Фракция КПРФ в Государственной думе провела 24 ноября парламентские слушания на тему «Правовые основы регулирования процессов замещения импорта и структурных преобразований экономики России в условиях экономических, политических и финансовых санкций». Обсудить эти важнейшие вопросы в жизни страны вместе с депутатами в Малом зале Госдумы собрались члены Совета Федерации, руководители министерств, ведомств и крупных предприятий, главы областей и районов, учёные, представители общественных организаций.
Из выступлений участников
Стране — новый курс!
Геннадий ЗЮГАНОВ, Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме:
— Обнищание и старение — это две главные проблемы, которые острее всего затронули нашу державу. В России сегодня проживают примерно 150 млн человек. Мы получили в этом году больше 150 млн тонн зерна. Страна, которая имеет по тонне хлеба и по тонне нефти на человека, считается абсолютно богатой и успешной. Тем не менее, если вы посмотрите на ценники практически во всех магазинах, то увидите, что цены на хлеб растут. Это свидетельствует об отсутствии реальной ответственности исполнительной власти, форм регулирования ценообразования, хотя мы много раз вносили закон о регулировании цен на товары первой необходимости и медикаменты. Тем не менее это решение так и не принято. Хотя вообще-то совершенно ненормально в вымирающей стране поднимать цены на хлеб в условиях системного кризиса и крайней важности социальной сплочённости и солидарности.
Мы в этом году отмечаем 100-летие образования СССР. Это было уникальное государство, которое возникло на обломках Российской империи, сгоревшей в Первой мировой войне. Но на основе солидарности, сплочённости, гуманизма и дружбы народов родилось не просто государство, родилась новая система управления, которая позволила преодолеть отставание от ведущих стран. Мы от американцев тогда отставали в среднем по продолжительности жизни на семнадцать лет. Но всего за пятьдесят лет мы их перегнали. Перегнали по продолжительности жизни, а это главный показатель её качества, и Америку, и Францию, и Финляндию, и в 1991 году уверенно смотрели в будущее.
Но в связи с тем, что нас вмонтировали в систему, которая предусматривала разрушение отечественной экономики, и мы должны были обслуживать нефтегазовую трубу, лесоповал и карьер, мы и получили тот результат, который имеем сегодня, — отстаём уже на пятнадцать лет от тех стран, которые тогда обогнали. И для нас принципиально важно понять причину, почему это произошло. Если даже в этом году, имея такой урожай, прут цены на хлеб, а ведь из него изготавливается двести пятьдесят видов продовольственных товаров, то это значит, что система работает абсолютно неэффективно.
Я считаю, что та команда, которая готовила эти слушания, ответила на многие вопросы. Хочу, чтобы вы отнеслись к этим слушаниям как к главному событию уходящего года. Ибо, не решив проблему развития реального производства, мы не решим ни одной другой проблемы.
Мы внесли бюджет развития в 40—45 трлн рублей, подготовив ещё и двенадцать законов, которые его бы обеспечивали. Определили порядок реализации и приоритеты и под них подготовили двадцать одну отраслевую программу. Мы апробировали это на народных предприятиях, которые в нынешних условиях работают лучше всех остальных. В том же подмосковном совхозе имени Ленина средняя зарплата за сто тысяч рублей, есть полный социальный пакет, все старики получают поддержку, есть школа с лучшими советскими программами и профориентацией, которая готовит настоящих граждан, патриотов нашей страны. И тем не менее продолжаем отбивать это хозяйство от очередных рейдеров-уголовников, которые переоделись в судебные мантии и в прокурорские мундиры.
С большой обеспокоенностью говорю об этом в связи с тем, что та война, которую нам объявили, требует срочного решения насущных задач. Первая из них — это максимальная мобилизация ресурсов. Но при такой политике правительства это невозможно. Вчера в Госдуме отчитывался министр здравоохранения. За семь лет на нужды здравоохранения выделялось от 3 до 4% расходной части бюджета… Страна продолжает по-прежнему вымирать ударными темпами. В этом году мы потеряем ещё один миллион сограждан, а за предыдущий потеряли почти три.
