Советская модель и постиндустриальное «общество спектакля»

Советская модель и постиндустриальное «общество спектакля»

100 лет в этом году исполнилось с момента образования СССР. В прошлом году незаметно исполнилось 30-летие со дня его распада. Данные факты служат одной цели — в первую очередь, осмыслению, пониманию и принятию соответствующих шагов, которые позволяют в практике настоящего дня действовать без колебаний.

Несмотря на изученность и освещение причин образования и краха СССР в отечественной и зарубежной  литературе, в осмыслении остается немало лакун, мешающих извлечь необходимые уроки для государственного и политического развития государства. Данный факт связан с идеологической поляризацией в оценке опыта реального социализма и причин его падения

В отечественном дискурсе превалирует несколько точек зрения:

-Апологетическая(весь опыт реального социализма описывается как положительный, без ошибок и противоречий)

-Критический (недостатки преувеличиваются и гиперболизируются и выставляются под императивом-не дадим повториться)

— научно- объективистский (описаны как недостатки, так и достоинства)

Для меня, как для политического аналитика и исследователя имеет смысл ответить на вопросы:

-Каким будет социалистическая идея в обществе 4 промышленной революции?

-Изменятся ли  общественные отношения в сторону справедливости и гуманизации благодаря внедрению искусственного интеллекта?

-Как нейросети и внедрение цифровых технологии позволят осуществить переход к инклюзивному социализму?

Вслед за советом В.И. Ленина рассматривать политические отношения как производные от экономических следует для начала провести разделительную линию  между обществами эпохи модерна и постмодерна.

Советская модель (советский цивилизационный проект) создавался (если брать в расчет Ленинско-Сталинский вариант) на марксистской платформе. Марксистская философия была порождением эпохи модерна.

Одной из отличительных черт модерна являлись следующие черты:

-Неверие в разумность миропорядка (реальный мир враждебен человеку, полон грубости и жестокости, а человек в нём слаб и беспомощен), отрицание исторического прогресса и утверждение абсурдности бытия;

-Исключительный интерес к личности вне её социальной принадлежности — одинокой, чуждой миру, игрушке в руках мировых стихий;

-Мифотворческий метод восприятия и объяснения мира (мир непознаваем, каждый художник вправе создавать свою картину мира, это и будет эстетическая победа над мировым хаосом);

-Поклонение искусству как высшей ценности в жизни (отказ от традиционного принципа «искусство служит народу». Искусство не должно служить, это общество должно ему служить.

Модерн начался со слов Ницше- Бог умер. Это означало ,что на освобожденное место вошел культ материального производства, цивилизация труда, чей новый появившийся класс требовал своего места в обществе и нуждался в той системе ценностей и общественной доктрине, которая могла объяснить его место в системе общественного производства.

После Второй мировой войны мировая экономика претерпела значительные изменения в своей структуре

Постиндустриальное общество (Общество потребления, общество спектакля) сложилось в Европе 1950-1960-х годах.

Становление постиндустриальной системы было подготовлено быстрым экономическим ростом 1950-х.г., результатом чего стало значительное повышение благосостояния населения западных стран, возрастание роли науки и технологий во всех сферах общественной жизни, а рост благосостояния вызвал пересмотр ценностей.

Развитие кибернетики и компьютерных технологий вызвало такие явления, как массовизация (по Ортега-Гассету)  и последующей индивидуализации общественных и межличностных связей.

Постиндустриальный экономический  уклад изменил культурные образцы, виды поведения и этические правила в обществе. В середине 1970-х годов на смену модернизму в искусстве, общественных науках(философии, политологии и экономики) приходит ироничный постмодернизм, переосмысляющий и иронически обыгрывающий традиции, принципы и ценности модернизма.

Ги де Бор, автор работы «Общество спектакля», осветил основные моменты трансформации массовой культуры. Ключевым понятием общества потребления являлось спектакль. Спектакль появляется в то время, когда сферой массового сознания завладевает категория товара. Товар и его реклама создает параллельную реальность, утверждая образцы поведения. Создание массовой культурой симулякров, образов и образцов ,создающих параллельную реальность, описывал Бодрийар в одноименной работе «Симулякры и симуляции».

Наиболее полный социологический анализ европейского и американского опыта был озвучен в вышедшей в 1973 году книге американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» (1973). Эта работа была опубликована в СССР  очень узким тиражом (300 экз.) и не получила свободного распространения. В советских обществоведческих кругах автор был обвинён в антимарксистских настроениях.

В предисловии к русскому изданию книги 1999 г. Белл писал: «Но я вовсе не антимарксист…. Я бы скорее назвал себя постмарксистом, в том смысле, что я воспринял достаточно много марксистских представлений о социуме».

