Анна Семенова. Смута на Руси — урок для последующих поколений

Анна Семенова. Смута на Руси — урок для последующих поколений

Вчера на сайте портала «Свободная пресса» была размещена статья Анны Семёновой, в которой речь шла о триптихе художника Скотти «1612 — 1613». Публикуем её полностью.

События Смутного времени или Смута (1598 — 1613) вошли в историю России как трагическое и вместе с тем героическое время. Политический и экономический кризис в стране, сопровождавшийся вторжением иноземных захватчиков и природными катаклизмами (ранние заморозки в течение нескольких лет и последующий голод), поставил под угрозу существование самой российской государственности. Социальные конфликты (восстание под предводительством Ивана Болотникова), недовольство практически всех сословий своим положением, политика самозванцев (Лжедмитрия I и Лжедмитрия II) привели к гражданской войне в стране.

Лишь в ноябре 1612 года Второе ополчение под предводительством посадского человека из Нижнего Новгорода, земского старосты Козьмы Минина и известного военачальника князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от поляков. В марте 1613 года на Земском соборе в Успенском соборе Московского Кремля представители различных земель и сословий Русского государства избрали на царство Михаила Романова, положив начало новой династии.

История Смуты в течение многих лет и даже веков горячо обсуждались в русском обществе. Потомков волновали причины этих страшных событий и желание вынести уроки из них. Тема «кто виноват» присутствовала в русской публицистике XVII века и в трудах выдающихся историков последующих времен. Герои Смутного времени, прежде всего, Минин и Пожарский, а также крестьянин Иван Сусанин, отдавший «жизнь за царя», присутствовали в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

Существует немало живописных произведений, посвященных Смутному времени. Тем интереснее выставка, открывшаяся в Третьяковской галерее, где представлен малоизвестный триптих художника Михаила Скотти «1612−1613». Спустя столетие после создания эти произведения впервые собраны воедино. Здесь представлены полотна «Минин и Пожарский» (1850, Нижегородский государственный художественный музей), «Подвиг Ивана Сусанина» (1851, недавнее приобретение Государственной Третьяковской галереи) и «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину» (1851, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник).

Автор триптиха Михаил Иванович Скотти (1814−1861) родился в Петербурге, в семье итальянского декоратора, приглашенного в Россию во времена Екатерины Великой. В 1835 году он окончил Императорскую Академию художеств и был удостоен звания «свободного художника». С 1838 по 1844 год совершенствовал мастерство в Италии. Оказавшись на родине предков, художник целиком отдавался работе над так называемым «итальянским жанром». В конце 1845 года М. Скотти был «возведен в звание академика по исторической и акварельной живописи». С 1849 по 1855 год он преподавал в Московском училище живописи и ваяния. В 1855 году был удостоен звания профессора. Последние годы жизни в связи с тяжелой болезнью художник провел за границей. М.И. Скотти скончался в Париже и похоронен на кладбище Монмартра.

Получив заслуженное признание в академической среде, М. Скотти искал новые темы и сюжеты, достойные зрелого мастера. 28 декабря 1850 года художник писал конференц-секретарю академии художеств В. И. Григоровичу, что заканчивает работу над историческими картинами — «одна — Минин увлекает Пожарского на место битвы, другая — смерть Сусанина».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *