Реликвии воинской славы

Реликвии воинской славы

Нам дороги все подробности революционной истории нашей страны. И, конечно, особое место в ней занимает рождение Красной Армии, которая стала важнейшим детищем Великого Октября.

Недавно мне позвонила дочь одного из близких ленинских соратников — Григория Яковлевича Сокольникова, отличившегося на фронтах борьбы с интервентами и белогвардейцами.

— У меня большая радость, — сказала Гелиана Григорьевна. — Я впервые увидела неизвестную фотографию, где присутствует мой отец. Однако обрадовалась не только в связи с этим фото, но и с рядом других. Они рассказывают о событии, про которое ныне, к сожалению, мало кто знает. А между тем можно сказать, что с него начинался будущий главный музей Красной Армии.

Какое же это событие, запечатлённое на фотографиях, часть которых сейчас перед вами? О нём и о многом другом, что с ним связано, я узнал немало интересного от большого знатока темы — старшего научного сотрудника Центрального музея Вооружённых Сил РФ Сергея Владимировича Кожина.

Именно он собрал вместе эти уникальные снимки. И он же, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры России, стал моим экскурсоводом сквозь столетнюю толщу времени.

Итак, 27 июля 1920 года, Красная площадь. Здесь в этот день состоялось торжественное открытие выставки «Жизнь Красных Армии и Флота».

Для точности отметим, что значительная часть экспозиции была размещена в Верхних торговых рядах (ныне ГУМ).

Но вот наиболее объёмные экспонаты решили демонстрировать прямо под открытым небом, то есть непосредственно на Красной площади. Есть снимок, где на Кремлёвской стене виден транспарант с надписью: «Выставка образцов трофеев гражданской войны».

Да, представлены самолёты и бронетехника, артиллерия и инженерное оборудование, крупные предметы тылового хозяйства и снабжения. И всё это отбито красноармейцами у вооружённого до зубов противника, командование которого поначалу с надменным презрением относилось к «взбунтовавшейся голытьбе». Потом, правда, такое восприятие пришлось им круто менять.

Что ж, были веские причины у краснозвёздных воинов гордиться трофеями с полей сражений.

— Знаете, — комментирует Сергей Владимирович, — у нас в музее до сих пор хранится английская пушка, захваченная в боях под Шенкурском. Есть основания считать её участницей той исторической выставки и одним из самых первых наших музейных экспонатов.

Естественно, заинтересовало меня предшествие выставки, то есть когда, как и почему возникла сама идея её создания. Ведь, казалось бы, не до этого. Гражданская война и нашествие интервентов продолжаются. Молодая республика Советов по-прежнему в кольце врагов. Не вернее ли подождать пока с выставками и музеями до лучших, как говорится, времён?

Мой «экскурсовод» в ответ улыбается:

— Конечно, многие рассуждали тогда точно так же. Но были и другие.

Я слушаю его и понимаю: да, действительно, как и во все времена, поборники памяти столкнулись тогда с беспамятством. И, к счастью, они сумели доказать свою правоту. Доказали, что свидетельства героизма новой Рабоче-Крестьянской Красной Армии следует собирать, не откладывая на далёкое будущее. По горячим следам!

Вот почему уже 23 декабря 1919 года был подписан приказ Реввоенсовета республики (РВСР) об учреждении постоянной выставки-музея «Жизнь Красных Армии и Флота». Эта дата и станет официальным днём рождения знаменитейшего музея.

Он получит широкую известность и признание как Центральный музей Красной Армии, а затем как Центральный музей Вооружённых Сил СССР. Теперь, по причинам понятным, вместо СССР в его названии — РФ. Но неизменной должна быть благодарность потомков тем, кто в труднейших условиях закладывал основы этого выдающегося собрания реликвий нашей воинской славы.

Это всячески подчёркивал мой собеседник С.В. Кожин, говоря о своих предшественниках — музейщиках первого призыва. Ведь инерцию беспамятства многих им приходилось одолевать каждодневно, а условия их работы нередко были прямо-таки экстремальными.

Несмотря на все усилия, к первоначально назначенному сроку подготовить выставку не удалось. Её планировали открыть 17 февраля 1920 года — накануне второй годовщины РККА. «Приходится сознаться, — заявил тогда один из организаторов, — что Красная Армия и Флот умеют побеждать, а тыл не умеет для них создать музея».

Смириться с этим? Да ни в коем случае! Работать ещё упорнее. Важнейшим подспорьем для всех, кто был причастен к осуществлению неотложной задачи, стало решение РВСР связать открытие выставки с большим событием международного масштаба — открытием Второго конгресса Коминтерна. Все центральные управления военведа получили приказ представить на выставке свои разделы. Всё резко ускорилось, и 27 июля развёрнутые экспозиции готовы были принять почётных гостей — коммунистов из разных стран мира.

Второй конгресс Коминтерна, где сделан публикуемый снимок В.И. Ленина, работал с 19 июля по 7 августа 1920 года в Петрограде. Но в названный день 27 июля делегатов решили привезти в Москву, и красноармейская выставка стала здесь главным объектом их интереса.

Понятно, что найденные фото, как и краткая кинохроника, передают лишь самую малую толику представленного для обозрения. К тому же качество съёмки оставляет желать лучшего. И всё-таки особая, волнующе приподнятая атмосфера дня здесь чувствуется.

Для руководства Коминтерна около Кремлёвской стены возвели искусственный «Курган славы» с деревянной беседкой, а рядом на трибунах расположились остальные гости. Вот среди них-то, в белой рубашке, и Григорий Сокольников.

В 1918 году он был членом Реввоенсовета 2-й армии, а осенью 1919-го, в критический момент боёв за Воронеж, назначен командующим 8-й армией. Она преследовала войска Деникина до Ростова и Новороссийска, за что командующий был награждён орденом Красного Знамени. Ему предстоит ещё возглавлять и Туркестанский фронт, а став наркомом финансов СССР, он, доктор экономики, блестяще проведёт знаменитую денежную реформу с введением твёрдой валюты — червонца.

Впечатляют орудия, самолёты и другая техника, отбитые у врагов. Перед гостями промаршировали красноармейские части, про которые по праву вскоре зазвучит величественная песня:

Но от тайги

до британских морей

Красная Армия

всех сильней!

А как трогательно шествие школьников! Ещё большую их часть провезли по Красной площади на грузовиках. И хотя лица ребят рассмотреть мы не можем, но впору догадаться, какая радость и какая гордость переполняют их.

Ко всему прочему задумайтесь вот над чем: среди этих октябрят наверняка есть и те, которые четверть века спустя под красными знамёнами будут штурмовать центральное фашистское логово — Берлин. Под красными — ещё раз замечу — знамёнами…

Ну а выставка, о которой шла речь, проработала в общей сложности 5 месяцев, её посетили около 120 тысяч человек. В судьбе начатого дела не всё на первых порах складывалось гладко. Были и драматичные страницы. Однако провидцами всё же оказались инициаторы, написавшие в исходном приказе об учреждении не просто выставки, а постоянной выставки-музея.

Она в конце концов и стала музеем — одним из самых посещаемых и любимых в Москве. Когда же к 100-летию этот музей, счастливо расположенный на улице Советской Армии (рядом со станцией метро «Достоевская»), решили было перевести за пределы столицы, общественность, включая КПРФ, поднялась с решительным протестом.

И победили! Адрес музея — прежний.

Виктор КОЖЕМЯКО.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *