В Новороссийске между 1 и 9 мая пролегла красная дорожка Второго открытого патриотического кинофестиваля «Малая земля»: он проходил в городе-герое с 3 по 7 мая. Малая земля — участок южнее Новороссийска, размером около 30 квадратных километров, который в 1943 году советские десантники под командованием майора Цезаря Куникова героически удерживали 225 дней. Двадцать один защитник Малой земли получил звание Героя Советского Союза. «Волю свою, силы свои и кровь свою мы отдадим за жизнь и счастье нашего народа, за тебя, горячо любимая Родина», — клялись солдаты майора Куникова. Поэтому Второй патриотический кинофестиваль, прошедший в Новороссийске, так и называется — «Малая земля».
«Свет! Камера! Мотор!»
Зрители Новороссийского драматического театра им. Амербекяна тепло встречали знаменитостей отечественного кино: Раису Рязанову, Сергея Шакурова, Элеонору Шашкову, Наталью Варлей, Юрия Беляева, Ольгу Кабо, Юрия Чернова, Наталью Громушкину, Дениса Матросова, Ольгу Прокофьеву, Нонну Гришаеву, Анатолия Журавлёва и многих других. Церемонию открытия в виде стилизованной литературно-музыкальной композиции подготовил заслуженный работник культуры Кубани Олег Кузин.
Мы слушали заслуженную артистку РСФСР Элеонору Шашкову и видели то её Стешку из телевизионной саги В. Ускова и В. Краснопольского «Тени исчезают в полдень», так опрометчиво потерявшую своё женское счастье, то жену советского разведчика Штирлица, одними глазами «разговаривающую» с мужем под пронзительную мелодию Микаэла Таривердиева в сериале Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Народная артистка РФ, лауреат Государственной премии СССР Раиса Рязанова анонсировала привезённый на кинофестиваль спектакль «Любовь и голуби». Это лирическое, трогательное и смешное представление о любви с участием Раисы Рязановой, Михаила Жигалова, Ольги Прокофьевой, Анатолия Журавлёва, Натальи Громушкиной собрало потом аншлаг! А во время церемонии открытия Раиса Ивановна сказала: «Я знаю, кто такие голуби, а вот что такое любовь — ещё пытаюсь узнать». Но многие из нас помнят, как замечательно сыграла юная Раечка Рязанова в фильме Юрия Григорьева «День и вся жизнь». Её Катя Морозова воплотила целое поколение советских девушек военной поры, умеющих по-настоящему любить и ждать.
— Мой отец — курсант первого набора Севастопольского военно-морского училища, в 1941-м году его окончил, стал командиром морского катера и сразу пошёл в бой. Мне даже показывали место, где папа проводил морской десант, где они высаживались и шли бои, — поведала притихшему залу всенародно любимая «кавказская пленница», заслуженная артистка РСФСР Наталья Варлей. — Отец у меня — коренной москвич, а мама — коренная ленинградка. Они познакомились на лейтенантском балу в Ленинграде, мне всегда кажется, что вот это произведение — о моих родителях.
И Наталья Варлей проникновенно запела «Случайный вальс» — «Ночь коротка, спят облака…».
Героическая оборона Малой земли неразрывно связана с именем выдающегося государственного и партийного деятеля СССР Леонида Ильича Брежнева. Народный артист РСФСР Сергей Шакуров сыграл роль Брежнева в одноимённом сериале Сергея Снежкина. Поэтому Малая земля стала для актёра родной. Сергей Шакуров прилетел из Еревана в Сочи, а оттуда семь часов ехал по горному серпантину в Новороссийск и появился на церемонии открытия под гром зрительских аплодисментов. Интереснейшие творческие номера также представили Нина Шацкая, Михаил Головушкин, Борис Хвошнянский, Дмитрий Карташов, Иван Замотаев, Дмитрий Ермак…
Ведущие вечера Ирина Лачина и Максим Колосов перечислили фильмы, вошедшие в конкурсную программу кинофестиваля: 10 игровых полнометражных, 15 короткометражных и 17 документальных фильмов патриотического содержания. И объявили, что просмотры начнутся с 4 мая в городском кинотеатре «Нептун».
Крупным планом
Утро 4 мая началось мелким майским дождиком. Он прозрачным бисером рассыпался по бархату цветущих ирисов и усиливал аромат сирени. Дорогу к кинотеатру «Нептун» я спросила у мужчины в спецовке — знала, что рабочий не подведёт. И спустя некоторое время уже ехала в троллейбусе №6 до остановки «Улица Черняховского». На пересечении этой улицы с проспектом Ленина — памятник: белая фигура матроса с зажатой в руке гранатой. «Здесь проходил передний край обороны Малой земли», — надпись на постаменте. И дата — 1943 год. Вокруг бурлила обычная городская жизнь, даже не верилось, что не так уж и давно на этом месте шли ожесточённые бои. Кстати, скульптор памятника Николай Божененко, выходец из семьи рабочего новороссийского цементного завода «Пролетарий», 19-летним лейтенантом попал на Малую землю и сражался там пять с половиной месяцев.
