Место, рвущее сердце

Место, рвущее сердце

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Сергей Гришкевич

Из заявления Государственной думы РФ от 22 марта 2023 года

«О геноциде народов Советского Союза Германией и её пособниками в ходе Великой Отечественной войны 1941—1945 годов»

Гражданское население СССР по планам гитлеровской колонизации и германизации «восточного пространства» подлежало массовому уничтожению. Варварское истребление мирных жителей в соответствии с Генеральным планом «Ост» проводилось во всех республиках СССР, подвергшихся нашествию немецко-фашистских захватчиков. В результате их бесчеловечных деяний общее число жертв среди гражданского населения СССР в период оккупации составило 13684692 человека (людей, преднамеренно истреблённых, погибших на принудительных работах в Германии и погибших от преднамеренно жестоких условий оккупационного режима).

Государственная дума, принимая во внимание положения Устава Организации Объединённых Наций от 26 июня 1945 года, Устава и приговора Нюрнбергского трибунала, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года, Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 года, признаёт преступные деяния немецко-фашистских захватчиков и их пособников в отношении мирного населения СССР геноцидом народов Советского Союза.

Страшную судьбу Хатыни в годы Великой Отечественной войны разделили более 10 тысяч белорусских городов и сёл, однако именно Хатынь стала символом жестокости гитлеровских захватчиков, неутихающей скорби и вечной памяти обо всех мирных жителях, ставших жертвами геноцида.

В прошлом году по распоряжению президента А. Лукашенко началась реконструкция мемориального комплекса, завершённая к марту, аккурат к 80-летию трагедии. Первым посетителем обновлённого мемориала и музея стал глава государства А.Г. Лукашенко, который ещё в начале строительства подчеркнул: «Главное — экспозиция. Чтобы люди пришли и у них уже рвало сердце». От этих слов оттолкнулись дизайнеры и архитекторы при создании проекта будущего музея.

Неудивительно, почему именно с осмотра экспозиции президент и начал посещение Хатыни, закончив экскурсию словами: «Это действительно оригинально и неповторимо». Увиденное потрясает неспроста. Каждый экспонат при помощи современных интерактивных технологий максимально подробно и реалистично повествует о страшных событиях военного лихолетья.

«Приходите сюда чаще, приводите с собой детей. Если забудем дорогу в Хатынь — всё повторится», — отметил А. Лукашенко.

«Кто не помнит уроков прошлого, обречён пережить все его тяготы вновь. Это основная мысль, к которой подводит экспозиция. Мы не стремились дублировать столичный музей истории Великой Отечественной войны или другие музеи страны. Наша цель — показать, насколько страшна любая агрессия, какой ужас и разрушения она несёт, как превращает в дым человеческие судьбы. Мы даём посетителям ретроспективу, чтобы они осознали, особенно молодёжь, как важно сохранить историческую память о подвиге советского народа, чтобы мы могли созидать будущее, сохранить суверенитет», — рассказывает директор мемориального комплекса «Хатынь» А. Зельский.

На стене у входа — большой экран с военными кинокадрами. В музее шесть залов, каждый из которых посвящён определённому периоду в истории белорусского народа, крупным военным конфликтам и трагедиям мирного населения. Центральный элемент экспозиции — «кровавый ручей», символизирующий всех жертв агрессии.

Первый зал описывает события с Х по ХХ век. Огромный каменный жернов посередине воплощает колесо истории.

— Беларусь многократно становилась заложницей войн, — поясняет директор. — Так, в ходе Северной войны погиб каждый третий житель страны. Война 1812 года забрала четверть населения. Первая мировая унесла жизни пятой части белорусов. Жертв Гражданской войны вообще никто не считал. Вторая мировая — опять каждый третий…

Сухие цифры статистики, за которыми — миллионы жертв и мужество непокорённого народа. Чтобы подчеркнуть ужасы истории, на полу музейных залов сделано углубление в виде широкой изломанной линии под закалённым стеклом — инсталляция струящейся крови. Усиливает эмоциональное воздействие деревянная арочная дверь. Благодаря подсветке она будто тлеет: за ней заживо горят запертые внутри люди. Сотни тысяч загубленных жизней слились в едином кровавом потоке.

