Попытки прорыва таджикской границы подтвердили исходящие из Афганистана угрозы. В составе террористических групп были граждане республики, что ставит вопрос о способности Душанбе адекватно реагировать на вызовы.
С тех пор, как Афганистан погрузился в пучину внутренних конфликтов, вторая половина весны остаётся для него особым периодом. С открытием горных перевалов активизируются вооружённые группировки, обычно сразу заявляющие о себе чередой громких атак. Уровень их интенсивности даёт примерное представление о том, что ждёт страну в последующие месяцы.
Хотя центральному правительству в Кабуле сегодня противостоят сразу несколько сил — от «Исламского государства»* до Фронта национального сопротивления, резкого усиления их деятельности внутри страны пока не отмечено. Зато обостряется ситуация по периметру афганских рубежей, в том числе на протянувшейся более чем на 1300 километров границе с Таджикистаном.
В конце апреля руководство республики сообщило о попытке прорыва боевиков некоей «международной террористической организации». Как отмечалось, вооружённая группа пересекла границу в зоне ответственности погранотряда «Дарвоз» в Ванчском районе Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). В результате антитеррористической операции злоумышленники были уничтожены, на месте столкновения обнаружены автоматы, пистолеты, гранаты, упаковки взрывчатых веществ и т.д.
Спустя всего несколько дней события повторились с ещё большим размахом. На этот раз группа боевиков пробовала на прочность границу южнее, в районе административного центра ГБАО — города Хорог. Согласно официальной версии Душанбе, их целью было провести крупную партию наркотиков, а также оружие и боеприпасы на территорию Таджикистана. Возглавляли отряд выходцы из афганской провинции Бадахшан, а на другой стороне границы их ждали сообщники из числа таджикских граждан. В результате боестолкновения боевики были отброшены, со стороны Таджикистана погиб один человек. По данным ряда источников, это начальник Хорогского городского отдела госкомитета национальной безопасности (структуры, которой подчинены погранвойска) Комрон Раджабекзода. В Душанбе информацию пока не подтвердили.
Хотя в республике по какой-то причине воздерживаются от более подробной информации, некоторые ресурсы говорят о причастности к атакам группировки «Джамаат Ансаруллах»*. Будучи укомплектованная бойцами таджикского происхождения, она помогла «Талибану»* установить контроль над афганским Бадахшаном, но сохранила достаточную самостоятельность. В организации неоднократно заявляли о готовности начать боевые действия против руководства постсоветских государств региона.
Последние события снова ставят вопрос о силах, заинтересованных в дестабилизации. Как неоднократно сообщала «Правда» (например, в номере от 30—31 марта с.г.), ИГ* и некоторые другие экстремистские группировки имеют связи с зарубежными спецслужбами и могут быть использованы для раскачивания ситуации в Центральной Азии. Это нужно Вашингтону и их союзникам для закрепления в регионе, включая возвращение военных баз. Общественное мнение активно готовится к такому сценарию. Газета «Вашингтон пост» со ссылкой на источники в Пентагоне и в американской разведке недавно заявила, что исламисты в Афганистане хотят получить доступ к технологиям создания химического оружия и беспилотных аппаратов для организации терактов по всему миру.
Реализацию подобных планов облегчает политика властей центральноазиатских республик. Питательной средой для экстремизма являются бедность, неравенство, коррупция и другие язвы постсоветского развития. Ярким символом оторванности элит от народа стала недавняя покупка Таджикистаном у Мексики президентского самолёта. Дальнемагистральный «Боинг 787-8» был приобретён в США для бывшего главы этой страны Энрике Пеньи Нето и оборудован шикарным салоном с отдельной ванной и прочими изысками. Новый президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор, придерживающийся левых взглядов, сразу отказался от использования VIP-борта, самолёт был выставлен на продажу.
Четыре года покупателей на него не находилось, пока в конце апреля не была совершена сделка с Таджикистаном. Средства — 92 миллиона долларов — перечислил Государственный комитет по инвестициям и управлению имуществом республики. По словам Обрадора, на эти деньги будут построены две больницы. «Не может быть богатого правительства с бедными людьми. Не может быть хвастовства, не может быть расточительства. Мы — слуги народа, и мы должны заботиться о нуждах людей» — так прокомментировал продажу президент Мексики.
У властей Таджикистана иные приоритеты. Потраченная на самолёт сумма превышает треть годового бюджета сферы здравоохранения. И это при том, что республика — единственная из постсоветских государств — включена в доклад «Глобальный индекс голода» международного исследовательского института продовольственной политики.
Не стоит поэтому удивляться, что, по данным генеральной прокуратуры Таджикистана, число преступлений, связанных с экстремизмом, за прошлый год выросло на 19 процентов — до 1,2 тысячи. Не видя справедливости в государстве, люди ищут её в идеях религиозного радикализма. Те же, кто стремится дестабилизировать регион, довольно потирают руки. Большего им и не надо.
*Организация, запрещённая в РФ.
Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.