К набережной Адмирала Серебрякова, где находится новороссийский кинотеатр «Нептун», вела цветущая каштановая аллея. Молодые деревья торжественно держали на весу красные свечи. Сквозь них виднелось море — серое, с белёсыми разводами. На море были кинематографически расположены несколько кораблей.
В первый день фестиваля в синем и красном залах кинотеатра «Нептун» шли конкурсные документальные ленты. Зрители синего зала из майского Новороссийска попадали в обледеневший блокадный Ленинград. «Холодный, цвета стали, / Суровый горизонт — / Трамвай идёт к заставе, Трамвай идёт на фронт», — звучали с экрана стихи Веры Инбер. Фильм режиссёра Андрея Егорова «Трамвай идёт на фронт» раскрывал героизм противостоящих блокаде ленинградцев через историю городского трамвая.
Активно участвуя в защите Ленинграда, трамвай подвозил на передовую снаряды и забирал раненых, на нём ездили рабочие предприятий. Именно трамваями вывозили коллекцию картин из Эрмитажа. Рассказ об этом сопровождается динамичной музыкой: «В эвакуацию Рембрандт уехал на трамвае, впервые пассажирами трамвая стали Рубенс, Матисс и Ван Гог… Все ценности доставили к Московскому вокзалу всего за две ночи».
С приближением блокадной зимы музыку сменяют удары метронома: «Подача электроэнергии прекратилась утром
8 декабря 1941 года. Вышедшие 52 трамвая остались на линии. «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность», — отмечал в те дни в своём блокадном дневнике писатель Всеволод Вишневский».
Первые грузовые трамваи начали ходить по Ленинграду 8 марта 1942 года. Почему сначала пустили грузовые? С таянием снега над городом нависла угроза инфекционной эпидемии. И горожане устроили субботники, в которых приняли участие все — от мала до велика. На открытые платформы грузовых трамваев сбрасывали мусор и грязный лёд. Угроза эпидемии миновала.
С 15 апреля 1942 года возоб-новилось движение городских пассажирских трамваев, и эта радость подаётся ярким штрихом: «Ленинградские мальчишки вновь ездят на трамвайной «колбасе»!»
Из пяти довоенных ленинградских электростанций работала только одна — ТЭЦ №5 «Красный Октябрь». С большой земли в город вели прокладку кабеля по дну Невы. В ноябре 1942 года по этому «кабелю жизни» в блокадный город стала бесперебойно поступать электроэнергия Волховской ГЭС.
— Из документальных фильмов, которые я только что посмотрела, мне больше всего понравился «Трамвай идёт на фронт», — сказала мне в конце первого конкурсного дня известный оператор Мария Соловьёва. — Остальные тоже сильные, но этот потрясает всем: художественным построением, приведёнными в нём рассказами, подбором «говорящей» хроники. Он раскрыл те вещи, которых я, например, не знала. Спасибо авторам, поднимающим темы из нашего прошлого. Эти документальные киноленты нужно показывать на телевидении каждый день, чтобы люди их видели и знали собственную историю. Потому что без памяти не бывает будущего.
Мария родилась в Москве, окончила операторский факультет ВГИКа (мастерская В. Нахабцева). В её творческом багаже — более 40 проектов. Ещё будучи студенткой, она получила в Мюнхене приз за лучшую операторскую работу в короткометражном фильме «Пошёл, Гнедой, пошёл».
Во время Второго открытого патриотического кинофестиваля оператор Мария Соловьёва возглавляла жюри короткого метра. В этой номинации победил фильм режиссёра Алёны Олейник «Снег». Северный военный городок накануне Нового года наполнен снегом, страхом и надеждой: на одной из подводных лодок — авария. В новогоднюю ночь мичман Серёгин, назначенный Дедом Морозом, приходит в дом, где маленький Мишка ждёт из похода папу… Алёна Олейник родилась в Сибири, сейчас живёт в Москве. Студентка Высших курсов сценаристов и режиссёров им. Г.Н. Данелии, мама троих детей. Она снимает фильмы, которые делают сердца «чуть больше».