Так что нам нужен новый курс, новая политика и реальное импортозамещение!
Для реализации всё готово
Владимир КАШИН, председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам (фракция КПРФ):
— С начала либеральных реформ КПРФ стояла на страже сохранения всего того доброго, что мы имели в советский период. А имели мы многое, начиная с бесплатного образования и здравоохранения, заканчивая уникальной системой организации органов власти, в которой выделялись, к примеру, Министерство мясо-молочной промышленности, Министерство станкостроения или Министерство лесного хозяйства и так далее.
Очень много делалось в Советском Союзе для того, чтобы наша Родина была мировым лидером, в том числе по самым сложным и наукоёмким направлениям. Ведь нашими станками мы оснащали производства Германии!
Разрушительные 1990 годы завели страну в тупик. Последствия разорения колхозов и совхозов, оптимизации министерств, платности образования и здравоохранения мы пожинаем по сей день. В результате богатейшая страна стала серьёзно зависимой.
В 2013 году мы производили всего 60 млн тонн зернобобовых культур, завозили широкий перечень продовольствия на 45—50 млрд долларов только для того, чтобы пропитаться. Был уничтожен наш птицепром, вырезан крупнорогатый скот.
Надо отдать должное президенту России, который в 2014 году серьёзно обеспокоился этим вопросом. Именно тогда экономическая обстановка начала осложняться, в связи с чем и были изданы несколько постановлений, которые заложили основы импортозамещения в промышленности и в сельском хозяйстве.
Благодаря топливно-энергетическому комплексу всё в стране сегодня движется, всё обогревается. Мы вышли на 700 млрд кубометров по добыче газа и до 520 млн тонн нефти. Наша держава сегодня по газу и нефти является одной из ведущих стран!
Вместе с тем мы чётко должны сказать, что в геологоразведке у нас большая зависимость от иностранцев. Лишь в бурении мы сохранили свой собственный ресурс, с долей импорта до 15%.
Ни в какое сравнение с этими результатами не идёт состояние нашей энергосистемы с уничтоженной единой энергосетью. От её функционирования сегодня основную выгоду получают олигархи, покупая киловатт-час за 2,5 рубля, при том что крестьяне вынуждены платить по 8 рублей.
Россия имеет уникальный речной сток в 4300 кубокилометров в год, и это 10% мирового речного стока. А ведь на Лондонской бирже бочка питьевой воды стоит на одном уровне с бензином.
Россия — лесная держава с запасом древесины более 82 млрд кубов, из которых 42 млрд — эксплуатационный запас и почти миллиард кубов ежегодный прирост. Добываем при этом 220 млн… Если бы у нас была соответствующая техника и переработка, если бы не уничтожены были профильные министерства, лесхозы, то сегодня лесной комплекс приносил бы государству огромную прибыль. У нас всего около 20% своей техники, а всё передовое, что работает сегодня в лесу, — импортное. Негоже, чтобы в лесной державе отсутствовал свой технический комплекс по рубке и обработке древесины.
По данным ЮНЕСКО, через 25 лет мир не сможет увеличивать производство продовольствия за счёт вовлечения в севооборот новых земель. Их к той поре уже не останется. У нас же есть резерв увеличения пашни. Нам предстоит возвратить в севооборот порядка 36 млн га земель. Первый этап, 13,5 млн га, мы должны завершить
уже к 2030 году. При том все 383 млн га земель сельскохозяйственного назначения должны быть неприкосновенны, в особенности пашня. Эти богатства бесценны! На этом сегодня твёрдо стоит наша продовольственная безопасность и независимость.
Специальное постановление по поручению президента было принято в 2014 году, и по промышленности, и по сельскому хозяйству. В результате в текущем году был собран выдающийся урожай — 155 млн тонн зерновых и зернобобовых культур. И по многим другим видам сельскохозяйственной продукции мы также достигли и даже перевыполнили показатели доктрины продовольственной безопасности, в том числе по растительному маслу, сахару и т.д.
Но есть и проблема — это молоко. Вырезали скот, и наше население стало потреблять в среднем на каждого на 91 кг молочных продуктов в год меньше научно обоснованной нормы. А ведь Советский Союз был одним из лидеров по уровню потребления молока населением. Теперь же мы здесь имеем большую зависимость от импорта. Поэтому нужна государственная программа возрождения молочного животноводства. Мы поставим задачу удвоения дойного стада и, соответственно, всего, что касается общественного производства, ведения личного подсобного хозяйства, кооперации и т.д.
Всё, что связано с импортозамещением плодов, ягод, овощей, картофеля, я здесь не вижу напряжённой ситуации. В ближайшие три-четыре года, я убеждён, мы эту задачу, решим.
По семенам кукурузы, сахарной свёклы, подсолнечника есть определённая зависимость. Но опять же, если взять кукурузу, то в том же Ставропольском крае есть завод, производящий 1 млн 200 тыс. посевных единиц. Это, по существу, закрывает всю нашу потребность по семенам кукурузы. Я спрашиваю: а куда вы эти семена деваете? Отвечают: мы всё отдаём в транснациональные корпорации. Получается, что земля наша, люди наши, а завод их. Ну, извините, давайте сначала обеспечим себя, а потом уж транснациональные корпорации, которые накручивают цену в несколько раз и нам же продают.
По вопросу пищевого производства должен отметить, что когда у нас было соответствующее министерство, то очень многое делалось. Сегодня же зависимость большая.
Мы стали в 4,5 раза меньше производить самолётов, почти в 4 раза меньше вертолётов, тракторов и комбайнов — соответственно в 30 и 20 раз меньше! Вот и получается, что на 47 млн га уборочных площадей у нас всего 53 тыс. комбайнов. Так и убираем урожай по полтора месяца с большими потерями. Это, конечно, недопустимо. Даже в Белоруссии три комбайна на один гектар, не говоря уже о Германии и Франции…
Но самый большой провал по импортозамещению — в вопросах станкостроения, сельхозмашиностроения и в медицине.
Я ещё раз хочу сказать: нам нужны не только качественные комбайны, нужна локализация и своя широкая линейка моделей техники, чтобы не меньше 20 тыс. тракторов и 12—14 тыс. комбайнов в год закупали наши сельхозтоваропроизводители. Только так получится эффективно решить эту большую проблему.
Импортная составляющая в нашем товарообороте выглядит следующим образом: в продукции лёгкой промышленности — это больше 45%, а в электронике — все 80%!
По многим позициям мы находимся в первой пятёрке — это минеральные удобрения, пшеница, мясо птицы, рыба, продукция нашего металлургического комплекса. Но вот там, где Россия занимает места ниже 15-го, надо принимать соответствующие меры, особенно по тем направлениям, по которым у нас имеется богатая сырьевая база.
Нам необходимо воплотить в жизнь нашу программу и бюджет развития, предложенные КПРФ. Для этого надо осуществить те ключевые подходы, которые являются главными. Их 20, начиная от плана, мобилизационной экономики, всего, что связано с вливаниями в национальную экономику, и перехода на ту модель, которая позволяет выживать и развиваться всей социально-экономической сфере, в центре которой стоит человек, и ради человека решаются все эти вопросы.
Эффективно реализовать эту программу получится на основе бюджета развития. Его доходная часть — от 40 трлн рублей уже в 2023 году с дальнейшим системным ростом за счёт имеющихся резервов. В них входят ликвидация теневой экономики, деофшоризация, введение прогрессивного подоходного налога, введение государственной монополии на алкоголь и табак и т.д. Все законопроекты, призванные задействовать эти резервы, нами подготовлены.
Мы убеждены, что только его величество план, его величество человек труда, и не только рабочий и колхозник, но и учёный, врач и воин, если они, а не олигархия, будут действительно находиться в центре внимания государства, то у нас всё получится.
Жизнь и здоровье — главное!
Ирина ФИЛАТОВА, член комитета Госдумы по защите конкуренции (фракция КПРФ):
— Расскажу о ситуации, которая сложилась в фармацевтической отрасли. В 2019 году в структуре российского рынка лекарственных средств препараты-дженерики занимали 85,5% в натуральном выражении. Доля импортных лекарств — 70% процентов в стоимостном выражении. В 2020 году в структуре госзакупок отечественные препараты занимали 34,6%, а две трети — это импорт. Доля иностранных лекарств в России в 2021 году — 55% в стоимостном выражении, а доля российских оригинальных препаратов — 11%. То есть отечественные компании предпочитают заниматься выпуском дженериков, воспроизведённых препаратов, они не требуют значительных затрат на исследования и разработки.
Можно честно признать, что россияне и вся отрасль здравоохранения находятся в критической зависимости от высокотехнологичных и орфанных препаратов.
Сейчас в связи с санкциями все российские производители заявляют о сбоях с поступлением субстанций, вспомогательных веществ, первичной упаковки, о разорванных логистических цепочках, об отказе от сотрудничества иностранных поставщиков.
Около 85% субстанций для производства лекарственных препаратов на территории России не производятся, после чего сложно говорить о производстве в стране лекарств замкнутого цикла.
Ситуация в области медицинских изделий, медоборудования не лучше. Приведу один пример: 80% расходных материалов для реанимации — иностранного производства. Частично, конечно, удаётся находить альтернативных поставщиков, но большинство их осталось всё-таки на Западе, и их продукция защищена патентным правом и эксклюзивными контрактами. Импортёры сейчас отказываются от поставок и обслуживания.
К 2021 году доля отечественной продукции по многим другим позициям оказалась также критически мала. Например, режущих инструментов — 11%, эндопротезов крупных суставов — 5, магнитно-резонансных томографов — 0%.
Требуется системная перенастройка сферы отечественной фармацевтики с локализацией производства полного цикла ключевых препаратов на территории России. Необходима оптимизация нормативной базы, полная перенастройка госзаказа, регулирование интеллектуальной собственности, льготное налогообложение для разработчиков и исследовательских центров. Нужно обеспечить подготовку кадров и прекратить их отток из страны.
А с финансированием науки в этой сфере ситуация, прямо скажем, патовая.
Основным источником софинансирования проекта по разработке лекарственных средств и медицинских изделий является государственная программа «Фарма-2020». Объём финансирования в 2022 году был определён в размере 4,8 млрд рублей, в 2024-м — 254 млн. То есть запланировано сокращение в 18,9 раза. Уточню, что на 2024 год затрат на поддержку фармацевтики не запланировано, те 254 млн — это орграсходы… Для сравнения: в 2019 году расходы на научно-исследовательские работы в сфере фармацевтики в России были в 19 раз ниже, чем в США, и в четыре раза меньше, чем в Индии. Разрыв колоссальный!
На сайте Федерального казначейства есть отчёт Счётной палаты об исполнении программы «Фарма-2020». Так вот, в период с 2016 по 2020 год на неё было запланировано 60,5 млрд рублей. Фактически же израсходовано только 36 млрд. После этого можно прямо говорить об отсутствии системной поддержки развития отечественной фармацевтической промышленности, которая должна стать драйвером российской экономики. Финансовый и экономический интерес здесь не главное. Главное — жизнь и здоровье людей!
Критическая зависимость фармацевтической отрасли от импорта должна быть преодолена. Для этого мы должны, просто обязаны использовать опыт как СССР, так и других ведущих государств. Программа и бюджет развития, разработанные КПРФ, как раз и предлагают такие взвешенные меры для возрождения отечественного производства.
