Есть в отечественной истории легендарные личности, о которых представители старшего и среднего поколений помнят со школьных лет. Среди них и легендарный полярник Иван Дмитриевич Папанин, 127-я годовщина которого как раз отмечается сегодня. Немного о жизненного пути этого человека, прожившего при нескольких лидерах нашего государства, начиная от последнего императора Николая II и до последнего генсека М.С. Горбачёва.
Несколько мест в нашей стране как бы спорят о том, с какой территорией больше связаны жизнь и деятельность И.Д. Папанина. Назову несколько точек на карте.
Во-первых, Севастополь в Крыму — место рождения будущего полярника. Именно на родине дважды Героя Советского Союза (удостоен высшего звания в 1937 и 1940 гг. и является одним из пяти наших соотечественников, ставших дважды Героями Советского Союза ещё до Великой Отечественной войны) — в городе неувядаемой морской славы — был установлен в сквере на Корабельной стороне на пересечении улиц Горького и Дзержинского бюст И.Д. Папанину.
Во-вторых, моя родная Архангельская область, в состав которой в своё время входил тогдашний Ненецкий национальный округ/ ныне самостоятельный субъект РФ — Ненецкий автономный округ со столицей в Нарьян-Маре (к Нарьян-Мару мы ещё вернёмся), откуда в 1937 г. начиналась удивительная ледовая эпопея папанинской четвёрки, в состав которой входили руководителю Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, гидролог Пётр Петрович Ширшов и радист Эрнст Теодорович Кренкель.
Ещё перед войной сам Иван Дмитриевич был назначен начальником Главного Северного морского пути при Совете Министров СССР, а после начала войны стал Уполномоченным Государственного комитета Обороны по морским перевозкам на Севере и в этом качестве обеспечивал приёмку грузов от союзников по ленд-лизу в морских портах Архангельске, Молотовске / ныне Северодвинск, Мурманске (см. также частично публикацию на данном портале “Брать только россыпное” (слова самого И.Д. Папанина по ссылке: http://msk.kprf.ru/2020/05/02/138046/).
Именно в Архангельске Иван Дмитриевич Папанин стал почётным гражданином города (его фамилия указана как на соответствующей стеле “Почётные граждане”, так и на стеле “Герои Советского Союза” в Архангельске). Также недавно в городе на Северной Двине на первом этаже бывшего здания губернских присутственных мест (постройки XIX века) был открыт кабинет-музей И.Д. Папанина, в котором воссоздана обстановка рабочего кабинета начальника Главсевморпути по состоянию на осень 1941 года.
В-третьих, мне много раз рекомендовали посетить Папанинский музей в селе Борок Некоузского района Ярославской области, созданный по итогам заключительного этапа деятельности Ивана Дмитриевича, когда он с 1956 года возглавлял расположенный здесь, недалеко от Рыбинского водохранилища, Институт биологии внутренних вод АН СССР (ныне носит его имя). Пока, к сожалению, не довелось, увы, побывать в Борке, который ближе всего находится к попавшему в зону затопления при создании Рыбинского водохранилища древнему городу Молога.
Наконец, упомянем, что в Москве, где жил И.Д. Папанин, на улице Арбат, 45, имеется мемориальная доска. Про многочисленные улицы, названные в его честь в городах и весях ещё в времена Советского Союза, говорить даже не приходится!
Также укажем, что на официальном сайте РАН при поиске по персоналиям мы можем найти информацию о докторе географических наук И.Д. Папанине (принадлежность к Отделу морских экспедиционных работ Президиума РАН), награждённом в 1984 году Золотой медалью АН СССР имени Степана Осиповича Макарова/1849-1904 — за выдающийся вклад в развитие научных исследований в Северном Ледовитом океане и создание научно-исследовательского флота страны.