Приз «Лучший фильм» жюри, которое возглавлял заслуженный артист РФ Юрий Беляев, присудило работе якутского режиссёра, заслуженного деятеля искусств Республики Саха Никиты Аржакова «Тыгын Дархан». Глава крупного рода Тыгын Дархан следует завету отца — объединить разрозненный народ, установить великий союз. Но не все предводители согласны делиться властью. Над долиной Туймаада просыпается дух войны…
Победителем в номинации «Лучший документальный фильм» (председатель жюри — известный кинорежиссёр-документалист Вадим Цаликов) стала работа Андрея Титова «Испанская кровь» производства ООО «Студия «Уралфильм». Три тысячи испанских детей принял в конце 1930-х годов Советский Союз. Тогда думалось, что это временная мера, но судьба распорядилась по-своему…
Среди памятных моментов Второго патриотического кинофестиваля «Малая земля» — вручение приза прессы «За подробную передачу ушедшей эпохи и сохранение культурного наследия» документальному фильму режиссёра Натальи Урмацких «История советского плаката. История спонтанного потребления». Триумф известного новороссийского историка Тамары Юриной, чья документальная лента «Шурочка с Малой земли» получила приз «За историческую правду».
И, конечно же, награждение замечательного советского актёра, народного артиста Российской Федерации Юрия Назарова призом фестиваля «За выдающийся вклад в развитие кинематографа».
После титров
Второй открытый патриотический кинофестиваль стал настоящим культурным событием для жителей Новороссийска и всего Краснодарского края.
В фестивальные дни самых маленьких горожан собирала детская киношкола «В гостях у Союзмультфильма», которую вели заслуженный деятель искусств РФ композитор Григорий Гладков (автор музыки популярных мультфильмов «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Коробка с карандашами» и др.) и народный артист РФ Юрий Чернов. Работали анимационная школа «Анима-Кино» в Морском культурном центре и образовательный форум «Кинотворец».
Культурная программа кинофестиваля объединила спектакль по рассказам А.П. Чехова «Как вы изволите поживать?» с участием Оксаны Сташенко, Эдуарда Флёрова, Полины Райкиной, Максима Колосова, моноконцерт Алёны Биккуловой «Анна Герман. Гори, гори, моя звезда…», творческий вечер Натальи Варлей и другие прекрасные моменты.
Участники кинофестиваля «Малая земля» провели творческие встречи с жителями посёлка Гайдук, станицы Натухаевская и жёнами военнослужащих Новороссийска.
Вместе с тем конкурсные ленты фестиваля подняли много общественно-политических вопросов и натолкнули на некоторые размышления. К примеру, документальный фильм Юлии Клименко «Билет на войну» построен следующим образом: кинорежиссёр Али Хамраев едет поездом в Вязьму, чтобы установить памятник на месте гибели отца, следы которого он искал всю свою жизнь.
В другом поезде путешествуют писатель Андрей Геласимов и студенты Литературного института, рассуждая о трагических и героических составляющих войны. Размышляя над вопросом, вышли бы они из этого поезда, если бы он шёл на войну, или поехали бы дальше, студенты делают вывод: войны не должно быть вообще. При этом в своём пацифизме они ссылаются на печально известную писательницу Светлану Алексиевич, которая за свою антисоветскую пропаганду получила от Запада Нобелевскую премию по литературе. «Я жила в стране, где нас с детства учили умирать. Учили смерти. Нам говорили, что человек существует, чтобы отдать себя, чтобы сгореть, чтобы пожертвовать собой. Учили любить человека с ружьём», — заявила Алексиевич в своей Нобелевской лекции. И то, что современная молодёжь обращает внимание на её «творчество», ещё раз подтверждает строки советского поэта Василия Фёдорова: «Сердца, не занятые нами, не мешкая займёт их враг». Приз Второго открытого патриотического кинофестиваля «Малая земля» так и назывался — «Пламенное сердце». Для придания награде объёма и формы потребовалось 815 ударов молотом — именно столько советских воинов пропали без вести при обороне Малой земли.
Второй открытый патриотический кинофестиваль в Новороссийске заставил по-новому оценить известное ленинское изречение: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Лучшие документальные конкурсные фильмы — «Испанская кровь» и «Трамвай идёт на фронт» — построены на советской кинохронике. А первый нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский, вспоминая свою беседу с В.И. Лениным о кино, писал: «Владимир Ильич сказал мне, что производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность, надо начинать с хроники».
Сто лет назад, в 1922 году, В.И. Ленин посвятил «важнейшему из искусств» специальное письмо — «Директивы по киноделу». И мы, современные коммунисты, должны помнить ленинский призыв «продвинуть здоровое кино в массы в городе, а ещё более того в деревне».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.