Сделано в Китае: Суперкомпьютеры, скоростные поезда, самолёты

Сделано в Китае: Суперкомпьютеры, скоростные поезда, самолёты

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»

Михаил Морозов

Не так давно солидная газета Financial Times ошеломила своих читателей «новостью»: Китай вышел в мировые лидеры по созданию суперкомпьютеров. Издание конкретизирует: Поднебесная находится на пути к построению целого поколения самых передовых суперкомпьютеров, превосходящих все, что используется в других странах.

«Развитие китайской программы создания суперкомпьютеров, которая насчитывает около двух десятилетий, привело к ошеломляющей ситуации, когда Китай теперь лидирует в мире в этой области», — цитирует газета известного американского эксперта по суперкомпьютерам Джека Донгарра.

По мнению американского специалиста, эти успехи выглядят особенно впечатляющими, если учесть, что они достигнуты самостоятельно, с помощью китайских ученых и китайских технологий. И программа создания собственных суперкомпьютеров была развернута после того, как США перекрыли экспорт в Китай технологий и оборудования, а также запретили американцам сотрудничать с Китаем в этой сфере.

Ну, собственно, FT своей новостью «открыла Америку». Они там за океаном, видимо, настолько уверовали в свое превосходство, что не допускают, что кто-то может оказаться умнее и эффективнее, и наплевать на их санкции.

Между тем, еще в 2018 году в Пекине в интервью автору этой заметки помощник министра иностранных КНР, а ныне посол Китая в России Чжан Ханьхуэй рассказал, что его страна овладела всеми технологиями создания суперкомпьютеров и построила такие машины, которых нет ни у кого в мире.

«Это отличный пример бесполезности санкций, которые вводят США против Китая, — сказал посол Чжан. — После того, как американцы наложили санкции на продажу КНР критического оборудования и технологий для суперкомпьютеров, в нашей стране была развернута соответствующая отечественная программа, которая привела к лидерству Китая в этой области».

Теперь из 500 самых мощных компьютеров мира 186 принадлежат КНР, у США таких машин всего 123. «Теперь, Китай может занять лидирующие позиции в области больших вычислений на долгие годы», — делает вывод газета FT.

А это означает, что КНР выходит в лидеры во всех областях, где применяются суперкомпьютеры: моделирование очень сложных систем, в том числе моделей изменения климата, последствий ядерных взрывов, а также ядерные исследования, искусственный интеллект и так далее. Не секрет, что с помощью таких машин можно моделировать ядерные взрывы, обходясь без испытаний ядерных устройств. Суперкомпьютеры применяются в шифровании и дешифровке, а также во многих других высокотехнологичных сферах.

Это хороший пример и для России, который заставляет задуматься, а сможем ли мы также легко преодолеть санкции и вырваться вперед в каких-то прорывных технологиях? Да, просто создать, наконец, по-настоящему свой пассажирский самолет?

15 мая китайские СМИ продемонстрировали первый полет серийного китайского среднемагистрального самолёта C919. Лайнер находился в воздухе три часа и выполнил всю программу испытательного полета. Вскоре прошедший лётные испытания серийный экземпляр под номером B-001J будет передан авиаперевозчику China Eastern. Ранее эта авиакомпания заключила контракт на закупку пяти самолётов C919 для внутренних рейсов в Китае. А за C919 уже выстроилась очередь из китайских и зарубежных компаний.

Как известно, самолёт C919 разработан китайской корпорацией COMAC для конкуренции с пассажирскими самолётами средней дальности Airbus A320, Boeing 737 MAX и российским МС-21. Модель C919 имеет до 158 посадочных мест, максимальная дальность полёта составляет 5555 км.

Интересно, что COMAC — Китайская государственная компания по производству авиакосмической техники — очень молодая структура. Она создана 11 мая 2008 года при участии центрального правительства КНР и правительства Шанхая. И вот ее детище (да еще какое!) уже начинает коммерческую эксплуатацию. Причем, мы говорим о стране, где никогда ранее не строили пассажирские самолеты, да еще таких классов. А ведь авиастроение считается чуть ли не вершиной технологического и промышленного уровня развития страны.

А что с нашим МС-21? Опустим вехи трудной судьбы этого авиалайнера (проблемы с авионикой, композитными материалами, двигателями и так далее). Его создание было начато в 2007 году. Не далее, как 18 мая 2022 года генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов на встрече с президентом России Владимиром Путиным доложил, что первые серийные экземпляры машины поднимутся в воздух в 2024 году. Но поднимутся ли?

17 мая китайское агентство Синьхуа сообщило, что рабочая скорость высокоскоростной железной дороги, соединяющей Пекин с Гуанчжоу, в июне будет увеличена до 350 км/ч. Она станет пятой высокоскоростной железной дорогой в Китае, работающей на такой скорости. Расстояние в почти 2 тыс. километров до Гуанчжоу такой поезд преодолевает менее, чем за 8 часов.

Следует напомнить, что в Китае построены и активно эксплуатируются скоростные железнодорожные магистрали протяженностью около 32 тыс. километров, строятся новые. По ним летают скоростные локомотивы разработанные и построенные в КНР. Неоднократно сам ездил по таким дорогам и даже бывал на потрясающем заводе в Циндао, где эти поезда строят. Они именно летают (другого слова не подберешь), потому что их обычная крейсерская скорость 250−300 километров в час. А вот на пяти дорогах уже и 350 километров в час.

Китайцы долго уговаривали нас заняться развитием скоростного железнодорожного движения. Готовы были для начала выдать кредит 600 млрд рублей на постройку скоростной железной дороги Москва-Казань и далее до границы с КНР. Но при условии, что мы используем их составы и некоторые другие технологии. Не сложилось. Хотя у нас было потрачено немало денег на разработку этой дороги. Российское правительство сочло проект слишком затратным и нерентабельным. Хотя можно ли измерять только деньгами развитие страны, ее инфраструктуры?

По части строительства локомотивов мы предпочли сотрудничество с немцами и французами, но ни одной высокоскоростной дороги так и не построили. А ведь могли бы это сделать, используя золотовалютный запас, который теперь подарен нашим западным «партнерам».

Можно назвать еще немало высокотехнологичных областей, в которых Китай вышел в мировые лидеры. Это строительство ядерных реакторов, квантовые вычисления, свербольшие телескопы, сети связи 5G-6G, искусственный интеллект и многое другое. На прошлой неделе очередной китайский грузовой космический корабль пристыковался к китайской национальной космической станции. То есть Китай освоил и все космические технологии, включая орбитальные, межорбитальные, полеты к другим планетам. Может быть, пока не поздно нам попытаться перестать смотреть свысока на Китай и наладить сотрудничество в этих сферах?

Комментарий редакции: Много говорят о высокотехнологическом прорыве, об инновациях. Однозначно надо заниматься этим. Но как? Китайская народная республика демонстрирует, что такое возможно. Наличие производственной базы, представляющей собой основы внедрения достижений научно-технического прогресса, планомерность развития экономики, доминирование общенародной собственности на средства производства закладывают предпосылки бурного развития Поднебесной, ускоренного освоения новых горизонтов. И опыт прорыва Китая является прямым укором всем адептам доминирования частной собственности и свободного рынка, до сих пор считающих, что отстаиваемая ими концепция якобы откроет общество дорогу в прогрессивное будущее. Напротив, практика свидетельствует, что именно при социализме удаётся регулярно внедрять передовые технологии, постигать новые рубежи прогресса.


Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *