25 мая в Госдуме отчитывался Председатель Счетной палаты РФ А.Л. Кудрин. Ему задали вопросы и выступили в прениях по его докладу депутаты фракции КПРФ. Публикуем стенограмму.
Кудрин А. Л., Председатель Счетной палаты Российской Федерации.
— Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!
Сегодня я представлю отчёт о работе Счётной палаты за 2021 год.
Мы представили отчёт 28 февраля. По теперь новому закону «О Счётной палате», по вашему решению, мы должны его представлять каждый год до 1 марта. Мы и представили. Отчёт был опубликован для всех 16 марта. Мы обсуждали его в комитетах, фракциях, поэтому много деталей уже обсудили, сегодня я отвечу на дополнительные вопросы, но остановлюсь на основных моментах.
Сразу обращу внимание, что теперь мы составляем отчёт в том формате, который нам порекомендовали вы, мы проводили опрос среди депутатов, Комитет по контролю сделал свои предложения, теперь это главный документ больше, чем на 100 страниц и 14 брошюр с подробностями о направлениях аудита Счётной палаты. Это будет удобнее для работы.
Если говорить об основных результатах, то мы провели 346 мероприятий, 230 из них — это обязательные мероприятия по закону о проверках федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, это анализ достоверности бюджетной отчётности всех главных распорядителей бюджетных средств за прошлый год, а также анализ проектировок на будущий год. Поскольку у нас ГРБСов, то есть главных распорядителей бюджетных средств, больше 93, то вот по каждому ГРБС мы проводим такого рода проверки и это, как я сказал, две трети всех проверок Счётной палаты касаются бюджетного процесса и бюджета.
Подчеркну, что с этого года рассмотрение отчёта об исполнении бюджета будет осуществляться в весеннюю сессию, в августе… будет не в августе, а в июне мы представим своё заключение. Теперь те замечания и решения, которые будут приняты парламентом по итогам рассмотрения заключения об отчёте правительства, будут учитываться при формировании бюджета очередного года. То есть логика восстановлена, мы перешли к новому порядку и срокам рассмотрения отчёта о бюджете. От нас это тоже потребовало дополнительную работу, работу над сроками предоставления отчётности и в Росстат, и в Минфин, и в казначейство, мы изменили процедуры своей работы. Это большая работа была проведена. Но теперь вы на несколько месяцев будете раньше иметь отчёт и заключение наше за очередной год.
Напомню, что очередной проект трёхлетнего бюджета тоже приближается по времени и с 1 октября он теперь, правительство переносит на 15 сентября, значит и здесь мы на полгода… на полмесяца будем раньше предоставлять заключение на проект бюджета.
Ещё около сотни мероприятий — это тематические мероприятия. Хочу сразу сказать, что основная доля этих всех тематических мероприятий осуществляется по предложениям Г осударственной Думы, Совета Федерации.
Вот, например, Г осударственная Дума 23 мероприятия в прошлом году определила по тематике, Совет Федерации — 25, президент — 18.
На относительно небольшой оставшийся ресурс мы планируем проверки, анализ ключевых тем для развития страны, то есть у самой Счётной палаты небольшой ресурс по определению тех самых острых проблем, риск-ориентированный подход, который позволяет выявлять наиболее важные зоны для контроля. Например, мы теперь переходим к новому порядку планирования и определяем ряд тем, которые мы будем сопровождать в течение трёх лет, с тем чтобы более глубоко ключевые проблемы рассмотреть с разных сторон. Иногда такие темы нужно рассматривать нескольким аудиторам по своим направлениям. И, например, эта тема межбюджетных отношений и бюджетного федерализма, который мы постоянно будем держать на контроле, это тема, связанная с уменьшением зависимости России от углеводородных видов топлива. Весь мир идёт к углеродной нейтральности, и Россия должна тоже следовать этим принципам, потому что это скажется на финансовой системе страны, мы должны своевременно принять упреждающие меры. Поэтому и ряд других тем на постоянном контроле, с которыми вы всегда можете ознакомиться.
По итогам проверок за прошлый год выявлено нарушений на полтора триллиона рублей, это существенно больше, чем в предыдущие годы. Конечно, это не всегда требует прокурорского вмешательства или открытия дел, это не всегда воровство и хищение. На первом месте по количеству нарушений, это 571 миллиард, это ведение бухгалтерского учёта. Конечно, нужно всегда знать, на что мы тратим деньги.
Второе, это 416 миллиардов, 27 процентов, это нарушения по госзакупкам. В основном это вопросы минимальной, максимальной цены при начале торгов.
На третьем месте, это 20 процентов всех нарушений, 344 миллиарда — неэффективность использования бюджетных средств по аудиту эффективности.
Часто эти нарушения носят, ну, как я сказал, процедурный характер, не всегда требуют реагирования, но есть и те, где нам приходится обращаться в правоохранительные органы.
Например, в прошлом году мы передали в прокуратуру 36 материалов, по ним возбуждено 20 уголовных дел. Следственный комитет и ФСБ проводят проверки и оперативно-розыскные мероприятия по другим переданным материалам.
Мы по итогам проверок сами направили 256 представлений, открыли 70 административных дел. По нашим материалам прокуратура дала 139 представлений прокурорского реагирования об устранении нарушений, наказала 24 должностных лица, из них 15 были уволены.
Одним из ключевых вопросов Г осдумы к Счётной палате было перейти от ежегодного выявления отдельных нарушений к оценке системных нарушений и их профилактике предотвращения, чтобы каждый год у нас какие-то нарушения всё-таки исчезали, мы могли с ними справиться.
Мы выработали методический подход к пониманию, что такое системное нарушение, ввели наши стандарты, ну сейчас это существует как методические рекомендации. Мы начнём работать по такого рода нарушениям, будем вас информировать и как бы это новый наш инструмент для предотвращения и профилактики такого рода системных нарушений.
Для такой работы мы так же по тематическим нашим отчётам выдаём рекомендации. Мы их публикуем, те, которые не имеют грифов доступа, ограничений доступа.
В прошлом году у нас было 757 рекомендаций, за последние три с половиной года — около 2 тысяч таких рекомендаций. За прошлый год реализовано, правительством принято из нами представленных в последние годы рекомендаций, 503 учтено. То есть это неплохой темп работы с правительством. И, как правило, внедрение такой рекомендации иногда требует больше, чем один год.
Также в прошлом году палата провела экспертизу 1589 нормативно — правовых актов. Всё, что связано с финансами, проходит через нас, будь то законы о льготах, будь то о субсидиях, новые законы о социальной поддержке. Сейчас очень много нормативных актов и законов, и постановлений связаны с или пандемией, или антикризисной программой в связи с санкционным режимом.
Мы даём оценки этим документам, как правило, даём замечания. Большинство таких замечаний учитываются правительством, и тем самым мы имеем более стройную систему финансирования такого рода расходов.
Вами поднимается вопрос об оценке государственных программ. Действительно, государственная программа — это структурное звено или структурная классификация федерального бюджета. Понятно, что это не просто бюджетная единица, это метод управления экономики. Там есть цели, есть показатели, есть индикаторы, есть меры, которые обеспечиваются финансированием. И, конечно, нужно не просто смотреть, профинансировано или нет, освоены деньги или нет. А нужно смотреть, достигнуты ли цели, результаты в ходе реализации данных госпрограмм. Поэтому мы больше внимания теперь уделяем государственным программам.
Мы подготовили методические рекомендации по оценке государственных программ. И вот сейчас при отчёте за прошлый год уже апробируем эти методические рекомендации. Вы получите наше заключение с учётом вот этой новой методики. Хочу сказать, что и правительство идёт по этому пути. Хочу напомнить, что вот даже на этой неделе поступит отчёт правительства за прошлый год, и там вы увидите, какие оценки всем государственным программам дало само правительство, то есть само себе по качеству государственных программ.
Ну, у нас есть к методике оценки некоторые замечания, но правительство каждый год, на наш взгляд, всё-таки улучшает подход по оценке. Я потом, может быть, скажу. Конечно, есть ещё недостатки в мониторинге оценки программ, реагировании по результатам выполнения программ. Если будут вопросы, я на них отвечу.
Конечно, мы совершенствуем методы анализа результатов. Есть такое новое течение в экономическом подходе, как доказательная политика. Мы часто слышим — доказательная медицина. Это когда серьёзно испытаны все медицинские препараты и прошли, скажем так, дополнительные тесты. Мы теперь должны также говорить и о доказательной политике в формировании государственных программ, мер.
Иногда меры, заложенные в программы, казалось бы, должны по виду (на глазок) давать результат, а потом они этот результат не дают или дают иногда даже обратный результат.
Есть большая практика такого анализа в Счётной палате. Поэтому мы совершенствуем наш анализ, чтобы все включаемые в государственную стратегию и программы меры все-таки имели обоснование, с точки зрения возможного получения будущего результата.
Скажу еще по нашим проверкам, которые мы провели, что за прошлый год мы серьезно уделили внимание вопросам анализа государственных информационных систем. Это у нас с вами, ну, такая база информирования, на основе которой мы оцениваем деятельность, в том числе правительства и других структур.
Например, две ключевых ГИС (государственных информационных систем) — ЖКХ и ЕГИССО (по социальным выплатам) — мы проанализировали. Сразу хочу сказать, мы нашли много недостатков в обновлении материалов, в качестве материалов и дали соответствующие рекомендации.
Правительство вообще очень много уделяет внимания информационным системам. Я считаю, это очень верно. И мы с правительством вместе, я думаю, выведем на новый уровень эту работу по некоторым ГИС, в том числе и с нашей поддержкой.
Еще из интересных моментов, из работы прошлого года хочу отметить и работу по ключевым вопросам, связанным с работой по эффективности реализации комплексных мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, ликвидации объектов накопленного вреда. Это самая актуальная тема сейчас для многих регионов и городов.
Также в 21-м году по итогам проверки в сфере твердых коммунальных отходов мы рекомендовали правительству поручить осуществлять контроль за выявлением и учетом несанкционированных свалок, выработать порядок их ликвидации. Соответствующие замечания сейчас правительство берет в работу и учитывает.
Мы проводим аудит эффективности по воспроизводству лесов. Ну, провели оценку за 19-й и 20-й годы и истекший период 21-го года. Анализ реализации федеральных проектов по сохранению лесов показал, что, несмотря на общее улучшение ситуации и рост темпов восстановления,
все-таки темпы восстановления отстают от утраты, темпов утраты лесов. Соответственно подобный отчёт в вашем распоряжении.
Я бы особо отметил нашу работу по анализу достижений национальной цели по снижению бедности. У нас есть несколько отчетов, часть из них опубликована, часть из них в закрытом варианте, потому что мы вносили предложения по точечной и адресной поддержке населения в особо… нуждающихся семей. И часть наших… ну доложили президенту, премьеру и часть наших предложений учтена в последних решениях и президента, и Государственной Думы по выплате поддержки нуждающимся семьям с детьми от трёх до семи и от восьми до семнадцати лет. Мы гордимся этой работой.
Хотел бы отметить, что у нас есть сегодня серьезные вопросы взаимодействия с контрольно-счётными органами субъектов Российской Федерации. В прошлом году провели 14 совместных и параллельных мероприятий со счётными палатами в регионах, это позволяет более полно посмотреть на всю картину в субъектах Российской Федерации. Есть, допустим, проверки по медицинской помощи и ковидным выплатам, которые мы провели во всех субъектах Российской Федерации. Вы помните, какие были сначала нарекания на начисления выплат врачам, мы с этим разобрались, все документы и отчеты в вашем распоряжении.
Я хочу сказать, что мы, конечно, уделяем большое внимание формам взаимодействия с Государственной Думой. Вот уже третий год как мы работаем по «дорожным картам», развивающим наше взаимодействие. Сейчас мы видим, как растет внимание к нашим рекомендациям, к результатам аудиторских проверок. Мы открытое ведомство, но особенно открыты мы для представителей граждан, для вас, уважаемые коллеги. Каждые две недели мы направляем в Государственную Думу дайджест, надеюсь, он доходит до каждого депутата, где даем ссылки, которые просто можно открыть обо всех наших последних мероприятиях, о выходах на наши информационные панели, где идет мониторинг ключевых направлений. Например, есть мониторинг незавершенного строительства, есть мониторинг предоставления квартир детей-сирот и там сейчас вот появились и по экологии, и прочее. Это постоянные наши мониторинги, которые мы подготовили в помощь вам.
Соответственно, для вашего удобства мы с осени откроем в нашем представительстве здесь, на 4 этаже два рабочих места, где каждый из вас, если захотел бы ознакомиться больше с арсеналом возможностей Счётной палаты, с нашими архивами, с сопоставлением данных, с обращением к отдельным темам, вам просто обученные люди покажут, как это можно с этим работать, и обучат вас. Вам просто проще будет несколькими кликами обращаться к тем или иным данным, сопоставлять их. Ну и, соответственно, это поможет вам в работе впоследствии. И формулировании тех тем, с которыми вы поручите и нам поработать.
Или вот я, допустим, говорил о рекомендациях Счётной палаты. Мы их выносим в год больше 700. Это во многих случаях готовые поправки к законам, которые мы вам подсказываем, как можно усовершенствовать тот или иной законопроект о выделении субсидий или эффективность уточнить. Поэтому в данном случае наши формы взаимодействия будут продолжаться.
Мы хотели, но некоторые события помешали провести встречу со всеми новыми депутатами Государственной Думы, предлагаем это сделать прямо у нас на площадке Счётной палаты. Кто из прежних созывов хочет прийти, тоже мы вас приглашаем, где мы покажем опять же, покажем, как мы работаем и, повторяю, продолжим взаимодействовать с вами.
В результате наших проверок мы получаем большую экономию государственных средств по целом ряду наших проверок.
Например, по гособоронзаказу мы подготовили совместно с правительством методики определения нормативных или нормативного подхода к определению плановой прибыли, сырью, материалам, комплектующим изделиям. Экономия может достигать 50 миллиардов в год.
Я, может, не сказал, что вот в прошлом году мы вернули в бюджет 5 миллиардов рублей, неправильно потраченных ресурсов.
По незавершённому строительству наиболее часто задаваемые вопросы — у нас с правительством, наконец, подготовлена «дорожная карта» устранения и уменьшения количества незавершённого производства.
Завершая, подчеркну, что последние события ставят перед нами новые задачи по анализу складывающейся ситуации, вопросов импортозамещения, продовольственной безопасности, технологического развития, а самое главное, социальной защиты и поддержки наших граждан. При этом вызовы осознаем и продолжаем снабжать вас и граждан страны объективной информацией о ситуации в стране, ну а исполнительную власть будем снабжать обновленными рекомендациями.
Мы вот сейчас в гуще событий открыли у себя соответствующие мероприятия по мониторингу антисанкционных мер, которые осуществляет правительство, то есть мы полностью видим всю картину и анализируем результаты реализации этих антикризисных мер, чтобы своевременно обеспечить обратную связь, объективную оценку этих мероприятий и своевременно позволить принимать новые мероприятия.
Спасибо за внимание.
Арефьев Н. В., КПРФ:
— Алексей Леонидович, вопрос такой. Вот в российской бюджетной системе давно действуют два грабительских инструмента для уменьшения бюджета — бюджетное правило и профицит бюджета. Эти изобретения создают парадоксальную ситуацию, когда из бюджета изымаются средства и отправляются за границу, а бюджет вынужден брать кредит, в том числе за границей.
Во что это обходится государству? Доходы от размещения денег за границей в этом году составляют 66 миллиардов рублей, а расходы на обслуживание долга — 1,4 триллиона. Таким образом, только за один год государство ограблено на 1,3 триллиона рублей.
Вот вы опытный финансист и не можете не видеть, что это грабеж средь бела дня. Считаете ли вы, что этот грабеж необходимо прекратить? Или его надо продолжить вопреки логике?
Спасибо.
Кудрин А. Л.:
— Спасибо за вопрос.
Я помню эти вопросы, еще когда я был министром финансов, когда мы создавали Стабилизационный фонд, Резервный фонд, Фонд национального благосостояния и определяли бюджетное правило.
Основным аргументом для создания бюджетного правила являются очень изменчивые конъюнктурные доходы от нефти. У нас они могут различаться: от 120 (доходило до 147-ми) долларов за баррель и падение — до 30 — 36 долларов в течение полугода, то есть в 4 примерно раза.
Таким образом, мы не можем всегда строить свою политику только от этих… ну от конъюнктурных доходов, поэтому с точки зрения, когда цена на нефть высокая и приток валюты большой, у нас национальная валюта укрепляется, а когда цена на нефть падает, у нас национальная валюта падает. Вот для того чтобы… Это первый аргумент. Когда национальная валюта укрепляется, то весь импорт становится намного дешевле, на тот же самый объем рублей можно купить больше импортных товаров, поэтому это становится причиной увеличения импорта внутри страны.
Для того чтобы вот эти изменения или конъюнктурные особенности снизить, создано бюджетное правило, оно разделяется ключевыми ведущими экономистами, оно утверждено в составе законодательства, в том числе Бюджетного кодекса, в этом смысле я считаю его целесообразным. Оно никаким образом не приводит к ограблению и тем самым к уменьшению доходов, оно, наоборот, стабилизирует экономическую ситуацию в стране. В этой связи вот на этот год 2022, как известно, бюджетное правило отменено, я разделяю, полностью поддерживаю это решение и все доходы от… конъюнктурные пойдут в страну.
Нынешнее укрепление национальной валюты, в том числе связано с этим, что вся валюта, которая приходит, она тут же идет на рынок и соответственно выкупается, даже сейчас Центральный банк в последние дни вынужден снижать ограничения на продажу валюты. Всё это, повторяю, влияет на курсовую политику страны. Я думаю, что в отношении бюджетного правила можно провести ещё дополнительную оценку на ближайшие годы, ну на этот год, как я напомнил, оно отменено. Спасибо.
Бессонов Е. И., фракция КПРФ:
— Уважаемый Алексей Леонидович, учитывая ваш и практический, и теоретический опыт в управлении финансами, работу заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, министром финансов, как вы уже говорили, какие ваши, уже как Председателя Счётной палаты, вы можете дать рекомендации Правительству России для исправления ситуации в незавершённом строительстве?
По вашему отчёту, на 1 января 2020 года в субъектах России более 74 тысяч объектов незавершённого строительства, в Федерации больше 14 тысяч, а наряду с этим в 2019 году непотраченные средства федерального бюджета составили более 1 триллиона 100 миллиардов рублей, в 2020 году более триллиона. Объекты ветшают, приходят в негодность — сколько ещё средств надо будет потратить, для того чтобы их демонтировать. А в 2021 году, к сожалению, кардинальных изменений нет. Как, с вашей точки зрения, исправить эту системную проблему? Менять… (Микрофон отключен.)
Кудрин А. Л.:
— Спасибо за вопрос. Вот вы сейчас подняли вопрос о незавершённом строительстве. Это то, чему мы, Счётная палата, уделяем первостепенное внимание за последние годы. Мы провели экспертизу всех объектов, ну, конечно, включая и субъекты, и министерства и ведомства.
