсткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам. Но у нас доходы умышленно сокращают, а изъятую часть отправляют за границу, чтобы говорить, что денег нет, и уничтожать социальные учреждения и экономику.
Сегодня с помощью придуманного профицита уже из бюджета изъято в ФНБ и отправлено за границу более 14 трлн рублей при бюджете в 18 трлн. Как бы эти деньги пригодились на ремонт больниц и школ, на строительство дорог, на увеличение пенсий, пособий и зарплат! Но, к сожалению, они работают на чужого дядю, а вернее — на западных друзей российской олигархической верхушки.
Фонд национального благосостояния (ФНБ) никогда на благосостояние России не работал. Минфин считает эти денежные средства «подушкой безопасности» «на всякий случай». На какой случай? Вот случился COVID-19, объявили карантин, угробили экономику и по миру пустили население, но из «подушки безопасности» не взяли ни копейки. Значит, и профицит, и ФНБ — это просто обман населения. Деньги изымаются, чтобы разорить страну и облагодетельствовать своих хозяев за рубежом!
Согласно подготовленному законопроекту, крошечная сумма в 3,2 млрд рублей пойдёт на софинансирование добровольных пенсионных накоплений россиян. Это составит 72 рубля в год каждому пенсионеру. Вот это отвалили! А в остальном всё остаётся по-прежнему: правительство рассчитывает увеличить ФНБ до 16,478 трлн рублей на начало 2023 года и до 20,102 трлн рублей — на начало 2024-го. Целый годовой бюджет будет изъят из расходов государства и отправлен за границу. Да разве же мы будем богатыми?
Ну хорошо, в России много лишних денег: 14 трлн рублей в Фонде национального благосостояния и 45 трлн рублей в золотовалютных резервах — всего 60 трлн рублей, которые за «ненадобностью» размещены на Западе под копеечный процент. Но если так много лишних денег, то зачем правительство влезает в долги?
В 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. То есть если бы России в одночасье понадобилось закрыть все свои долги, она бы смогла это сделать. Но уже к лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. А по итогам года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.
В 2021 году он продолжил расти — до ориентировочно 22,104 трлн рублей — и будет увеличиваться и дальше: до 25,84 трлн в 2022 году и до 28,540 трлн рублей и 31,501 трлн рублей в 2023—2024 годах соответственно.
Что за бред? Почему при наличии огромных денежных резервов в России правительство берёт огромные долги под 5—7% годовых? Ведь на обслуживание госдолга расходуется средств больше, чем сумма полученных процентов от размещения средств на Западе.
На этот вопрос ни разу не ответили ни министр финансов, ни председатель правительства! Предполагаю, что ответ находится в статьях Уголовного кодекса.
По мнению многих экономистов, ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объёму ВВП. Оно в текущем году составит 17,8%, а в последующие годы будет оставаться около 20%. То есть долги будут наращиваться, несмотря на огромный бюджет.
Надобности в этом никакой! В 2022 году нефтегазовые доходы составят 9,542 трлн рублей, ненефтегазовые — 15,479 трлн рублей. В общем объёме доходов нефтегазовые поступления займут 38,1%.
При этом по отношению к объёму ВВП ненефтегазовые доходы ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11%, а нефтегазовые снизятся: с 7,2% в 2021 году до 5,7% в 2024-м. Правительство связывает это с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения. При этом доля нефтегазовых поступлений в общем объёме доходов следующие три года тоже будет сокращаться — до 33,2% в 2024 году. Здесь можно спорить, можно не спорить, но ни один прогноз правительства никогда не сбывался. Эти объёмы умышленно занижаются, чтобы изъять из бюджета побольше денег.
Законопроектом предусматривается, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит 62,2 долл. за баррель в 2022 году и 58,4 долл. и 55,7 долл. — в 2023—2024 годах соответственно. При этом бюджетное правило предполагает, что документ будет свёрстан исходя из стоимости Urals в 44,2 долл. в 2022 году. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния. Вот это и есть механизм бюджетного правила для уменьшения доходов бюджета и создания нищеты.
Кроме того, проект бюджета предусматривает, что средняя контрактная цена на газ в 2022 году останется на уровне 2021 года — 208 долл. за тыс. куб. м. А вот уже в 2023—2024 годах ожидается снижение: на 7,7% и 6,3% соответственно. Но и это ложь! В сентябре 2021 года цена на газ достигла уровня 1000 долл. за 1000 кубов. Но в проекте бюджета занижается цена на газ, чтобы разницу в цене изъять из бюджета.
Но и это не все доходы. Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС), который будет прибавлен к цене и оплачен народом, принесёт в бюджет 5,308 трлн рублей, а импортного — 3,673 трлн рублей. Налог на прибыль добавит ещё 1,447 трлн рублей, внутренние акцизы — почти 987 млрд рублей, импортные — 144,5 млрд. На НДФЛ придётся 186,9 млрд, а на ввозные пошлины — 829,2 млрд рублей. Вывозных пошлин, которые были 30%, уже нет, теперь народ их будет оплачивать через налог НДПИ.
