Когда пять лет назад Госдума ратифицировала российско-американское межправительственное соглашение и два протокола к нему об утилизации оружейного плутония, парламентская фракция Компартии выставила немало аргументов против этих, мягко говоря, вредных для России документов. Мало того, что плутониевое соглашение чревато для России громадными экономическими издержками, говорили коммунисты, опираясь на мнение специалистов, оно ещё и подрывает безопасность нашей страны. Но никакие доводы не могли сломить тогда настрой думских «медведей», просто из родственных чувств обязанных принимать всё, что исходит из Белого дома и Кремля. Но вот «там» наступило прозрение, и парламентское большинство с таким же верноподданническим энтузиазмом, что и пять лет назад, 19 октября проголосовало за приостановление действия соглашения.
ТЕПЕРЬ УЖЕ весь депутатский корпус одобрил эту инициативу президента, родившуюся, как следовало из выступления официального представителя главы государства, заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова, под влиянием санкций (прав был сатирик — «во всём виноваты «бабки»). Братание с дядюшкой Сэмом сменилось откровенным признанием, что Вашингтон, формируя антироссийские альянсы и обкладывая российские границы военной инфраструктурой, проводит в отношении России политику враждебную. Дабы комар носа не подточил в вопросах международного права, приостановка действия соглашения была мотивирована «коренным изменением обстоятельств, возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий Соединённых Штатов Америки в отношении Российской Федерации» и неспособностью США обеспечить выполнение принятых обязательств по утилизации избыточного оружейного плутония. А это позволило применить 62-ю статью Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров.
Россия выдвинула ряд требований, в случае выполнения которых Штатами соглашение будет возобновлено. В числе этих требований — сокращение численности контингента войск США в странах-новобранцах НАТО, отмена «закона Магнитского» и направленных против России положений закона США о поддержке свободы Украины, отмена санкций и компенсация ущерба, понесённого в результате их Россией. Однако всем ясно, что Америка никогда на это не пойдёт, а значит, Россия может распорядиться 34 тоннами оружейного плутония, о которых идёт речь в соглашении, по своему усмотрению, а именно для замыкания топливного ядерного цикла.
По словам заместителя министра иностранных дел С. Рябкова, это, безусловно, технологический рывок. Соединённые Штаты, изначально договариваясь с Россией об уничтожении плутония путём его облучения в реакторах, работающих на лёгкой воде, просто-напросто блефовали, поскольку такой технологией обладают только Россия и Франция. Технология эта, надо сказать, баснословно дорогостоящая. Потом, правда, пришли к компромиссу использовать для утилизации реактор на быстрых нейтронах БН-800, что вписывалось в российскую программу развития атомной энергетики и значительно удешевляло процесс. В общем, как бы то ни было, Россия в итоге по полной вложилась в строительство завода по необратимому преобразованию оружейного плутония в топливо для ядерных реакторов. Американцы обещали подкинуть 400 миллионов долларов, но показали кукиш. Строительство своего аналогичного завода они завершили лишь на 70 процентов, а потом заявили, что это дорого, и пересмотрели стратегию утилизации плутония, решив не облучать его, а разбавлять и размещать в хранилищах, таким образом превращая в возвратный оружейный потенциал. Надо сказать, что здесь российское правительство само подыграло дядюшке Сэму, подписав протокол к соглашению, где указывалось, что в России инфраструктура для утилизации оружейного плутония должна быть создана уже в 2012—2013 годах, тогда как в США — только в 2016-м.
«То, как Америка предполагала нас обмануть, было ясно мне и моим коллегам ещё пять лет назад», — подчеркнул председатель думского Комитета по СНГ Леонид Калашников, отметив, что в нынешнем указе президента изложены те же самые аргументы, какие приводили тогда коммунисты. За последние 25 лет это первое действие России на пути реального ядерного перевооружения, полагает он.
Сегодня маски сорваны: со стороны западных держав на нашу страну обрушилась неприкрытая русофобия, которая раньше рядилась в одежды антисоветизма. Именно это идеологическое оружие использовали наши противники для развала Советского Союза. В ходу оно и сейчас. И кто же поддерживал и поддерживает нас в этой необъявленной войне? — предложил задуматься коллегам депутат Калашников. И сам ответил: левые партии во всём мире. Это своего рода несформировавшийся Коминтерн, генетический код, заложенный Советским Союзом. Далеко не всегда Россия отвечала им тем же. Но в чём её позиция была неизменна, так это в вопросе необходимости снятия блокады с Кубы.
Ежегодно Государственная дума принимает соответствующее обращение к Генеральной Ассамблее ООН, а также к парламентам государств-членов ООН и международным парламентским организациям. И надо сказать, слово России точит каменные тиски блокады. Если 30 лет назад за отмену блокады Кубы на Ассамблее ООН голосовали всего 30 из 160 стран, то в прошлом году, когда заявление российской Государственной думы было оглашено на Ассамблее ООН, за поддержку блокады проголосовали всего три страны, включая США. 26 октября Генассамблея ООН снова обсудит проект резолюции о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введённой США против Кубы.
«Поддержка Кубы в полной мере соответствует нашим национальным интересам», — подчеркнул первый заместитель председателя Комитета по международным делам Дмитрий Новиков. Он выразил надежду на то, что заявление заместителя министра обороны Николая Панкова о возможном восстановлении военной базы в Лурдесе будет иметь реальное воплощение.
Это так называемая жёсткая сила, без которой не может обойтись ни одна крупная мировая держава. Но есть и мягкая сила, заметил в своём выступлении в часе политических заявлений Леонид Калашников. Одним из её проявлений должна быть поддержка наших соотечественников за рубежом. Такая подпрограмма существовала и была финансово закреплена в трёхлетнем бюджете — на неё выделялось 7,5 миллиарда рублей. Но потом министерство финансов во главе с А. Силуановым вырезало её под ноль, дескать, какая мягкая сила, когда нам учителей содержать не на что. А годом позже почти та же сумма была выделена на строительство Ельцин-центра, где уже упомянутый антисоветизм расцвёл буйным чертополохом, сквозь дебри которого и продирается сегодня Россия.
Татьяна Офицерова
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.