На нашем сайте Счётной палаты вы можете встретить мониторинг состояния незавершенного производства по всем министерствам и ведомствам с указанием — объекты, вложенные в них ресурсы, время замораживания или время строительства. По всем министерствам и ведомствам.
Должен вам сказать, что это касается, к сожалению, почти всех министерств и ведомств. То есть такой мониторинг мы вели. И наконец добились, что правительство в феврале вот этого (2022-го) года под председательством сначала Хуснуллина смотрело на своем совещании, а потом на своем заседании утвердило «дорожную карту» по снижению незавершенного строительства, включая определение министерства, ответственного за этот процесс (это теперь Минстрой), введение в законодательство классификации и учета такого рода объектов (мы теперь сможем… у нас есть теперь соответствующие признаки учета, ввели), создание реестра незавершенного строительства, ну и введение соответственно ответственности за неисполнение.
То есть, коллеги, мы наконец добились, что правительство приняло хорошие, достаточно проработанные меры по дальнейшему сокращению незавершенного строительства.
Я бы еще добавил, что не всегда удается выдержать. Вот если министерство (ведомство) допустило в очередном году, ну, просрочку сдачи или остановку строительства какого-то здания, то нужно более строго посмотреть на все объекты, которые оно заявляет как новое строительство на очередной год. Вот этот принцип мы пока не выдерживаем. Зачастую новые объекты, они нужны, они сразу ставятся в список объектов без анализа того, что министерство в предыдущий год сняло со строительства, не достроив, какие-то объекты.
Вот давайте это будем связывать. Может быть, и ответственность министерств повысится за такого рода незавершенные объекты.
Спасибо.
Парфёнов Д. А., фракция КПРФ:
— Уважаемый Алексей Леонидович, много лет мы в Государственной Думе бились за то, чтобы у Счётной палаты появилась возможность проверять Центральный банк, сейчас это право есть.
Как же так вышло, что вы со всей вашей мощью аналитических служб, экспертами и профессиональными экономистами не предвидели, что золотовалютные резервы России могут быть конфискованы Западом в случае ухудшения международной обстановки? Тем более, что подобная практика уже неоднократно применялась Соединенными Штатами против целого ряда стран, в том числе Ирана, Сирии, Афганистана и Венесуэлы?
КПРФ множество раз предостерегала от хранения российских резервов в валюте и ценных бумагах наших стратегических противников. Почему же вы не способствовали прекращению такой политики Центробанка?
И еще один вопрос. Как вы думаете, за какие заслуги вас до сих пор так и не включили ни в какие санкционные списки?
Кудрин А. Л.:
— Уважаемые коллеги, должен сказать, что Центральный банк управляет своими золотовалютными резервами в соответствии с теми понятными принципами, правилами и стандартами, которые применяются в отношении золотовалютных резервов. Золотовалютные резервы потому и золотовалютные, а не золоторублёвые, поэтому они действительно хранятся на счетах зарубежных банков, кроме золота. 2 тысячи 300 там с лишним тысяч… 2 тысячи 300 тонн золота, которые у нас в золотовалютных резервах, все находятся внутри России, ничто из них не выводилось, всё под нашим контролем.
Хочу сказать, что валютные ресурсы страны, они могут быть только во внешних ценных бумагах или в валютах иностранных государств. Почему? Зачем они нужны? Валютные ресурсы страхуют импортные поставки в Россию в обычной жизни, когда вот функционируют золотовалютные резервы. Поэтому наиболее надёжными такими ценными бумагами являются ценные бумаги ведущих государств, сейчас, теперь к ним присоединились ценные бумаги Китая, эта практика теперь распространена, но вместе с тем мы понимаем, что китайские ценные бумаги более волатильнее, чем даже другие ценные бумаги, поэтому, когда мы передвигаем наши ресурсы в эту сторону, мы понимаем, что мы здесь несем определенные дополнительные расходы по сравнению с уже признанными вот такими ресурсами.
С учётом мировых рисков, и в том числе международной напряжённости, Центральный банк давно изменил структуру золотовалютных резервов, практически обнулил ресурсы в долларах, в евро у нас оставались, и в ряде других резервных валют, к которым ещё там пять- семь ведущих валют относится, включая фунт стерлинга, швейцарский франк, йена и другие, но, повторяю, хранить мы можем их только вне России. Допустим, фунт стерлинга может находиться на счетах, корреспондентских счетах в иностранных банках, только имеющих корреспондентские счета с британскими банками, евро — только с европейскими, допустим, Швейцария — только со швейцарскими. Это правило мировое. Вот, допустим, если кто-то решит сохранять средства в рублёвых ресурсах, то они должны будут строго хранить на счетах, корреспондентских счетах рублёвых в наших российских или корреспондентских счетах в наших банках. Поэтому золотовалютные резервы в стране нужны, они обычно измеряются кратно к импорту в Россию и являются страховкой импорта. Как только мы от них избавимся или переведём все в рубли, у нас не будет золотовалютных резервов и риски в России по импорту будут высокими.
Ну такого рода риски как возникли, конечно, они впервые за там десятки лет в России, поэтому, к сожалению, я 10 лет уже не работаю в правительстве и я в данном случае не мог в полной мере видеть все риски, которые существуют.
Щапов М. В., фракция КПРФ:
— Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Алексей Леонидович! Уважаемые коллеги! В целом наша фракция оценивает работу Счётной палаты в прошлом году положительно, сегодня мы услышали много цифр, которые об этом говорят. Вместе с тем есть ряд проблем, которые стоит обсудить в рамках представленного отчёта.
Первое и самое главное — это проблема коррупции и неэффективности бюджетных расходов. Сегодня мы услышали немало фактов и цифр, подтверждающих, что борьба с коррупцией при исполнении бюджета еще далека до завершения. Проблема в том, что эти цифры мы слышим уже многие годы. Каждый год Счётная палата находит нарушений на десятки миллиардов рублей, неэффективности на сотни миллиардов.
Уже несколько лет подряд палата поднимает проблему неосвоения средств на строительство социальных объектов. Сотни больниц, школ, детсадов, которые либо сдаются в эксплуатацию не вовремя, либо не сдаются вовсе, а в целом это триллион рублей, которые не осваиваются уже несколько лет подряд.
Да, за последние годы сделано немало, чтобы остановить коррупцию и неэффективность. Но судя по отчётам Счётной палаты недостаточно. Системно ситуацию решить не удаётся, а сделать это необходимо.