И в этом море войны и смерти островком мира выглядит деревянная колыбель начала прошлого века, в которой — созданный по архивным документам макет Хатыни: центральная улица, вымощенная камнем, сельская церквушка на пригорке и тот самый сарай, в котором 22 марта 1943 года заживо сгорели мирные жители.

Второй зал погружает в атмосферу начала Великой Отечественной войны. Перед глазами — реконструкция покинутой минской квартиры в первые дни войны: разгромленная комната с битой посудой на полу и брошенной одеждой. Из динамиков в стенах доносятся жуткие звуки бомбёжки. На обоях — гигантская фотография зданий, изуродованных взрывами. Добавляет трагизма голографическое изображение маленькой девочки Аллы Марук, оказавшейся в концлагере.

За поворотом в третий зал, раскрывающий тему оккупации, концлагерей, массовых расстрелов и выживания мирного населения в нечеловеческих условиях, — скульптура юной подпольщицы Кимы Кламбоцкой, которая восходит на эшафот из ящиков. Над ней пеньковая петля. Голова приговорённой к смерти гордо поднята. Фигура девушки в полный человеческий рост сделана из полупрозрачного матового материала и напоминает силуэт, случайно высвеченный лучом прожектора в клубах дыма.

В мае 1942 года Кима пыталась подорвать немецкий эшелон, но была схвачена фашистами и после зверских пыток повешена на базарной площади. Это почти всё, что известно о мужественной девушке. Поэтому её образ скорее собирательный. Образ-призрак. Реквием по утраченной юности.

Карательные операции в оккупированной Белоруссии начались летом 1941 года с операции «Припятские болота». В музее собраны уникальные фотоулики, вмонтированные в световые панели. На одной неизвестная девочка-подросток с волосами, перепачканными землёй, копает себе могилу, а вокруг толпятся палачи в ожидании рокового выстрела. Испуганный взгляд, запечатлённый камерой гитлеровского подонка, дошёл до нас через десятилетия и будоражит душу, как и лежащая навзничь малышка, убитая в Минском гетто.

«Кровавый ручей» приводит к небольшой инсталляции — плюшевому медвежонку и автоклаву для кипячения шприцев, напоминающему потомкам, как нацистские изуверы беспощадно выкачивали кровь из беззащитных детей и переливали её своим раненым офицерам.

В центре следующего, чёрного и пугающего зала, посвящённого сож-жённым деревням, — обугленный сруб деревенского колодца, зловещее нутро которого тянет подойти поближе и заглянуть. Оккупанты любили сбрасывать туда детей.

Инсталляции дополняют светодинамические экраны, воссоздающие эффект нахождения в горящем сарае. Со стен взирают молчаливые лики свидетелей карательных операций. О трагедии Хатыни рассказывает голографическое изображение чудом выжившего семилетнего Вити Желобковича, а о роковом дне напоминает обожжённая стена сарая, на которой — карта Белоруссии, где красными угольками тлеют 216 сож-жённых деревень, разделивших судьбу Хатыни.

На стенах пятого зала выбиты названия населённых пунктов, пострадавших от фашистских захватчиков. Колышущиеся на ветру колосья символизируют продолжающуюся жизнь: люди возделывают землю, засевают поля, отстраивают заново судьбы, дома, страну. Но хатынский колокол в центре зала молчит: онемел от ужаса… О сгоревших заживо людях в сарае осталась лишь вечная память.

В последнем зале собраны исторические исследования военной трагедии, отражающие летопись создания мемориального ансамбля «Хатынь». Писатели А. Адамович, Я. Брыль и В. Колесник записали свидетельства выживших. Их голоса звучат из ретропроигрывателя.

Здесь же собраны уникальные экспонаты, обнаруженные в ходе расследования Генпрокуратурой страны уголовного дела о геноциде белорусского народа. Неподдельным ужасом пронизана найденная в одной из могил монтировка, которой фашисты забивали людей по голове до смерти, чтобы не тратить пули.

Музейная экспозиция, созданная всего за три месяца, органично дополняет обновлённый мемориал. Побывать там — святая обязанность каждого.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *