Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии
Есть главный врач, который управляет клиникой. Есть медицинский персонал, который лечит. Есть рабочий персонал, который обеспечивает эксплуатацию клиники. Но в таком случае зачем нужен собственник клики, например, телеведущая Малышева, если весь процесс лечения обеспечивают врачи, служащие и рабочие? Может быть, для собственного лечения? Но для этого ей достаточно одного врачебного кабинета или одной больничной койки. Или, может быть, для лечения других? Но для этого тоже достаточно одного врачебного кабинета и одной больничной койки. Или, может быть, Малышева лечит одновременно десятки людей в десятках врачебных кабинетах и в то же время ведёт шоу на телевидении?
Зачем вообще нужна в собственность отдельному человеку клиника, в которой лечатся сотни людей, а для лечения этих больных требуются десятки врачей? Что он с ней будет делать? Будет платить из своего кармана врачам и другому персоналу клиники зарплату, налог на имущество клиники, за техническую эксплуатацию клиники? Какую пользу извлечёт для себя собственник клиники, если не найдутся врачи, служащие и рабочие для обеспечения функционирования клиники?
В чём смысл частной медицины? Лечить или делать деньги? Только и только делать деньги. Иначе как же объяснить, что медицинские учреждения находятся в частной собственности частных лиц, которые часто не только не работают в этих учреждениях, а порой даже к медицине вообще не имеют никакого отношения?
Частная клиника – это обычное капиталистическое предприятие, которое используется собственником клиники – медицинским капиталистом – для эксплуатации медицинских работников.
Прежде чем пойти дальше, необходимо показать эксплуатацию человека человеком при капитализме. Это тем более необходимо, ибо большинство населения думает, что при капитализме нет никакой эксплуатации, будто «каждый сам себе зарабатывает».
Капиталистический способ производства покоится на том, что средства производства в форме частной собственности находятся в руках нерабочих – капиталистов, в то время как рабочие, лишены всякой собственности на средства производства, не обладают ничем, кроме собственной рабочей силы. При таком положении дел с распределением средств производства ясно само собой, что рабочие находятся в экономической зависимости от капиталистов, вследствие чего они вынуждены наниматься на работу к капиталисту, т.е. продавать капиталисту свою рабочую силу для того, чтобы получить от него деньги и купить на них предметы потребления.
Рабочий продаёт капиталисту свою рабочую силу за известную плату в день. В течение нескольких часов он воспроизводит стоимость этой платы. Но согласно условиям своего договора он должен работать ещё ряд часов, чтобы целиком заполнить рабочий день; стоимость, которую он создаёт в эти дополнительные часы прибавочного труда, составляет прибавочную стоимость, которая ничего не стоит капиталисту, но всё же идёт в его карман.
Проиллюстрируем это на цифрах. Предположим, что рабочий день длится 8 часов. Допустим, что дневная стоимость рабочей силы воспроизводится за 4 часа труда. Если предположить, что 1 час труда равен 3 долларам, то она будет равняться 12 долларам. Если бы рабочий работал 4 часа в день, то никакой прибавочной стоимости он бы не создал. Но капиталист купил рабочую силу на весь день, и он заставляет рабочего работать в течение целого рабочего дня, который продолжается 8 часов. В течение этих 8 часов рабочий создаёт стоимость, равную 24 доллара, между тем как стоимость его рабочей силы равна 12 долларам. Таким образом, капиталист возвращает себе первоначально авансированный капитал (стоимость средств производства и зарплата рабочих) с приращением, или с избытком, равным 12 долларам, который называется прибылью.
Допущение, будто рабочий за 4 часа вырабатывает полученную им зарплату и остальные 4 часа работает на капиталиста, является произвольным. Требуется ли ему для возмещения зарплаты именно 4 часа, или два, или пять, в данном случае это, конечно, совершенно безразлично и изменяется в зависимости от обстоятельств; но основное заключается в том, что капиталист, наряду с трудом, который оплачивает, выколачивает также труд, который он не оплачивает, и это – отнюдь не произвольное допущение, ибо в тот сам день, когда капиталист стал бы систематически получать от рабочего лишь столько труда, сколько он ему оплачивает в зарплате, в этот самый день он закрыл бы своё предприятие, так как в этом случае вся его прибыль пошла бы прахом. Прибыль, следовательно, есть результат эксплуатации рабочего капиталистом.
Вернёмся, однако, к эксплуатации медицинских работников.
Медицина, как и все другие роды деятельности в буржуазном обществе, уже давно осуществляется на основе капиталистического способа производства, целью которого является не производство продукта или оказание услуг, а присвоение стоимости, точнее, прибавочной стоимости, т.е. прибыли. Медицинский капиталист отличается от промышленного капиталиста только тем, что вкладывает капитал (пресловутые инвестиции) не в сферу материального производства, а в сферу оказания услуг – лечение. С точки зрения капиталистического способа производства нет никакой разницы между услугой и производством материальных продуктов, ибо его цель – не производство или оказание услуг, а получение прибыли.
Медицинский капиталист (как и всякий другой капиталист) покупает рабочую силу медицинских работников по её стоимости, а выколачивает из неё гораздо больше стоимости, чем она стоит. То, что медицинские работники производят не материальный продукт, а платную услугу, не играет никакой роли, ибо прибыль капиталиста обусловлена не тем, в какую сферу вложен капитал: в материальную или не в материальную, а тем, что работники работают больше времени, чем требуется для воспроизводства стоимости их рабочей силы. «Капитал не изобрёл прибавочного труда. Всюду, где часть общества обладает монополией на средства производства, работник свободный или не свободный, должен присоединять к рабочему времени, необходимому для содержания его самого, излишнее рабочее время, чтобы произвести жизненные средства для собственника средств производства, будет ли этим собственником афинский аристократ, этрусский теократ, civis romanus, (римский гражданин), норманский барон, американский рабовладелец, волашский боярин, современный лендлорд или капиталист» (К. Маркс, Капитал, т.1, с. 246-247).
Напоследок – несколько слов о так называемой страховой медицине (омс), которая, странным образом, называется бесплатной медициной. Уже простой факт, что лечение по омс застраховано самими лечащимися (определённый процент из дохода предприятия, который создаётся исключительно работниками предприятия) показывает, что лечение по омс не бесплатное, а платное. Страховая медицина – это платная медицина. Здесь плата за лечение происходит не прямо, а косвенно, через страхование здоровья человека на случай его заболевания. При этом медицинское страхование отдаётся государством на откуп частным страховым компаниям, орудующие в области медицины, что лишний раз доказывает, что при капитализме целью медицины является не лечение, а делание денег на болезни человека.
За рабочий класс!
Рафик Кулиев,
18 мая 2023 г.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.