Те кардинальные изменения в нашей экономике, в бюджетной, налоговой системе, которые происходят сейчас, предъявляют совершенно иные требования к качеству и эффективности бюджетных расходов. Конечно, эти повышенные требования жизнь предъявляет, в первую очередь, к нам, к законодателям. Мы получаем отчёты и результаты проверок Счётной палаты, мы видим узкие места законодательства, нам и расшивать.
Наша фракция неоднократно предлагала целый комплекс мер по борьбе с коррупцией в бюджетной сфере, в том числе и решение вопроса о необоснованном обогащении чиновников, и мы будем добиваться реализации наших предложений. Но мы также ждем и от Счётной палаты свое комплексное видение по системному и кардинальному снижению коррупции и неэффективности в бюджетной сфере. Мы этот вопрос обсуждали у нас на фракции с Алексеем Леонидовичем, и это был бы хороший шаг для дальнейшей нашей совместной работы.
Далее. Как я уже сказал, мы живем в совершенно иной ситуации, чем год назад. Уже летом и осенью нам предстоит формировать бюджет страны в совершенно новых условиях. Скорее всего, придется оптимизировать целые блоки бюджетных доходов и расходов. У нас в рамках Комитета по бюджету и налогам уже отлажено многолетнее сотрудничество с аудиторами палаты в ходе анализа бюджета. Заключение палаты позволяет объективно оценивать расходы бюджета в интересах наших граждан, но в этом году с учетом изменившейся ситуации у Счётной палаты особая роль, и мы ждем от аудиторов палаты предельно беспристрастного и жесткого анализа бюджета.
Также мы ждем от Счётной палаты в этом бюджетном цикле совершенно нового взгляда и на источники доходов бюджета, в первую очередь от нефтегазовой отрасли. Мы видим, что ситуация сейчас сложная: падает добыча, продажи, есть проблемы с поставками оборудования. При этом мы как законодатели за последние годы выдали триллионы рублей налоговых льгот отрасли. Они должны были пойти на инвестиции, в укрепление материально-технической базы, разработку новых месторождений. Но где результат? Где эффект от налогового маневра, от демпфера, от других мер, которые были предприняты для стабилизации в том числе и доходов бюджета, — мер, про которые наша фракция изначально говорила, что они не принесут результата? Нужно, чтобы Счётная палата проанализировала эффективность всех мер поддержки отрасли, прежде чем принять решение о коррекции налогообложения отрасли, которую, безусловно, необходимо сделать.
Ещё одно направление — это импортозамещение. Сейчас много критики по этой теме. Много лет страна вкладывала сотни миллиардов рублей, а сейчас, Алексей Леонидович, вы говорите, что два года уйдет только на первый этап перестройки экономики, потом ещё придется перестраиваться в течение многих лет, и чтобы заместить многие импортные товары, необходимо разработать новые технологии и построить новые предприятия. Вопрос: если нам всё это только предстоит сделать, то где результат от вложенных денег? Где сами деньги? Нам нужна самая глубокая и комплексная проверка расходов в этой сфере, и мы ждем этого от Счётной палаты.
Также считаем, что Счётной палате необходимо более глубоко посмотреть на следующие направления.
Нужен постоянный мониторинг расходов резервных фондов правительства и регионов. Счётная палата уже отмечала, что средства Резервного фонда правительства тратятся непрозрачно, а цели, на которые расходовались деньги, не совпадали с целями бюджета.
Сейчас мы снова увеличили резервные фонды, но это не значит, что всё нужно пустить на самотек, должно быть особое внимание к обоснованности их расходования.
Нужен детальный аудит действий Минфина и Центробанка в сфере формирования резервов. 300 из 643 миллиардов долларов заморожены, притом что еще в декабре 2021 года фракция КПРФ отмечала, что нельзя держать 45 процентов в евро и долларах и только 21 процент — в золоте.
Нам важно понять, почему мы оказались в этой ситуации, кто за это несет ответственность и что мы должны сделать в будущем, чтобы не повторить этих ошибок.
В части межбюджетной политики мы предлагаем обратить внимание на реализацию антикризисных мер, которые были приняты Госдумой, включая замещение коммерческих кредитов регионов и муниципалитетов бюджетными кредитами. Важно понять эффективность этих решений.
Необходимо сделать более детальный аудит расходов государства во время пандемии. Важно понять, в том числе, почему резко выросло количество злоупотреблений, которое мы видим по уголовным делам против региональных чиновников здравоохранения. Нужно сделать вывод на будущее.
В связи с катастрофической ситуацией с лесными пожарами в этом году необходим более детальный аудит расходов на эту сферу. Мы всё время слышим от губернаторов, что всё хорошо и средств хватает, а потом видим, как горят дома наших граждан. И здесь нам нужен беспристрастный взгляд на ситуацию аудиторов Счётной палаты. Часть из этих направлений есть в плане проверок. Но мы предлагаем сделать эти проверки более глубокими и масштабными.
В то же время у нас вызывает сомнения ряд запланированных мероприятий Счётной палаты или их отсутствие. Так, например, не очень понятно, зачем проводить контрольные мероприятия в сфере устойчивого развития, ESG и прочих. В изменившихся ситуациях это уже неактуальные направления. Нам нужно сосредоточиться на том, что действительно важно.
При этом мы не увидели никаких мероприятий по анализу последствий пенсионной реформы, а это важно сделать в ежегодном режиме, мы должны понимать последствия этой реформы.
Нет и мероприятий по анализу обеспеченности граждан лекарственными препаратами. А сейчас с учетом санкций эта проблема будет стоять особенно остро.
В заключение я хочу вернуться к тому, что мы живем в совершенно другом мире, другой экономике, другой ситуации с бюджетом, и это требует и от депутатов быстрой реакции на ситуацию, и от Счётной палаты оперативных изменений в вопросах проведения контрольных мероприятий.
Нужно сосредоточиться на главных направлениях и оперативно анализировать ситуацию в них, этого мы сейчас и ждём от наших коллег аудиторов.
Спасибо.
Кудрин А. Л.
— Уважаемые коллеги, я только очень точечно выскажусь. Вот по выступлению фракции КПРФ сразу скажу, что, например, вот была предложена проверка по аудиту ESG, ну так называемые проверки социальной, нефинансовой отчётности крупных компаний и корпораций снять в связи с неактуальностью. Мы её и сняли, вот поставив те проверки, которые сейчас более актуальны.
Или лекарственное обеспечение. Мы провели проверку по лекарственному обеспечению, материалы доступны.
В ряде… вот во фракциях было… «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», если я правильно здесь вижу, по проверке материального обеспечения, продовольственного обеспечения Министерства обороны, ВПК. У нас есть подробные проверки, с которыми вы можете ознакомиться, там ситуация хорошо видна.
Я сразу отмечу, что вот по вопросам, скажем, тоже «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ», по взаимосвязанным закупкам продолжим с вами работать. Давайте, мы готовы с вами по этому вопросу серьёзно продвинуться.
Я хотел бы поддержать и вопрос, который сейчас поставила «ЕДИНАЯ РОССИЯ». По работе по лесам, по более глубокому анализу ряда вопросов мы продолжим с вами работать.
И здесь, конечно, был поставлен вопрос о показателях эффективности работы Счётной палаты. Должен сказать, что мы, как современное учреждение, имеем свои показатели эффективности, их выстраиваем, стараемся ориентироваться.
Всегда есть опасность превратить планы в показатели, под которыми мы будем, ну, как это называется «палочная система», будем каждый год увеличивать количество уголовных дел, превратимся в репрессивное учреждение. А мы хотим быть в первую очередь учреждением, дающим рекомендации по исправлению и по профилактике, вот здесь очень важно.
И в этой связи здесь, Вячеслав Викторович, может быть, я, скорее бы, видел не в законодательство всякие нам показатели давать, ну, чтобы и прокуратуре не давать их или там судебной системе, а мы в рамках работы по «дорожной карте» как раз можем отслеживать тот перечень вопросов, по которым мы готовы всё время давать информацию, как мы в Счётной палате с этим справляемся.
Ну и я бы поддержал то, что здесь говорилось Сарданой Владимировной в части того, что мы себя считаем гражданским контролем, аудитом, потому что мы работаем с вами, мы работаем на интересы избирателя. Мы профессиональный орган в ваших руках.
Я хочу поблагодарить все фракции, комитеты, которые рассмотрели наши предложения. Мы записали все ваши пожелания, мы с ними поработаем, у нас будет таблица всех ваших пожеланий, с каждым отработаем и со многими фракциями свяжемся по отработке тех вот прозвучавших на фракциях и здесь замечаний, ну, и на комитетах опять же, здесь.
Так что, ещё раз хочу поблагодарить, но в завершение сказать. Здесь было ещё одно предложение, нам чуть ли ни промониторить всю систему антисанкционных мер и выработать новую, предложения в краткий срок свои. Конечно, коллеги, мы не можем в полной мере, соответственно, ну, подменять правительство. Правительство, кстати, очень активно, быстро работает. Многие меры мы тоже им помогаем сформулировать. Ну, конечно, говорим в рамках наших проверок и о том, над чем ещё дополнительно нужно поработать. Но, конечно, мы не должны вырабатывать программу полноценно вместо правительства.
И последнее, последнее я бы сказал. Коллеги, у нас Россия как экономика очень серьёзно связана с… связями с другими экономиками мира. Мы работаем в мировой экономической системе.
У нас есть большой экспорт и у нас большой импорт, но сейчас он ограничен, но, я надеюсь, что он переориентируется, и мы всё равно будем пользоваться мировыми достижениями в области технологий, в области, в том числе, любых других товаров, связанных как с инвестиционным, так и потребительским циклом. Россия не может всё сама производить, это просто однозначно, поэтому нам нельзя торопиться выходить из разного рода международных соглашений, стандартов. Мы, я надеюсь, что не только должны сохранять… Потому что, кстати, евроазиатские страны тоже работают в рамках всех этих стандартов, включая образовательные, я хочу напомнить, как и торговых, как и экономических, так и социальных, кстати, конвенций, соглашений. Вот почему нам нельзя торопиться выходить, а, в общем-то, понимать, что мы максимально должны получать эффект от международного сотрудничества. Спасибо.
***
Минх Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе:
— Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты Государственной Думы! Президентом Российской Федерации внесён проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации» и он направлен на решение нескольких задач, о которых я вам постараюсь доложить.
Первая задача, решение которой является обязанностью нас с вами — это приведение текста законопроекта в соответствие с корректировками Конституции Российской Федерации. Вы знаете, что в настоящее время действующая редакция предусматривает назначение Председателя Счётной палаты Государственной Думой, а Конституция Российской Федерации это полномочие закрепила за Советом Федерации. И, соответственно, то, что по действующей редакции закона назначение заместителя Председателя Счётной палаты отнесено к компетенции Совета Федерации, а Конституция это полномочие закрепила за Государственной Думой.
Такая, ну скажем так, балансировка полномочий палат связана с тем, что, и сегодня это, кстати, прозвучало, что у Государственной Думы довольно существенно увеличились полномочия по формированию Правительства Российской Федерации, а как вы знаете, одно из основных направлений аудита и контрольных полномочий Счётной палаты — это как раз анализ деятельности федеральных министерств, да и правительства, можно тоже сказать в целом.
Поэтому для балансировки и для того, чтобы Председатель Счётной палаты был меньше, скажем так, зависим от решений Государственной Думы, такое предложение было закреплено в Конституции. И сегодня мы предлагаем эти корректировки, соответственно, закрепить в Федеральном законе «О Счётной палате Российской Федерации».
Далее. По самому аудиту также предлагается ряд направлений корректировки текста закона.
Первое — по видам аудита.
Второе — по предметным сферам аудиторской деятельности.
И третье — это по объектам аудита.
Что касается видов аудита, предлагается ввести новый вид аудита — аудит соответствия, который проводится в целях оценки соответствия фактических данных и информации о предмете и деятельности объектов аудита, соответствия законодательным и иным нормативным актам и иным документам, но, опять же подчеркну, в пределах компетенций Счётной палаты.
Кроме того, корректируется правило, которое касается стратегического аудита. Предлагается, что этот аудит проводится в целях оценки рисков и результатов достижения стратегических целей, и, кроме того, говорится о том, что здесь таким аудитом будет считаться не только аудит, который будет предусматриваться документами стратегического планирования Российской Федерации, но и иными документами стратегического характера.
Попробую пояснить, в чем тут разница. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании» документы стратегического планирования не включают в себя, например, такие важные стратегического характера документы, как, например, госпрограммы и национальные проекты. Поэтому сейчас предлагается с учетом вот этих корректировок в объем стратегического планирования включить эти важнейшие стратегического характера документы, чтобы они тоже шли в режиме стратегического аудита.
Далее. Что касается предметных сфер, то здесь я бы обратил особое внимание, что сейчас предлагается наделить Счётную палату новым полномочием по осуществлению государственного аудита эффективности и соответствия нормативно-правовым актам порядка формирования федеральной собственности, управления ею и распоряжения ею, в том числе и акциями (долями) в уставном капитале хозяйственных обществ, ну, естественно, тем, которые принадлежат Российской Федерации. Это тоже очень важное направление и, соответственно, расширение полномочий Счётной палаты.
Что касается объектов аудита, то это те организации, которые подпадают под аудит (контроль) Счётной палаты, то здесь очень важно обратить внимание на то, что в рамках госконтрактов на сегодняшний день такими объектами являются только те, кто является стороной госконтракта. Предлагается расширить полномочия также и на субподрядчиков. Это тоже, как вы знаете, достаточно серьезные полномочия и достаточно серьезное расширение по объектному составу аудита и контроля.
Кроме того, достаточно важное изменение касается информационного блока. Прежде всего предполагается, что Счётная палата будет иметь доступ прямой и постоянный, полноценный доступ к информационным системам не только федеральных органов исполнительной власти, но иных государственных органов. Это даст и, понятно, более полную картинку. И, кроме того, это позволит Счётной палате методом невключенного погружения осуществлять аудит (контроль).
Как вы знаете, когда проводятся контрольные мероприятия Счётной палаты, для любой организации это практически то, что я бы приравнял к лесным пожарам, это надо выделять помещение, это надо сгружать документацию, это надо выделять сотрудников, ну и, соответственно, это, конечно, довольно сильно мешает работе проверяемых объектов.
Поэтому вот такая информационная погруженность Счётной палаты и аудиторов Счётной палаты, сотрудников, к информационным ресурсам доступ позволят проводить, ну, по сути дела, достаточно мягко, но полноценно, не отвлекая эти объекты от деятельности, работу над тем, чем Счётная палата и должна заниматься.
Есть еще целый важный ряд моментов, я бы обратился еще на том, что отчасти является этической составляющей, предусматривается появление нового документа — кодекс этики, который будут обязаны соблюдать и Председатель Счётной палаты, заместитель Председателя Счётной палаты, и аудиторы Счётной палаты.
Есть еще ряд целый моментов, но в процессе обсуждения, я думаю, мы это сможем рассмотреть.
Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать инициативу главы государства и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении.
Спасибо.
Содоклад Олега Викторовича Морозова, фракция «ЕР»:
— Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, мы сегодня очень подробно рассматриваем деятельность Счётной палаты. Комитет внимательно, неоднократно рассмотрел обсуждаемый проект закона на своих заседаниях, такая возможность у нас была. И доклад комитета в рамках отведённых мне семи минут мне представляется излишним, потому что я бы тогда повторил в основном те тезисы, которые представил представитель президента, потому что комитет полностью разделяет эту позицию, поддерживает концепцию законопроекта, доводит до вашего сведения, что комитет-соисполнитель и профильный комитет Совета Федерации поддерживают законопроект, равно как Правовое управление и
правительство. Поэтому наш вывод — просьба к вам — поддержать законопроект и проголосовать за него в первом чтении.
Спасибо за внимание.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ:
— Уважаемый Гарри Владимирович, Олег Викторович, в связи с тем, что представляемый вами законопроект касается, в том числе, и темы аудита, формирования и использования федеральной собственности, государственной собственности, вопрос: как вы считаете, нужно ли специально отразить в законопроекте, допустим, ко второму чтению или в дальнейшем тему анализа эффективности концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнёрстве и так далее, нужны ли подобные уточнения?
Спасибо.
Минх Г. В.:
— Уважаемый Николай Иванович, я знаю, что эта тема была предметом детального обсуждения на заседаниях одного из комитетов, которые являлись соисполнителям, это Сергей Гаврилов возглавляет этот комитет. Там есть разные точки зрения. В принципе, я бы сейчас, по крайней мере, вот как я сейчас эту ситуацию вижу, исходил бы из той логики, вот то, что я говорил по объекту, не по видам, не по предмету, а по объектам, включение субподрядчиков в объект, который подлежит аудиту, контролю со стороны Счётной палаты, то, мне кажется, вот через этот механизм мы бы эту задачу, о которой вы говорите, совершенно спокойно бы решили.
При этом я бы здесь опирался даже на данные, например, 2020 года, когда Счётная палата в рамках действующих на сегодняшний момент полномочий проводила оценку, проводила аудит по ряду проектов концессионных соглашений, которые действуют сейчас. То есть в настоящий момент действующая редакция уже даёт возможности Счётной палате такую работу проводить.
А вот то, что я сказал по расширению круга объектов, мне кажется, это ещё дополнительный инструмент, который позволяет эту работу проводить.
Ну в любом случае если мы увидим, что этих инструментов Счётной палате не хватает, то по анализу правоприменительной практики, я думаю, мы эту задачу будем решать.
У нас с вами здесь позиции совпадают — это то, что не должно выпадать из-под контроля Счётной палаты. И здесь мы в этом направлении, кажется, движемся. Спасибо.
Коломейцев Н. В.:
— Уважаемый Гарри Владимирович, ну вообще-то, Счётная палата создавалась как орган парламентского контроля и на протяжении фактически семи созывов она таковой являлась.
Скажите, пожалуйста, чем провинился парламент в лице Государственной Думы, что в принципе под разговоры об усилении парламентского контроля реально вы как бы уменьшаете роль парламентского контроля.
А роль в формировании правительства, она эфемерна, потому что все права опять же находятся у президента, как и при назначении Председателя Счётной палаты. Не считаете ли вы это сужением возможностей парламента в части проведения как раз или использования некогда главного инструмента парламентского контроля?
И второе. Алексей Леонидович, раз он здесь, нельзя ли уточнить, достаточно ли формулировок, чтобы выполнить вот то поручение, которое задавали вам перед вашим отчётом… (Микрофон отключён.)
Минх Г. В.:
— Уважаемый Николай Васильевич, я к своему стыду не до конца понял, в чём вы видите уменьшение роли, цитирую вас: «Парламента в лице Государственной Думы». Вы имеете в виду, что сейчас полномочия переданы Совету Федерации? Не хочу вас огорчать, но это тоже одна из палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Прокуроров они не утверждают, Николай Васильевич, почитайте Конституцию Российской Федерации. Поэтому всё-таки давайте быть корректными, я уже как-то говорил применительно к тому, что когда ряд ваших коллег начинает цитировать Конституцию, ну, как кажется, тем, кто её пытается цитировать, у меня ощущение, что кое-кто живёт по своему тексту своей конституции, и этот текст в единственном экземпляре у самого этого цитирующего человека. Это первое.