Постиндустриальное общество становится более демократичным. Положение человека в нем больше определяет не капитал, а его знания, умения, польза, которую он способен приносить обществу.

Постиндустриальное общество – современная ступень развития капитализма, результат реструктуризации капитализма, информациональный капитализм. Суть реструктуризации – децентрализация и появление сетевых структур на базе информационных технологий, что позволило резко интенсифицировать экономическую деятельность, в тенденции – до скорости действия оптико-волоконной связи. Это привело к значительному усилению роли капитала по отношению к труду и как следствие – к упадку рабочего движения. Следствием реструктуризации явился демонтаж социального контракта между трудом и капиталом. Информациональный капитализм направлен на «углубление капиталистической логики стремления к прибыли», на максимизацию прибыли. Реструктуризация сопровождалась «широко распространенным ухудшением условий жизни и труда работников», «потрясающим прогрессом неравенства доходов в США. Информациональный капитализм полностью исключает модель «государства всеобщего благоденствия».

Теория постиндустриального общества дает определенный «срез» современного общества, что определяет, ограничивает ее теоретические и предсказательные возможности. Базовым уровнем, на котором строится постиндустриальная теория, выступает технология и труд, рассматриваемый лишь в его профессиональном плане (работники физического и умственного труда, техники, профессионалы, предприниматели и т. д.). Однако под этим уровнем общественной жизни лежит более фундаментальный, в плане которого различается конкретный и абстрактный труд, требующий, несомненно, более высоких абстракций анализа и таящий под собой мощную философскую базу. Именно на этом уровне обнаруживаются такие фундаментальные для экономики и общественной науки вообще реальности, как стоимость, товар, рабочая сила, производительность труда общественное отношение и т. д., имеющие ключевое значение для понимания экономического фундамента общественного развития. Основатели постиндустриализма, называющие себя «постмарксистами», действительно отошли от марксизма , сохранив, однако, целый ряд его  положений и подходов.

Теория постиндустриального общества с полной очевидностью подметила предсказанный Марксом процесс вырождения смыслообразующего  для товарного производства, рыночной экономики феномена товарной стоимости, связанного с выходом современного общества, с его новой технологией, за пределы товарного производства. В основу этой версии положена высказанная Марксом идея возникновения новой исторической формы труда, идущей на смену машинному («индустриальному») с его делением на конкретный и абстрактный труд, – «всеобщего», или «научного», труда.

В настоящее время сторонниками постиндустриального прорыва предполагалось, что США, Япония и старая Европа уже сформировали контуры «общества знаний», а Россия якобы тоже может из своей полуразрушенной индустриальности классического модерна перепрыгнуть в светлое будущее постиндустриализма.

Трудно не заметить принципиальные трансформации, наиболее явно происходящие с передовыми обществами.

-Размываются привычные социальные классы, на смену которым приходят аморфные группы населения.

-Прогресс автоматизирует все производственные процессы, сокращая рабочие места в секторе реального производства (за последние 150 лет производительность труда в Европе увеличилась в 20 раз.)

В результате рабочие и аграрии, составлявшие большинство в обществе индустриально-классового модерна ХIХ — начала ХХ века, ныне оказались в меньшинстве. Соответственно, вместе с границами классов размываются и четкие основания классовых конфликтов.

Если исторически большинство населения Земли занималось сельскохозяйственным трудом, то сейчас в развитых странах аграрии, живущие «с земли» и за счет животноводства, составляют не более 5-10 процентов населения.

Технологический прогресс изменяет структуры занятости, и, прежде всего, ведет к сокращению классического рабочего класса, давно не являющегося численно доминирующей группой населения.

-Растет доля людей с высшим образованием.

-Население все более концентрируется в мегаполисах: в 2008 году был пройден важный

показатель — более 50 процентов населения планеты (3,3 млрд чел. из 6,6 млрд чел., населяющих планету в настоящее время) стали жить в городах.

Согласно прогнозам ООН, в 2000-2030 гг. прирост населения Земли составит около 70 процентов и происходить он будет исключительно за счет увеличения урбанизированного населения во «втором» и «третьем» мире, в то время как численность сельских жителей останется на нынешнем уровне или незначительно сократится.

Современное общество все многообразней фрагментируется и индивидуализируется, а экономические процессы глобализируются.

Постиндустриальная экономика количественно меньше и меньше базируется на сельском хозяйстве и промышленности, где наблюдается устойчивое сокращение занятости.

Все большее число людей вынуждено искать себе применение в расширяющемся секторе услуг и инновационных технологий.

Но здесь массовая занятость не требуется, так как изобретения и технологии являются результатом деятельности ученых-одиночек и малых трудовых коллективов, чьи результаты труда затем лишь копируются в промышленных масштабах, в неограниченном числе копий.

В глобализированной экономике мировое лидерство обеспечивает относительно «закрытые», высокомонополизированные секторы экономики.

Это космос, телекоммуникации, финансы, авиация, медицинские технологии, программное обеспечение, вооружения, уникальное оборудование.

При этом менее прибыльные сегменты экономики, такие как сельское хозяйство, производство ширпотреба и бытовой техники, в данных обществах просто вынесены во «второй» и «третий» мир.

Четвёртая промышленная революция существенно скажется на производительности мировой экономики.

3D-печать – ещё одна технология, которая открывает немалые перспективы в будущем посуда и часть мебели будут не приобретаться в магазине, а печататься дома.

3D-печать позволяет производить более лёгкие детали, убирая излишки материала и используя решётчатые структуры для снижения массы и повышения теплоотдачи. Совершенствуется и контроль качества. Если раньше случайным образом оценивалось несколько деталей из большой партии, то теперь используются онлайновые системы контроля, которые проверяют форму, допуски и свойства материала внутри детали во время нанесения каждого слоя операций. Одним из первых вестников замены человеческого труда машиной стали вендинговые аппараты. В мире активно внедряется концепция «магазина без персонала» — то есть магазинов, работающих без кассиров, охранников, консультантов и так далее

Полиция сегодня использует роботов для проведения поисково-спасательных и даже для уничтожения вооружённых преступников, а улицы Сингапура недавно начали контролировать роботы-полицейские Xavier. Появляются роботы, способные обслуживать линии электропередач.

Роботизация создаёт высокотехнологичные вакансии по проектированию и обслуживанию этих самых роботов

Четвёртая промышленная революция хоть и создаёт рабочие места в новых отраслях, но создаёт их меньше, чем предыдущие революции. Шваб отмечает, что «нам нужен новый нормативно-правовой климат, без которого невозможно уверенное применение инновационных технологий». То есть, здесь нужна грамотная государственная политика и регулирование, которые включают в себя мощную систему социального обеспечения (пособия по безработице, возможно безусловный базовый доход), стимулирование государством создания новых рабочих мест и программ переобучения(непрерывное образование).

Государства, общественные организации и правительства  должны обеспечить как прогресс, так и уверенность людей в их будущем, независимо от скорости и широты этого прогресса. Целью должен стать  крупномасштабный переход к улучшению благосостояния, уровня жизни человека, для чего нужно будет снизить издержки разрушительности научно-технического прогресса путём более справедливого распределения уже имеющихся ресурсов и предоставления базовых правовых и политических свобод. Замещение человека роботизированным трудом  позволит провести сокращение рабочей недели, рабочего дня, снижение возраста выхода на пенсию. На определённом уровне развития производительности экономики становятся актуальными требования трёхдневной рабочей недели и шестичасового рабочего дня.

Данные тектонические сдвиги в мировой экономике вызывают потребность в пересмотре основных положений современных политических концепций и идеологий. Как марксистская, так и коммунистическая общественная мысль столкнулись с этими вызовами и не все ее представители смогли предоставить ответ и осмысление этих процессов и тенденций развития.

Понятно, что социальное расслоение никуда не делось, но распространение указанных выше технологий и изменение структуры занятости вызывает потребность в выработке адекватной вызовам общественно-политической формы, могущей стать проектом ,основанным на идейном наследии как прошлого, так и будущего.

Многообразие социальных групп и классов , замещение человека машиной вызывает необходимость в политической форме, в прямом смысле слова, «Новом социализме», который будет основан на следующих принципах(новых метанарративах).

-основа проекта-новая социальная демократия, базирующаяся на следующих  идеологических нарративах: справедливое общество ,демократические свободы и права для всех категорий населения

-Отказ от постмодерна в пользу нового метанарратива : гармоничное существование человека и искусственного интеллекта

-Наличие демократических институтов ,включающих всё население в процесс принятия политических решений

-Проведение электронных референдумов и перевод документооборота в цифровой формат

-Роботизация производства и переобучение рабочих с выплатой им безусловного базового дохода

-Сокращение рабочей недели и рабочего дня

Таким образом, соединение принципов прошлого идейного багажа c экономическим развитием современного мира позволит решить следующие задачи

-Большая демократизация и открытость политических процессов для общественного вмешательства

-Повышение производительности труда и высвобождение рабочего времени, которое человек может расходовать по своему усмотрению

-Координация и сотрудничество всех социальных групп в вопросах выработки и согласования общегосударственных политических и экономических решений

Подводя итог, следует выразить следующие настроения: состояние современного общества и его осмысление требует большей мобилизации умственных, волевых и творческих усилий . Искусственный интеллект -один из тех технологических союзников, который сможет учесть как ошибки и проблемы опыта реального социализма , учесть их и гармонизировать.

Некрасовец

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *