В предыдущих статьях мы освятили ряд тем, связанных с 30-летием воссоздания Коммунистической партии Российской Федерации. В то же время даже от исповедующих левые воззрения людей нередко приходится слышать вопрос: «Что же сделала КПРФ за весь период своей деятельности?». Начать с того, что Компартия пока ещё не пришла к власти. Соответственно, в данные момент она не располагает возможностями решать вопрос о выборе пути развития России. Следует также учитывать, что у коммунистов за последние тридцать лет никогда не было конституционного большинства в парламенте, необходимого для проведения в жизнь определённых решений. Впрочем, в условиях отсутствия контроля органов народного представительства за исполнительной властью нет надёжных гарантий смены курса, выполнения решений законодателей даже при наличии в них у лево-патриотических сил подавляющего большинства.
Тем не менее, это вовсе не означает, что КПРФ никогда не пыталась воспользоваться моментом для претворения в жизнь основ своей программы. Всё как раз наоборот. Сперва напомним, что в сентябре 1998 – мае 1999 гг. видный представитель Компартии Российской Федерации Ю.Д. Маслюков занимал должность первого вице-премьера, отвечая за формирование основных направлений экономической политики. Он вместе с премьер-министром Е.М. Примаковым, консультируясь с руководителями производственных объектов, с учёными, с руководителями КПРФ, с профсоюзами, приложил усилия, направленные на воплощение в жизнь основных предложений лево-патриотических сил.
Надо прямо признать, что действия правительства Евгения Примакова и Юрия Маслюкова, а также возглавляемого В.В. Геращенко Центробанка благотворно отразились на положении России. Так, по данным Госкомстата, только за период с октября 1998 года по март 1999 года, рост промышленного производства составил 18%. Уровень промышленного роста оказался превышенным к апрелю предыдущего года на 1,5%.
Зарегистрировано увеличение сбора налогов. Так, в январе 1998 года их удалось собрать в размере 12 млрд. рублей. А год спустя данный показатель увеличился до 17,8 миллиардов.
Наблюдалось снижение темпов инфляции. Так, в сентябре 1998 года её уровень составил 38,4 процента. Однако в октябре инфляция опустилась до 4,5%, в ноябре повысилась до 5,7%. В декабре – до 11,6%. С начала 1999 года уровень инфляции снова стал опускаться (составил 8,4%). В феврале данный показатель достиг 4,1%, в марте – 2,8%, в апреле – 3%, в мае – 2,2%.
Были определённые подвижки в вопросе урегулирования внешней задолженности. Известно, что либералы своими экспериментами опутали Россию долговой паутиной. Так, по данным Центробанка РФ, общий внешний долг России на 1 января 1999 года составлял 188 534 млрд. долларов (для сравнения – 1 января 1998 года соответствующий показатель достигал 182 883 млрд. долларов). Однако на протяжении 1999 года частично удалось сократить масштаб задолженности. В результате 1 января 2000 года размер совокупного внешнего долга России понизился до 178 256 млрд. долларов.
Кроме того, впервые со времён «перестройки» удалось достичь профицита бюджета в размере 2%.
Ни в коем случае не стоит подвергать забвению успехи руководителей регионов «красного пояса», реализующих в отдельно взятых субъектах Российской Федерации альтернативную стратегию социально-экономического развития. Можно приводить целый ряд конкретных примеров. Но мы обратим внимание на достижение политики С.Г. Левченко, занимавшего в 2015 – 2019 гг. должность губернатора Иркутской области.
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что только в 2015 – 2018 гг. валовой региональный продукт увеличился на 7,5%, инвестиции в основной капитал – на 24%, доходы областного бюджета – с 104,4 млрд. рублей до 145,2 млрд. рублей. А согласно данным Аналитического кредитного рейтингового агентства, всего за пять лет валовой региональный продукт вырос на 34,7%, а суммарный ВВП всех регионов России за аналогичный период – только на 17,4%.
В целом, показатели развития Иркутской области за упомянутый период были впечатляющими. Так, только в 2015 – 2018 гг. валовой региональный продукт Иркутской области вырос с 1001,7 млрд. рублей до 1365,2 млрд. рублей, инвестиции в основной капитал – с 206,1 млрд. рублей до 316 млрд. рублей (по данному показателю регион переместился за 2015 – 2018 гг. с 20-ого на 13-ое место в России), производство валовой продукции сельского хозяйства – с 53,6 млрд. рублей до 63 млрд. рублей), доходы областного бюджета – с 104,4 млрд. рублей до 163,3 млрд. рублей. За это же время возрос объём средств, направляемый на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт социальных объектов (с 2,9 млрд. рублей до 8,2. млрд. рублей). Количество введённых объектов социальной сферы выросло с 55 до 138, введённых в действие жилых домов – с 922,6 тыс. кв.м. до 987,5 тыс. кв.м. Среднемесячная номинальная зарплата повысилась с 32 704 рублей до 42 647 рублей. Заработная плата в промышленном секторе выросла на 6,6%, работников социальной сферы – на 19,8%. Увеличился объём средств, направляемый на социальную поддержку населения – с 20,3 млрд. рублей до 24,2 млрд. рублей.
Не меньших результатов удаётся достичь и другим «красным губернаторам». Достаточно вспомнить о деятельности В.А. Стародубцева, занимавшего в 1997 – 2005 гг. должность губернатора Тульской области. Много над ним (и над ГКЧПистами в целом) насмехались. Однако Василий Александрович показал себя далеко не с худшей стороны. Если у кого вызывает сомнения этот тезис, то рекомендуем обратить внимание на оценки его политики, даваемые теми, кто вовсе не принадлежал к левым. В опубликованной в 2005 году в журнале «Форбс» статье «Город мастеров» содержалось изложение беседы журналистов с представителями трудовых коллективов, с руководителями предприятий разных форм собственности. Они рассказывали об экономических достижениях данного субъекта Российской Федерации.
Следует отметить, что в момент ухода В.А. Стародубцева в отставку даже подконтрольные власти федеральные СМИ признавали его позитивный вклад в развитие Тульской области. В этой связи представляется примечательным комментарий корреспондентов тульского подразделения телеканала «Россия», данный в апреле 2005 года: «Сейчас темпы экономического роста в регионе в два раза выше общероссийских показателей. Возрождается промышленность и сельское хозяйство. Заслуги Василия Стародубцева признаны на самом высоком уровне. Свидетельство тому – приветственный адрес полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко, который зачитал его помощник Юрий Пыдин». Подчёркиваем, что даже президентские полпреды давали высокую оценку деятельности представителя Коммунистической партии Российской Федерации в 2005 году – в период обострения напряжённости во взаимоотношениях власти и оппозиции, эскалации давления верхов на лево-патриотические силы, роста чреды провокаций против КПРФ и её тогдашних союзников в лице возглавляемой Д.О. Рогозиным партии «Родина», возглавляемого С.С. Удальцовым Авангарда красной молодёжи (АКМ) и руководимой Э.В. Лимоновым НБП, усиления цементирования информационно-политического пространства, давления на несогласных в целом. Нужно ли после этого ещё что-то добавлять?
Приведённые примеры не оставляют сомнений в конструктивности программы КПРФ, в готовности её представителей воплощать в жизнь полезные для России и для народа меры. Но полностью они будут реализованы только при масштабном изменении модели развития. Большинство соотечественников готово к такому повороту событий.
Обнародованные во второй половине 2010-х – начале 2020-х годов результаты социологических опросов населения действительно свидетельствуют о росте понимания россиян необходимости масштабной смены внутренней модели развития. Начать с того, что в июне 2017 года «Левада-центр» (признан иностранным агентом в Российской Федерации) обнародовал данные, согласно которым И.В. Сталин по уровню популярности среди соотечественников занял первое место — за него высказалось 38% респондентов, опередив действующего президента В.В. Путина и А.С. Пушкина (о симпатии к каждому из них заявило по 34% опрошенных). Примечательно, что это наблюдалось в тот момент, когда «крымский консенсус» 2014 года ещё не оказался полностью исчерпанным. А два года спустя, когда Россия начала ощущать последствия спущенной сверху «пенсионной реформы» и иных неолиберальных рецептов, количество позитивно оценивающих деятельность И.В. Сталина увеличилось до 70%. Соответствующие данные в апреле 2019 года зафиксировали социологи.
Впрочем, дело не исчерпывалось отдачей большинством дани уважения успехам СССР и выдающимся Советским государственным и партийным руководителям. Крепло понимание необходимости взятия на вооружение основ новой модели развития, целесообразности использования опыта бурного развития СССР. Так, по данным признанного иноагентом «Левада-центра», в феврале 2016 года 52% россиян выступали за введение плановой экономики, 26% поддерживали рыночно-капиталистическую систему, а 22% затруднилось ответить на вопрос о действенной модели социально-экономического развития. Одновременно 37% респондентов отдали предпочтение Советской политической системе, 22% — действующей в Российской Федерации, 13% — «демократии» западного образца, 8% — другим моделям политического устройства, а 9% затруднились ответить. Наблюдалось полевение и среди российской молодёжи. Та же социологическая организация в мае 2020 года представила следующие результаты исследования политических настроений подрастающего поколения: около 40% молодых респондентов разделяла коммунистические либо социал-демократические взгляды, около 16% — националистические взгляды, около 12% — либеральные взгляды.
Перечисленные результаты социологических опросов представлены отнюдь не прокоммунистическими службами. Вышеупомянутая организация по своим позициям весьма далека от левых воззрений. Следовательно, никоим образом невозможно утверждать о её стремлении выдать желаемое за действительное. Но может данные структур, признанных на территории России иностранными агентами, не являются достоверными? Может не следует принимать всерьёз все их материалы, касающиеся изучения политических умонастроения соотечественников? Однако лояльные президенту и правительству социологические фонды и объединения фактически представляли по результатам собственного исследования политических предпочтений россиян аналогичную картину.
В самом деле наблюдалось увеличение тех, кто связывает с именем И.В. Сталина прорывные достижения нашей Родины – в том числе среди молодых людей. Согласно обнародованному 20 июля 2017 года результату опроса, проведённого социологическим центром ВЦИОМа, «более половины россиян (62%) согласны с тем мнением, что доски, бюсты, картины, рассказывающие об успехах Сталина, нужно размещать в публичных местах, с другой стороны, 65% граждан против установки знаков, сообщающих о его неудачах и преступлениях». Представители ВЦИОМа подчёркивали, что в наибольшей степени высказывается «за» по данному вопросу именно молодёжь. Так, установку памятников И.В. Сталина, атрибутов его эпохи поддержало 77% молодых людей, в то время как среди людей пожилого возраста за установку Сталинских памятных знаков высказалось 63% респондентов.
Данные далеко не связанных с какой-либо оппозицией социологических организаций тоже фиксировали стремление жителей нашей страны к осуществлению «левого поворота» в социально-экономической политике. В октябре 2017 года ВЦИОМ опубликовал материал, согласно которому 56% россиян выступали за проведение национализации частных предприятий. Главным образом, респонденты считали целесообразным передать государству предприятия нефтегазового комплекса, заводы и фабрики. И лишь 25% опрошенных высказались за приватизацию. В свою очередь, итоги проведённого в апреле 2017 года фондом «Общественное мнение» опроса, дали понять, что 73% молодых россиян выступают за государственную собственность на средства производства, в то время как за частную собственность на крупные предприятия высказалось только 17% молодёжи.
Не меньший интерес представляют результаты масштабного всероссийского опроса населения, проведённого в 2019 году Агентством по культурно-социальным исследованиям общества (АКСИО) (организация связана с возглавляемым председателем Экспериментального творческого центра С.Е. Кургиняном движением «Суть времени»). На вопрос «Если бы можно было выбирать, то с какой властью Вам хотелось бы жить?», 51,3% респондентов заявили, что стремятся жить «как при социализме», 40,6% — «как при социал-демократах», 1,8% — «как при диком капитализме», 0,9% — «как при фашизме», 0,8% — «как при рабовладении», 0,7% — «как при феодализме». Не дало ответа только 4% лиц, принявших участие в опросе.
Словом, идеи левого поворота и Ресоветизации всё больше привлекают умы россиян. Важно лишь сделать шаг, включаясь в борьбу за социализм.
Дмитрий Лавров, кандидат исторических наук
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.