Второе. По сути, если вы внимательно посмотрите на текст и Конституции, и федерального закона, о котором мы сегодня говорим, то Счётная палата — это орган государственного контроля и сужать эту роль до только парламентского контроля это абсолютно некорректно.
Безусловно, в рамках полномочий палат Федерального Собрания, и вы это тоже знаете, Счётная палата проводит соответствующие мероприятия. И есть цифры, их уже называли, вы их знаете, что порядка более даже чем два десятка есть соответствующих поручений и Государственной Думы, и Совета Федерации, и Счётная палата отрабатывает эти поручения. Но поручения даёт и Президент Российской Федерации, и Правительство Российской Федерации соответствующие запросы направляет, так что Счётная палата — это универсальный солдат, это орган государственного контроля.
Спасибо.
Коломейцев Н. В.:
— Уважаемый Александр Дмитриевич, Гарри Владимирович, Алексей Леонидович, ну на самом деле нельзя думать, что только вы читаете Конституцию, все остальные её не читают, а некоторые участвовали в разработке 108 поправок, которые, к сожалению, были отклонены, хотя имели достаточное обоснование.
Я повторюсь, получается, что по новой конструкции, которую вы предложили, теперь отчёт Председателя Счётной палаты в Государственной Думе становится не обязательным, он будет в Совете Федерации. Мы правильно понимаем, в заключении, пожалуйста, ответьте.
Второй вопрос. Ну с нашей точки зрения, в принципе, при разработке Конституции, её принятии, в принципе, все балансы были посчитаны и на протяжении длительного времени прошли проверку временем и работой. И в данной ситуации, наверное, это сама схема балансировки подтвердила свою эффективность. И в данной ситуации многим, в том числе и тем, кто не задаёт вам вопроса, непонятно, почему отказано Думе в доверии назначать руководителя Счётной палаты, которого назначали до этого семь созывов подряд. То есть получается, что, в принципе, идёт ущемление прав Государственной Думы в то время, когда утверждение и судей, и прокуроров,
и заместителей председателя Верховного Суда, и заместителей Генерального прокурора, оно по-прежнему остаётся как бы в полномочиях Совета Федерации. И, наверное, это правильно и это тоже в течение семи созывов нашло своё подтверждение.
И в данной ситуации ну как бы мы с вами там не пререкались, ну большая часть законотворческой деятельности, необходимой для функционирования и экономики, и политики государства, находится на площадках Государственной Думы. И здесь, наверное, всё-таки более правильным был бы контакт более, скажем, прямой с руководством Счётной палаты именно Государственной Думы и её комитетов. А в вашей конфигурации, по нашему мнению, в принципе, идёт некое ну такое удаление Счётной палаты от возможности более, скажем, конструктивной и прямой взаимосвязи с Г осударственной Думой. Спасибо.
Минх Г. В.:
Так как была просьба ко мне — прокомментировать в заключительном слове, то с удовольствием это делаю. Уважаемые депутаты Государственной Думы, ну, все-таки…
Уважаемый Николай Васильевич, я знаю, что вы читаете Конституцию, но вернусь к своей первой и на сегодняшний день дополнительной профессии.
Позвольте вам напомнить, что статья 15 Конституции Российской Федерации, она требует от всех органов и должностных лиц соблюдения Конституции. Вот то, что мы сегодня, говоря о порядке назначения председателя Счётной палаты и заместителя председателя Счётной палаты… Мы, как я и сказал в докладе, обязаны это сделать. И вы можете рассуждать, хорошо это или не хорошо, но, с точки зрения того, что вы как должностные лица в Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию, я еще раз вынужден об этом напомнить. А нормы, о которых мы сегодня говорим, — это прямо закреплено в Конституции. И мы должны в этом плане наш закон «О Счётной палате.. привести в соответствие.
Второе. Если говорить о назначениях прокурорских работников и руководителей, то опять же сошлюсь на статью 129 уже Конституции, часть 3. Генеральный прокурор, заместители Генерального прокурора назначаются по итогам консультаций с Советом Федерации, Президентом Российской Федерации, поэтому никаких назначений Совет Федерации не проводит. Так что не обижайте Совет Федерации, Конституция здесь уже всё четко закрепила.
Кроме того, то, что вы полагаете, что отчетов не будет, это опять же, ну не знаю, откуда вы это взяли, это ваша интерпретация. В действующем сегодня и не меняющемся в этом отношении тексте закона «О Счётной палате…» предусмотрен отчет только не председателя и не заместителя Председателя Счётной палаты, а самой Счётной палаты перед обеими палатами Федерального Собрания. Так что никто ни Госдуму, ни кого из депутатов в этом отношении не обижает и ничего не меняет. Это что касается первого выступления.
И по второму выступлению, что касается аудита открытости. Счётная палата это орган государства и никакой общественной работы она не ведет. В настоящее время эта работа проводится, значит, для этого есть правовые основания, они выглядят немножко своеобразно, я бы сказал, но это качественный юридический инструмент, который позволяет, я специально ещё раз это уточнил у Алексея Леонидовича, проводить вот этот аудит, в том числе и в тех органах, которые не всегда открыты в силу своего статуса. Вот здесь парадокс в этом, мы не можем полностью эту открытость заявить на нормативном уровне, потому что есть масса вопросов, которые носят закрытый характер, но такой аудит проводится и поэтому здесь полномочий достаточно.
Повторюсь, что если ну у кого из вас Алексей Леонидович вызывает ощущение человека, который не может отстоять и побороться за свои права,
У меня он такого ощущения не вызывает. Может, я ошибаюсь.
Вот если он почувствует, что ему полномочий не хватает, он, я думаю, своевременно об этом нас проинформирует, и мы тогда с вами будем двигаться дальше. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Морозов О. В.:
— Я хотел бы палате напомнить только одну очень важную деталь. Дело в том, что мы с вами уже начали процесс интеграции положений нашего обсуждаемого закона в нашу жизнь, потому что 12 октября 2021 года мы изменили соответствующие нормы Регламента и уже фактически привели наши действия в соответствие с действующей Конституцией в части нашего взаимодействия со Счётной палатой.
Поэтому процесс сегодня мы продолжаем. И принимая этот закон, мы приведём закон «О Счётной палате…» в полное соответствие с существующими нормативными, законодательными, конституционными и политическими реалиями.
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.