Все налоги, изъятые из кошельков народа и предприятий, приведут к росту инфляции. Народу предстоит больше вносить налогов и больше платить в магазинах. Правительство ожидает, что цены в 2022 году вырастут в среднем на 4%, что явно не соответствует действительности при повышении ключевой ставки. В то же время эту планку с первых дней года стараются перепрыгнуть все, и это капиталистическое соревнование только разгоняет инфляцию.
По оценкам Центрального банка, на начало сентября 2021 года годовой показатель инфляции достиг 6,74%, в 2022 году он должен снизиться до 4—4,5% и в дальнейшем оставаться у целевых 4%. Но бюджет свёрстан из ожиданий, что инфляция в 2021 году составит 5,8%, видимо, в надежде, что Росстат нарисует как надо.
Уверенность в низкой инфляции исходит, видимо, из того, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 72—74 рублей, вполне соответствуя цене на нефть, ведь курс рубля неразрывно связан с нефтяными доходами олигархов.
Бюджет на 2022—2024 годы, по мнению председателя правительства РФ М. Мишустина, предусматривает значительное увеличение расходов на выполнение обязательств перед гражданами России. Так что традиционно самые большие расходы планируются в разделе «социальная политика» — 5,838 трлн рублей, или 24,7% от общего объёма бюджетных трат. Однако нищета, поразившая народ России, говорит об обратном. Это не большие социальные расходы, а крошечный бюджет страны, который меньше военного бюджета США и из которого выкачали 14 трлн рублей.
Второе место в бюджете занимает национальная оборона с расходами в 3,51 трлн рублей в 2022 году. На третьем — экономика: 3,384 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность оказались на четвёртом месте — 2,819 трлн рублей. Последними в пятёрке главных бюджетополучателей идут «общегосударственные вопросы» — 1,877 трлн рублей. Это те деньги, которые идут на обеспечение, например, работы аппарата президента, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, а также на проведение выборов и т.п.
На образование и здравоохранение планируют направить примерно по 1,2 трлн рублей соответственно. Это несоизмеримо мало при полной разрухе в этих отраслях. Но цель сделать образование и здравоохранение платными осуществляется именно таким способом. Не давать бюджетных средств — пусть платит народ. Финансирование национальных проектов вырастет примерно на 9% — с планировавшихся ранее 2,5 трлн рублей до 2,7 трлн рублей. Ну и что на эти деньги можно сделать? Да ещё и при нынешнем воровстве!
Главной задачей на предстоящий период правительство определило «адресную поддержку людей, прежде всего семей с детьми, всех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, нуждающихся, одиноких родителей». А все остальные — выживайте как можете, поэтому и выкачивают из бюджета 6 триллионов рублей за три года для друзей на Западе, а сокращение российских бедных в два раза сделает статистика. А чего же не сделать, если всё безнаказанно сходит с рук.
Вот вам первый сюрприз от «Единой России» после выборов, но это только цветочки, ягодки ещё впереди.
Есть ли выбор? Есть! Такого бюджета, каким кормит правительство Россию уже 30 лет, вообще не должно быть в природе. Это бюджет разграбления, уничтожения и деградации страны. Ещё в прошлом году мы предложили совершенно реальный бюджет развития, который способен повысить уровень жизни народа, обеспечить всех работой и поднять экономику страны. Мы предложили меры, которые способны предоставить стране доходы, необходимые для кредитных ресурсов в целях реализации бюджета развития:
— возврат офшорных доходов — 5,0 трлн рублей,
— легализация теневой экономики — 13,6 трлн рублей,
— ликвидация профицита бюджета — 1,5 трлн рублей,
— консолидация в бюджет ФБН — 14,0 трлн рублей,
— упразднение бюджетного правила — 2,3 трлн рублей,
— введение прогрессивного НДФЛ (40%) — 1,3 трлн рублей,
— госмонополия на реализацию алкоголя — 1,4 трлн рублей,
— дивиденды национализированных компаний — 1,0 трлн рублей,
— международные резервы — 45,0 трлн рублей,
— кредитные ресурсы в банковской системе — 32,0 трлн рублей,
— доходная часть федерального бюджета — 20,0 трлн рублей
ИТОГО — 136,1 трлн рублей.
Такую сумму при соответствующем изменении законодательства и денежно-кредитных параметров получить вполне возможно, хотя на это потребуется определённое время. Тем не менее бюджет развития можно сформировать в объёме, который российская экономика и социальный блок могут освоить реально. По крайней мере на 2022 год можно выделить порядка 48 триллионов рублей, которые заметно изменят жизнь страны к лучшему. Но для этого нужны политическая воля и патриотический настрой. Ни того, ни другого во властных кругах сегодня не наблюдается.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.