Теперь немного о подготовке к старту первой в мире советской полярной научно-исследовательской дрейфующей станции “Северный полюс-1”. Уточним, что высадка экспедиции на лёд была выполнена 21.05.1937. Официальное открытие “СП-1” состоялось 06.06.1937 (вблизи Северного полюса), когда льдину покинули самолёты, доставившие полярников и оборудование. Через 9 месяцев дрейфа (274 дня) льдина была вынесена на юг в Гренландское море, когда преодолела расстояние более 2000 км. Ледокольные пароходы “Таймыр” и “Мурман” сняли четвёрку зимовщиков 19.02.1938 за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов острова Гренландия.
Но высадке на лёд предшествовало случившееся по погодным условиям многодневное “зависание” авиации с полярниками в г. Нарьян-Маре, куда эскадра громадных краснокрылых самолётов АНТ-6 “Авиаарктика” прибыла ещё 30.03.1937.
Состав авиаэкспедиции отбирался тщательно. В высокие широты летели маститые полярные асы, орденоносцы, среди которых были Михаил Васильевич Водопьянов/1899-1980; Василий Сергеевич Молоков/1895-1982; Анатолий Дмитриевич Алексеев/1901-1974, участвовавший в спасении экспедиции Нобиле еще в 1928 году. Самым молодым из командиров четырёхмоторных громадин был 30-летний кавалер ордена Красной Звезды Илья Павлович Мазурук/ 1906-1989, но и ему удалось много и успешно полетать над Средней Азией, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Разведку погоды вёл лихой летчик-испытатель Павел Георгиевич Головин/1909-1940 (погиб со всем экипажем при испытании первого серийного самолёта — СПБ (заводской номер № 2-1) конструкции Н.Н. Поликарпова).
Вторыми пилотами были личности не менее легендарные “красные соколы”. Среди них старейший полярный ас Михаил Сергеевич Бабушкин/ 1903-1938 (погиб, будучи пассажиром тяжёлого бомбардировщика ТБ-3, потерпевшего авиакатастрофу при взлёте с военного аэродрома на острове Ягодник в русле Северной Двины близ Архангельска). Также в составе авиаэкспедиции были ветераны северных трасс Матвей Ильич Козлов/ 1902-1981 и Георгий Константинович Орлов, рекордсмен парашютного спорта и мастер высшего пилотажа Яков Давидович Машковский/1905-1939 (при выполнении 502-го по счёту сложного показательного прыжка с парашютом в Химкинское водохранилище вследствие сильного порыва ветра его снесло нв берег, где он в результате удара о борт грузовика получил травму черепа и через сутки, не приходя в сознание, скончался). Обязанности флагманского штурмана исполнял флаг-штурман ВВС, майор Иван Тимофеевич Спирин/1908-1960, а главного синоптика — профессор, климатолог Борис Львович Дзердзеевский/1898-1971, оказавшийся “главным врагом” до старта перелёта в сторону Северного полюса, т.к. долго из-за непогоды не давал “добро” на взлёт.
Несколько слов о подготовке дрейфующей станции. По заданию И.Д. Папанина были разработаны и изготовлены пищевые концентраты для полюсной экспедиции — борщ, щи, мясные и куриные котлеты, каши. Для их выработки использовали 50 говяжьих туш, 5 500 кур и 3 тонны отборных овощей. Даже такое несложное сооружение, как нарты, разрабатывали специально. Завод им. Каракозова в Ленинграде, изучив коллекцию Академии наук СССР, построил легкие, разборные нарты из ясеня, весившие всего 20 кг.
Даже экспедиционная палатка создавалась по специальному проекту. “Наше обиталище — палатка — прямо шедевр. На ее каркас надеваются различные чехлы. Первая покрышка сделана из легкой водонепроницаемой парусины. Затем идет шелковый чехол голубого цвета. Это своего рода огромное стеганое одеяло на гагачьем пуху. Таких чехлов два. Работниц артели, которые шили чехлы, потрясло общее количество гагачьего пуха (17 килограмм). Четвертым и последним идет чехол из крепкой, выкрашенной в черный цвет парусины”, — свидетельствует радист Э. Т. Кренкель. Общий вес экспедиционного оборудования “СП-1” составлял 9 тонн.