Без господдержки не обойтись
Виктор ГУБАРЕВ, руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Республики Саха (Якутия):
— В 1990-е годы в результате перестройки существенно пострадали Север и Арктика, в Якутии закрывались добывающие предприятия и рабочие посёлки, транспортные организации, отсюда выехало более 300 тысяч человек. Уровень жизни северян: реальные доходы значительно сократились, что привело к потере привлекательности и стимулов для работы и жизни на Крайнем Севере.
Принятые государственные решения по социально-экономическому развитию арктических территорий меняют ситуацию, но, к сожалению, темпы их реализации пока недостаточны. Десятки лет добивались того, чтобы был разработан федеральный закон по северному завозу. И только сейчас его проект поступает в Госдуму.
Необходимы дотации для снижения тарифов по авиаперевозкам внутри республики. Сегодня они для многих людей составляют половину, а порой и полную месячную зарплату, которую нужно отдать за билет, чтобы попасть с какого-нибудь арктического участка в Якутск.
Половина нашего регионального валового продукта производится в добывающей промышленности. Сейчас у предприятий горнодобывающей отрасли большая потребность в запасных частях, комплектующих, расходных материалах и импортной горной технике.
В последние годы с наращиванием объёмов импортозамещения перспективы развития крупнейшего субъекта Российской Федерации связаны с реализацией больших инвестиционных проектов. Наращивание добычи угля открыло огромный потенциал для его поставок на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Для ускоренного развития республики необходимо развивать её экспортно ориентированные отрасли экономики. Прежде всего, это строительство проходящего через территорию Якутии круглогодичного транспортного коридора, связывающего Восточную Сибирь с Магаданской областью и ведущего к портам Охотского моря. Ключевым проектом при создании этого коридора является строительство моста через реку Лена в районе Якутска, для чего необходимо софинансирование за счёт средств федерального бюджета в размере не менее 50% общего объёма инвестиций.
В зоне железной дороги Нижний Бестях (Якутия) — Магадан в арктической зоне имеется более 140 месторождений золота, серебра, цинка, олова и других полезных ископаемых, оценённых более чем в 5 трлн рублей. Это стратегические запасы России.
Предлагается поддержать поправки в Налоговый кодекс об установлении на десятилетний период с января 2023 года инвестиционного налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче олова на территории Дальнего Востока. При освоении крупнейшего в стране золоторудного месторождения Кючус потребуются значительные речные перевозки. Для этого нужно провести большой объём дноуглубительных работ. Если в советское время и в 1990-е годы работало до 40 земснарядов, то сейчас всего лишь 13.
Сегодня большинство предприятий золотодобывающей отрасли столкнулись с проблемой реализации золота, значительным снижением цены на этот металл, вследствие чего у золотодобывающих предприятий возникает недостаток оборотных средств. Считаем необходимым установить здесь государственный заказ и меры стимулирования и поддержки. Спасти отрасль, в которой занят миллион человек, может только государство.
Введённые санкции оказали влияние на энергобезопасность нашей республики. Для обеспечения надёжного энергоснабжения необходима государственная поддержка мер по замещению импортного генерирующего оборудования предприятий электроэнергетики Дальнего Востока.
Основой суверенитета страны является и её продовольственная безопасность. Сейчас же для России в связи с санкциями доступ во Всемирное семенохранилище на Шпицбергене в Норвегии закрыт. Нужно в законодательном порядке решить вопрос о строительстве у нас в стране резервного криохранилища семян растений в толще многолетних мёрзлых пород. Это предложение звучало не раз, но пока решение не принимается.
Действовать, расставив приоритеты
Андрей КЛЫЧКОВ, губернатор Орловской области:
— В нашем регионе социально-экономическое развитие обуславливается успехами реального сектора экономики. За последние годы нам удалось существенно нарастить объём валового регионального продукта в целом — свыше 30% за пятилетку. Индекс промышленного производства начиная с 2018 года также с положительной динамикой, при этом объём отгруженных товаров вырос в 1,7 раза. Более чем в два раза за эти годы увеличен объём производства в агропромышленном комплексе, где мы выполняем все поставленные задачи по импортозамещению.
Наша область небольшая, живёт в ней чуть более 700 тыс. человек, но, исходя из установленных норм потребления, у нас производится: сахара на 37 млн человек, растительного масла на 12 млн человек, крупы на 4 млн, муки на 2 млн человек и сыров более чем на 1,5 млн человек.
Сейчас во многих регионах, в том числе и в Орловской области, из-за неблагоприятных погодных условий увеличиваются риски утраты финансовой устойчивости сельхозпроизводителей. В связи с этим считаем, что для них необходима максимальная пролонгация льготных кредитов с сохранением льготной процентной ставки. Также считаем, что нужна активизация развития семеноводства и селекционно-генетических центров в животноводстве. Орловская область обеспечивает себя за счёт того, что мы в последние два года открыли два семеноводческих центра. У нас работают два федеральных института, которые занимаются растениеводством и семеноводством. Вместе с тем не решены вопросы по обеспечению семенами овощей закрытого грунта, по бахчевым культурам, сахарной свёкле, масличным культурам.
В целях поддержки элитного семеноводства необходимы изменения в государственной программе «Развитие сельского хозяйства», предусматривающей предоставление субсидий, в том числе на приобретение семян, произведённых в рамках федеральной научно-технической программы.
За последние 5 лет удалось привлечь в область свыше 260 млрд рублей инвестиций. Завершена работа по созданию необходимой правовой базы. Участвуем в ряде пилотных проектов, позволяющих нам в два раза сократить сроки всех инвестиционных процедур. Считаем это направление приоритетным.
Кроме того, благодаря поддержке Геннадия Андреевича Зюганова и минпромторга нам удалось в 2019 году открыть две преференциальные зоны — это территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особая экономическая зона. ТОСЭР уже в два раза перевыполнила план по количеству инвестпроектов и новым рабочим местам.
Эффективно работает сегодня институт Фонда развития промышленности. Два проекта, которые мы сейчас реализуем при поддержке этого института: первый — по изготовлению на территории области около 50 млн ампул лекарственных препаратов; и второй — по производству телематического оборудования, где на следующий год уже запланирован выпуск продукции.
При этом хотелось бы обратить внимание на стимулирование повышения спроса на продукцию отечественных производителей. И здесь эффективным механизмом может быть расширение программ господдержки приобретения отечественной продукции с высокой стоимостью — это и транспортные средства, и строительные материалы, и технологически сложные изделия.
Необходимо также создать предпосылки для снижения стоимости продукции путём корректировки нагрузки по системообразующим налогам, проработать условия для снижения тарифов для хозяйствующих субъектов, выпускающих инновационную продукцию.
Важным направлением должна стать поддержка научно-технических изысканий и технологического прогнозирования. Сегодня государством уже реализуется ряд программ по субсидированию научных изысканий в отдельных отраслях. Целесообразно их расширить для производств, включённых в федеральный и региональный перечни системообразующих предприятий.
Необходимо также повышать доступность программ модернизации технологического перевооружения предприятий и перейти от модели субсидирования процентных ставок по кредитам к модели целевых беспроцентных займов со стороны государственных институтов развития, хотя бы в наиболее значимых отраслях. Это позволит снизить нагрузку на предприятия, повысить их рентабельность, финансовую устойчивость и сделает возможным выпуск более конкурентоспособной продукции.
Необходима дополнительная поддержка приоритетных отраслей экономики. Здесь большинство налоговых преференций предоставляют сейчас за счёт доходов региональных бюджетов, а их возможности зачастую сильно ограничены. Встаёт вопрос вовлечения в систему налогового стимулирования федеральных ресурсов. Льгота по уплате НДС может стать эффективным инструментом налогового стимулирования импортозамещения. В связи с этим считаем целесообразным рассмотреть вопрос о снижении ставки НДС до уровня 12—10% для определённых видов продукции обрабатывающей отрасли, приоритетных с точки зрения замещения доли импортной продукции, чьё потребление превышает в стране 60%.
И ещё обращу внимание на один аспект. Случилось так, что прошлой весной нам пришлось буквально среди ночи искать кислород и пластификатор для некоторых наших производств. Это один из печальных примеров того, что сегодня система контроля и обеспечения стратегически важных направлений, по сути, отсутствует.
Недавно на совещании с вице-премьером Андреем Белоусовым мы обсуждали необходимость создания открытой системы народно-хозяйственных связей. Считаю, что сегодня решение этой задачи в рамках государственного прогнозирования, планирования позволит нам более оперативно и целевым путём использовать институты поддержки.
Ботинки от своей коровы
Николай АРЕФЬЕВ, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике (фракция КПРФ):
— Сегодня здесь прозвучала цифра: промышленных товаров мы закупаем 75% от потребности, в том числе и самолётов, и вертолётов… продовольствия — 30%, а раньше покупали только бананы, ананасы, финики — то, что у нас не растёт.
Кстати, в Волгоградской и Астраханской областях фермеры вырастили очень много лука, но иностранные торговые фирмы его у них не купили. Тогда они просто выложили лук вдоль дорог. Машины останавливались и загружались. А наша торговля товар не взяла. Вырастили и большой урожай хлеба. А он взял и подорожал на 18%. Это что такое? Это как назвать? Вот в таком ералаше и хаосе мы живём.
С 2015 года наши министерства занимаются импортозамещением, но всё как было, так и осталось, как закупали, так и закупаем. Мы закупаем две трети обуви, одну треть производим сами. Почему? А потому что в стране было 62 обувные фабрики, осталось же 18. Казалось бы, чтобы заместить импорт, надо ещё 40 фабрик. Но не торопитесь их строить, потому что обувные фабрики работают на коже, а кожевенные заводы на две трети у нас уничтожены. Значит, надо строить кожзаводы? И тут спешить не стоит, потому что кожзаводы работают на коже крупного рогатого скота. А у нас его из прежних 58 млн голов осталось только 19 млн. Выходит, что начинать надо с крупного рогатого скота, а уж потом браться за ботинки. И так у нас и в авиации, и в судостроении… Так у нас везде.
Написал кучу писем в правительство с вопросом: почему не делаем свои самолёты? А в ответ: нельзя — и точка. В чём причина-то? В нежелании, в коррупции? «Боингу» и «Эйрбасу» важно, чтобы мы не выпускали своих самолётов, вот они и раскидывали евро и доллары…
Надо выйти из Всемирного банка, МВФ, ВТО. Эти сволочи требуют реформ, которые только в ущерб нашему государству.
Необходимо национализировать нашу финансовую систему. Это же не дело, когда у нас такие процентные ставки, что взять кредиты нельзя. И всё потому, что в нашу финансовую систему влезли иностранцы.
Надо выгнать всех иностранцев, установить государственное регулирование процентов по кредитам, вот тогда каждому фермеру, каждому предприятию деньги будут доступны.
В производстве — никаких рыночных механизмов. В реализации они могут быть, но в производстве должен быть только план.
У нас есть доктрина продовольственной безопасности, но нет доктрин финансовой, промышленной и экономической безопасности. Мы с учёными всё рассчитали, чтобы такая безопасность была. Надо эти цифры поставить перед губернаторами, министрами и президентом как ориентир. Например, в промышленности — это 30% машиностроения в объёме промышленности. Иначе нарушается баланс, и страна идёт к гибели.
Подготовил Александр ЯРОСЛАВЦЕВ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.