Зодчий, который изменил облик Минска

Зодчий, который изменил облик Минска

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — БЕЛТА

Десятки уникальных зданий формируют неповторимый образ белорусской столицы — такой, какой мы её любим. Во многом это заслуга Олега Воробьёва.

В нынешнем году заслуженный архитектор Республики Беларусь, академик Международной академии архитектуры отпраздновал бы своё 75-летие и 50-летие творческой деятельности. За эти полвека зодчий оставил многочисленные работы, каждая из которых становилась новой вершиной его творчества и украшением Минска, Солигорска и других городов Белоруссии. Увы, год назад Олега Арсеньевича Воробьёва не стало. Но благодарные жители не забывают мастера, высоко оценивают его труд, знают все созданные им уникальные объекты.

Если вы начнёте составлять свой личный список самых красивых, впечатляющих, оригинальных современных зданий белорусской столицы, то в нём обязательно несколько позиций займут проекты О. Воробьёва. Он одним из первых начал преображать город, придавая его облику черты ХХI века. Даже несмотря на то, что ряд знаковых проектов появился задолго до миллениума.

Например, здание Белвнешэкономбанка на улице Заславской построено в 1988-м, почти 35 лет назад. Оно получило высшую архитектурную премию тех времён — медаль Союза архитекторов СССР в номинации «Лучшая постройка», а также было отмечено иностранными экспертами.

Первый образец постсоветской архитектуры в белорусской столице тоже связан с именем Воробьёва. Речь идёт о Минском международном образовательном центре им. Йоганнеса Рау. Вдохновлённые творчеством Казимира Малевича, Олег Воробьёв и немец Рихард Пиршке создали архитектурный ансамбль в стиле кубизма, которым прославился зодчий.

Впрочем, здания, построенные архитектором, украшают не только Минск — они есть во многих городах Белоруссии. Особняком стоит Солигорск: в нём Олег Воробьёв начинал свою творческую карьеру. Сегодня его творения — административное 21-этажное здание «Беларуськалия» и Дворец пионеров — знаковые для этого города.

В 1991 году архитектор создал собственную проектную творческую мастерскую, которая позже превратилась в архитектурное бюро Varabyeu Partners — международную архитектурно-дизайнерскую компанию. Именно она воплотила в жизнь великолепный комплекс Falcon на проспекте Победителей, здание «Белоруснефти» на улице Лещинского. По проекту Воробьёва реконструирована Минская фабрика-кухня, которой вернули первоначальный вид 1930-х годов. Это — объект историко-культурного наследия.

Но, пожалуй, наиболее ярким образцом современной архитектуры в Минске является спроектированное под руководством Олега Арсеньевича здание Белорусской калийной компании, в котором сейчас размещается офис Банка развития.

«Гармоничное решение, основанное на графическом воплощении кристалла калия, может удивить и профессиональных архитекторов, и тех, кто далёк от этой сферы. Общая идея здания — максимум цвета, света и стекла. Сплошное остекление фасадов стирает границы между интерьерами и окружающей средой, ломаные линии и острые углы обеспечивают отражение и преломление солнечных лучей, трансформирующихся в неповторимый мерцающий узор. В плане здание имеет 2 крыла, объединённых в общую композицию. Она же в свою очередь — функциональный символ компании, для которой проектировали здание», — так описывал авторскую идею Олег Воробьёв в одном из интервью.

Наследие Олега Воробьёва — более 75 реализованных проектов. Но мастер работал не в одиночку: его поддержкой и опорой всегда была семья. Жена Алла шла с ним руку об руку свыше 40 лет. Дети — Арсений и Ольга — свыше 15 лет назад стали партнёрами. Вместе они реализовывали известные всем проекты. И сейчас успешно продолжают дело отца, создавая завтрашний день архитектуры.

При жизни знаменитый мастер дал массу интервью, в которых часто рассказывал о своём видении творчества, роли архитектуры в жизни страны. Благодаря им можно сформулировать основные принципы, которым следовал Олег Воробьёв на творческом пути. Вот несколько из них:

В архитектуре не бывает мелочей. l В историческом центре можно строить только те здания, которые с первого взгляда будут восхищать. l Главное в архитектуре — это идея, которая придаёт зданию уникальность и неповторимость… В композиции должно быть столько элементов, сколько не помешает человеку смотреть на них, не уставая. l Моё кредо — сдержанная гармония. l Главный постулат в архитектуре — это «не навреди». Новые объекты должны не уничтожать прошлое, а выгодно его подчёркивать, делая внешний облик города более современным.

«Вершины в архитектуре нет. Есть только путь к вершине, который является высшей целью архитектора, источником недовольства собой и удовлетворения одновременно», — всегда повторял Олег Воробьёв. Память о нём сохраняется в тех поистине шедеврах, которые он оставил на пути к своей вершине.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *