С февраля в России начинает действовать «временное бюджетное правило», согласно которому все дополнительные доходы государства (полученные из-за превышения ценой на нефть уровня в 40 долларов за баррель) будут тратиться на покупку Центробанком валюты на внутреннем валютном рынке. Одно из неизбежных последствий такой политики – девальвация рубля примерно на 10%. Полезна ли такая финансовая политика для страны? Ситуацию комментирует член Президиума, секретарь ЦК КПРФ Ю. В. Афонин.
Экономикой рулит монетаризм, в котором возродились древние суеверия
В старые времена в западноевропейской медицине бытовало мнение о чудесной целительной силе кровопусканий. По-настоящему лечить болезни доктора почти не умели. Зато практически при любом недомогании эскулап тянулся к венам больного, чтобы «отворить кровь». Естественно, что при интенсивном «лечении» такого рода пациент мог и концы отдать.
По мере развития науки, стало ясно, что польза от кровопусканий довольно сомнительна, а вред очевиден, поэтому в медицине от них практически отказались. Однако это древнее суеверие удивительным образом возродилось во второй половине 20 века в экономическом учении монетаристов. Важнейший его постулат сводится к тому, что кровопускания (финансовые) очень полезны любой стране. То есть, нужно стремиться изымать деньги из экономики, чтобы не допустить инфляции. Ведь минимизация инфляции провозглашается в монетаризме практически религиозной ценностью. Ради этой «великой цели» можно пойти на все: практически не финансировать развитие промышленности и сельского хозяйства, вызывая их упадок, закрывать школы и больницы, не индексировать пенсии пенсионерам и так далее.
Монетаристы определяют финансово-экономическую политику России с начала 90-х годов. Что из этого вышло, мы хорошо знаем. Когда в 2000-е годы начали быстро расти цены на нефть, министры-монетаристы добились, чтобы дополнительные доходы страны не вкладывались в экономику, а направлялись в Стабилизационный фонд (затем – в Резервный фонд). Результаты опять-таки хорошо известны. Эти фонды оказались совершенно бессильны спасти Россию от тяжелого кризиса в 2008-2009 годах. И нынешний, еще более тяжелый кризис они также не предотвратили.
Какие «сверхдоходы», если бюджет нищенский?
Впрочем, одно дело, когда монетаристы загоняли деньги страны в различные кубышки при цене нефти 100-120 долларов за баррель. Но совсем уже дико выглядит продолжение той же политики при вдвое меньших ценах на углеводородное сырье!
Нынешний бюджет сверстан, исходя из цены на нефть в 40 долларов за баррель. Если цена превышает этот уровень (как сейчас, когда она держится в районе 55 долларов за баррель), все дополнительные доходы российского государства объявляются «сверхдоходами» (как дико звучит это слово сейчас, когда в стране недофинансируется практически все!) и не идут на финансирование бюджетных расходов.
Объявлено, что с февраля 2017 года Центробанк по поручению Минфина будет конвертировать в валюту все дополнительные нефтегазовые доходы, полученные государством из-за превышения цены на нефть уровня в 40 долларов за баррель. Проще говоря, эти дополнительные рублевые доходы государства Центробанк будет тратить на скупку долларов на валютном рынке страны. Фактически в России образуется еще один резервный фонд, в котором будет накапливаться эта валюта.
Естественно, что скупка Центробанком долларов на валютном рынке приведет к росту курса доллара и падению рубля. 31 января СМИ опубликовали расчеты Минфина, указывающие, что при нынешней цене на нефть проведение такой политики приведет к падению курса рубля до уровня 65 рублей за доллар. Только при таком курсе Минфин надеется сбалансировать бюджет страны 2017 года.
Монетаристы гарантируют стагнацию и обнищание населения
Запланированное падение курса национальной валюты – это очередной удар по уровню жизни россиян. Ведь в России импортными являются около 40% продовольствия, около 70% промтоваров и лекарств. Все это подорожает в ответ на падение рубля. Подорожает и часть российских товаров, так как их производство зависит от импортных комплектующих.
Теоретически некоторое ослабление рубля могло бы способствовать росту экономики за счет увеличения конкурентоспособности отечественной продукции на фоне дорожающей импортной. Однако последних 20 лет показывает, что сама по себе девальвация национальной валюты является для этого совершенно недостаточной. Ведь девальвация рубля 2008-2009 годов и почти двойная девальвация 2014-2015 годов привели ни к росту, а к упадку экономики. Обратить девальвацию рубля в быстрый экономический рост смогло в 1998-1999 годах только правительство Евгения Примакова, экономический блок которого возглавлял коммунист Юрий Маслюков. Но оно предприняло для этого целый комплекс мер. А под управлением монетаристов девальвация означает только обнищание населения и никакого роста!
Когда принимался законопроект о бюджете страны на 2017 год, лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов в ряде своих выступлений с парламентской трибуны дал глубокую характеристику этому бюджету. Он показал, что этот бюджет совершенно не отвечает интересам страны. Он не способен обеспечить ее развитие. Президент России в своем последнем послании Федеральному Собранию поставил задачу к 2019 году выйти на темпы экономического роста выше среднемировых. Но разработанный министрами-монетаристами бюджет совершенно не отвечает этой задаче. Механизмов роста в нем просто нет. Это бюджет стагнации. Это бюджет сохранения зависимости страны. Потому что никакого широкого импортозамещения в его рамках провести просто невозможно. Это бюджет, консервирующий нашу технологическую, финансовую, продовольственную и прочую зависимость. Кроме того, из-за сокращения расходов федерального бюджета на образования и здравоохранение, под угрозой оказываются базовые социальные права каждого человека, живущего в России.
Что нужно делать с дополнительными доходами бюджета?
Казалось бы, рост цены на нефть в последние месяцы позволяет улучшить параметры государственного бюджета. Дополнительные доходы надо направить на поддержку промышленности и сельского хозяйства, что достаточно быстро – с лагом всего в несколько месяцев – отзовется экономическим ростом, а, значит, и ростом налоговых поступления в бюджет. Именно это сделало правительство Примакова-Маслюкова. Нужно увеличить и социальную поддержку населения, что вызовет рост платежеспособного спроса и послужит дополнительным стимулом экономического роста. Но политика министров-монетаристов остается прежней – изъять «лишние» деньги из бюджета и сложить их в очередную кубышку.
Мы объясняли и будем объяснять, что с такой политикой России никогда не перестать быть сырьевым придатком. Что при монетаристском подходе нашу экономику так и будет лихорадить от любого скачка сырьевых цен на мировых биржах. Для обеспечения достойного будущего страны в 21 веке требуется полная смена социально-экономического курса. Но последние решения финансово-экономического блока правительства демонстрируют его приверженность старым монетаристским схемам, исключающим развитие страны. Что делает формирование правительства народного доверия все более актуальной задачей.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.