Во время затяжного пребывания в Нарьян-Маре неугомонный И. Д. Папанин попросил кого-то сходить к местным начальникам: “Только тихо, чтобы никто не знал. Закажи печать “п/о Северный Полюс”. Будем ставить на письма”. К сожалению, гравёра в Нарьян-Маре не нашлось.
Ко времени вылета — 12.04.1937 — хозяйственный “папаша” Папанин загрузил на самолёты нарьян-марские подарки: белую рыбу, несколько мешков свежего хлеба и оленьи шкуры, что очень пригодилось впоследствии.
Уже позднее — с ледяного купола острова Рудольфа 21-22.05.1937 года четыре советских самолёта совершили блестящий перелёт на Северный полюс. Все газеты мира вышли в те дни с сенсационным сообщением — русские высадились на макушке планеты! Здесь возник целый городок с улицами Советской и Самолётной, над которыми реяли сразу три алых полотнища – государственный флаг СССР с серпом и молотом, стяг “СП-1” со сталинским профилем и вымпел Главного управления Северного морского пути с “бородой” начальника Главсевморпути (или, как его ещё именовали тогда, полярного наркома) академика Отто Юльевича Шмидта/1891-1956.
Быстрыми темпами возводился лагерь папанинцев: установили знаменитую красную палатку, из снежных блоков построили радиорубку Кренкеля, складские помещения и хозяйственный блок. Пол жилища СП-1 выстлали оленьими шкурами, снова добрым словом помянув Нарьян-Мар. Журналист, который вел подробный дневник авиаэкспедиции, записал: “На обед — коньяк, суп гороховый со шкварками, котлеты куриные, какао со сдобными сухарями. К обеду — нарьян-марский хлеб (отлично сохранился, ибо замерз)”. Так что ржаные буханки пекарей из Нарьян-Мара уплетали за обе щеки полярные герои, закусывая на Северном полюсе.
Ныне о тех эпохальных событиях, связанных с Нарьян-Маром, напоминает гранитная мемориальная доска с бронзовыми барельефами героев, установленная на здании УМВД по Ненецкому автономному округу. Такое было время, такие были герои Советской Страны!
Теперь немного о наградах Ивана Дмитриевича Папанина. Помимо звания дважды Героя Советского Союза (вторую Звезду Героя полярник получил за руководство экспедицией по выводу из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокольного судна “Георгий Седов”) И. Д. Папанин был награждён в общей сложности 9 (!) орденами Ленина, а также двумя орденами Красного Знамени (1922, 1950), орденом Октябрьской революции (1971), орденом Нахимова I-й степени (1945), был отмечен другими правительственными наградами. В Победном 1945-м году он был удостоен ордена Красной Звезды. Вот что говорилось в наградном листе: “Контр-адмирал (с 1943 г.) ПАПАНИН Иван Дмитриевич — смелый организатор, отличный руководитель, инициативный и решительный офицер. Требовательный, настойчивый, отлично воспитывает подчинённых. Своим личным примером, требовательностью и настойчивостью обеспечивает работу по выполнению заданий Партии и Правительства. В Отечественной войне осуществлял руководство ледокольно-арктическим флотом и полярной авиацией, связью и арктическим снабжением в условиях трудного военного времени”. Как говорится, ни прибавить, ни убавить!
Свою последнюю награду — орден Отечественной войны I-й степени герой-полярник получил за несколько месяцев до своей кончины (документ датируется 11.03.1985 — именно в этот день по стечению обстоятельств заступил на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёв).
В разные годы из-под пера И.Д. Папанина выходили научно-популярные книги. Среди них: “Жизнь на льдине: дневник” (1938), “На полюсе: рассказ” (Детиздат, 1939), “Через море на помощь бойцам Перекопа: Воспоминания об участии в гражданской войне 1920 года” (Симферополь, 1940), “Лёд и пламень” (1977).
Похоронен контр-адмирал, доктор географических наук Иван Дмитриевич Папанин на Новодевичьем кладбище — на надгробном памятнике выбиты две Звезды Героя Советского Союза.
Будем помнить!
В. Михайлов
ноябрь 2021
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.