По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Елена Морозова
В последние полтора месяца Африка всецело оправдывает звание самого горячего континента планеты, причём жарко там не только в силу особенностей климата, но и вследствие кипения бурных политических страстей поистине глобального масштаба. Началось всё с Нигера, где 26 июля военные свергли президента Мохамеда Базума, а 30 августа аналогичные пертурбации произошли в Габоне, в котором группа высокопоставленных офицеров также взяла бразды правления в свои руки, сместив Али Бонго Ондимбу, явно засидевшегося в кресле главы государства.
Переворот в Габоне, как и в Нигере, не был санкционирован Вашингтоном и Брюсселем, а потому, естественно, не встретил одобрения со стороны Запада и ряда его африканских вассалов. А вот местные жители явно приветствуют смену власти. На улицах Либревиля, столицы республики, и Порт-Жантиля, второго по величине города страны, царит радостное оживление: с песнями и танцами люди выходят на демонстрации в поддержку военных, искренне разделяя их стремление «с помощью бога и духов предков» привести народ к долгожданному счастью. Благодарные за освобождение от клана Ондимбы габонцы скандируют «Да здравствует армия!», размахивают национальными флагами и верят, что лидеру мятежников, 48-летнему генералу Брису Олиги Нгеме, удастся реорганизовать полит-институты и сделать их более демократичными.
Бесспорно, одна из первопричин событий в Габоне — всеобщая усталость его жителей от семьи Бонго, стоящей у кормила власти с 1967 года. Жадность и паразитизм несменяемых лидеров погубили страну, в которой постепенно созрели и развились новые политические силы и национальное сознание. Чашу народного терпения переполнила предполагаемая фальсификация результатов очередных президентских выборов, состоявшихся 26 августа параллельно с парламентскими и местными. По официальным данным, действующий глава государства Али Бонго Ондимба, пребывающий на посту уже 14 лет, одержал победу, набрав 64,26%, и, таким образом, переизбрался на третий срок. Если же учесть, что до 2009 года Габоном в течение 42 лет руководил его отец Омар Бонго Ондимба, то несложно подсчитать: одна и та же династия правила центральноафриканской республикой целых 56 лет.
В принципе, несмотря на наличие у клана Ондимба, чьи представители занимали все ключевые госдолжности, множества кругленьких счетов в заграничных банках, габонцы жили не слишком плохо, о чём, в частности, свидетельствует тот факт, что в стране зафиксирован один из высочайших показателей ВВП на душу населения на Чёрном континенте. Впрочем, подобная статистика сродни анекдоту о средней температуре по больнице и не отражает реального положения дел в обществе, где наблюдается сильное расслоение — около 40% граждан находятся за чертой бедности, а безработица среди молодёжи достигает 37%. Словом, социальная несправедливость и нацеленность экономической политики властей не на процветание собственного государства, а на соблюдение интересов Запада в итоге подготовили благодатную почву для военного переворота.
События в Нигере и Габоне роднит то, что обе страны — бывшие французские колонии, обретшие независимость лишь в 1960 году. Впрочем, если первая является одним из беднейших государств Африки, то вторая, наоборот, находится в ряду наиболее обеспеченных и зажиточных в регионе. Прибрежные районы Габона, обладающего крупным месторождением марганцевых руд, богаты нефтью и газом. Республика занимается экспортом железа, дерева и золота. Кроме того, в Габоне, как и в Нигере, добывают уран, необходимый для функционирования АЭС Пятой республики. До последнего момента все эти щедрые дары природы активно вывозились за рубеж и поставлялись в первую очередь в бывшую метрополию и другие западные государства, в том числе в США. Однако после переворота временное правительство сразу же объявило о разрыве прежних договорённостей. Это, кстати, касается и военного сотрудничества: французам, имеющим базу в Габоне, очевидно, придётся искать новое пристанище для 400 своих военнослужащих.
Как и недавние перевороты в Мали, Буркина-Фасо и Нигере, неожиданная смена власти в Габоне стала очередным плевком в лицо Пятой республики. Скотт Риттер, экс-разведчик Корпуса морской пехоты США, назвал происходящее на Чёрном континенте процессом «деколонизации», резко пошатнувшим влияние Парижа, десятилетиями доминировавшего в регионе в политической, экономической и военной сферах. Посему правящие элиты Франции, достигшие финансового благополучия, наживаясь на бывших колониях, население которых прозябало в нищете, неминуемо ощутят последствия «пробуждения» Африки, представляющие для европейской страны «экзистенциальную угрозу».
Кстати, французский нефтяной гигант «Тоталь» и горнорудная компания «Эрамет», специализирующаяся на добыче марганца, уже объявили о приостановке деятельности в Габоне, где распущены гос-институты, включая кабмин, сенат и Конституционный суд, а государственные границы закрыты на неопределённый срок. Скинутый 64-летний президент Али Бонго Ондимба пока находится под домашним арестом в окружении семьи и врачей, тогда как один из его сыновей арестован по обвинению в госизмене.
Череда политических катаклизмов на Чёрном континенте — не что иное, как принцип домино в действии, причём, по прогнозам аналитиков, Габон, вероятно, отнюдь не последняя упавшая костяшка. Короче говоря, продолжение следует…
А в Южной Азии одним из основных очагов социальной напряжённости остаётся Бангладеш. В столице на массовый протест вышли путейцы, назвавшие свою акцию «последним предупреждением для властей». Сотни тружеников стальных магистралей на пять часов парализовали железнодорожное сообщение с Даккой, заблокировав пути, и потребовали сделать их временные рабочие места постоянными, угрожая в противном случае полностью прервать движение поездов между столицей и регионами.
«Около 7500 специалистов трудятся на железных дорогах страны в течение 10 — 14 лет. Как в старом британском, так и в действующем бангладешском законодательстве существует положение, согласно которому рабочие места временных служащих становятся постоянными через три года. Однако вершащим судьбы чиновникам, видимо, закон не писан, и они кормят людей пустыми обещаниями, вынуждая работать на условиях прежних контрактов», — возмущались протестовавшие.
По мнению экспертов, очередная стачка железнодорожников вряд ли приведёт к положительным сдвигам. Наглядно это показала полиция Бангладеш, демонстративно арестовавшая нескольких забастовщиков, лежавших на рельсах.
Неспокойно и в Грачанице, сербском анклаве Косово, расположенном близ Приштины, где на массовую акцию протеста вышли балканские цыгане, возмущённые жестоким избиением местными стражами порядка члена их общины. Митинговавшие собрались перед зданием правоохранительных органов и скандировали: «Стоп насилию!», «Хотим справедливости для всех!».
По данным европейского объединения по защите цыган «Опре рома» («Цыган, восстань!»), в конце августа Бурхана Ибрахимовича едва не покалечили в полицейском участке: после выхода из-под стражи мужчине пришлось обратиться за медицинской помощью. Как рассказали представители цыганской общины, нынешний инцидент — один из многих в череде подобных случаев, однако пострадавшие боятся заявлять о нанесении телесных повреждений, опасаясь расправы со стороны стражей порядка.
Впрочем, рукоприкладство в непризнанном Косове, похоже, становится нормой жизни. На днях в парламенте края произошла драка между депутатами от правящей партии «Самоопределение» и оппозиционной Демократической партии.
Протесты не обошли стороной и Гальштат — живописный посёлок на севере Австрии, чьи жители восстали против наплыва туристов, отравляющих им жизнь. Идиллическая деревушка, раскинувшаяся на берегу одноимённого озера в окружении Альп и внесённая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, славится архитектурой XVI века, уютными домиками, узкими улочками и очаровательными местными заведениями. Привлекательности Гальштату, затерянному среди гор и лесов, добавило и известное сходство с королевством Арендейл из диснеевской серии фильмов «Замороженные». Только вот растущая популярность посёлка в итоге обернулась транспортным хаосом и массовым недовольством 758 его обитателей.
В попытке отвадить нежеланных гостей группа «Список граждан Гальштата» (Bürgerliste Hallstatt) организовала блокаду дорог, затронувшую примерно шестую часть деревни. Как утверждают участники акции, любители делать селфи на фоне альпийских красот, постоянно наводняющие деревушку, создали для жителей общины множество проблем, нарушив их покой и безмятежное существование. Селянам приходится терпеть оскорбления в свой адрес, мириться с шумом, разбросанным всюду мусором, незаконными парковками и прочими неудобствами, вызывающими раздражение.
Местный мэр Александр Шойц с пониманием отнёсся к протесту, заявив: «Никто не может справиться с толпами. Гальштат слишком мал для столь большого потока приезжих, численность которых порой в 1800 раз превышает всё деревенское население».
Дабы охладить пыл путешественников, в дневное время в общине ограничили движение туристических автобусов и частных автомобилей нерезидентов, а в дальнейшем предлагается ввести с 17 часов комендантский час для посетителей.
На фоне попыток решать глобальные задачи власти западных государств уделяют всё меньше времени внутренним проблемам, хотя именно они зачастую волнуют местных жителей куда сильнее общемировых. Так, в столице Германии состоялась демонстрация против расширения столичной автомагистрали. Больше 5000 человек вышли на улицы, чтобы не допустить строительства трассы, которую проложат через знаковые районы Берлина, в том числе кварталы, известные своими ночными клубами. В мероприятии приняли участие и экоактивисты. По их мнению, в условиях климатического кризиса увеличение площади дорог, провоцирующее разрастание количества машин, — непозволительная роскошь. Манифестация протекала мирно, а многие протестовавшие даже пустились в пляс под сеты присутствовавших на митинге диджеев.
А вот акция протеста мусульман в столице Дании — наглядное свидетельство того, что политика толерантности, одна из священных коров Запада, основана, как и другие растиражированные западные «ценности», на принципах двойных стандартов. Так, в скандинавских королевствах, где с официального разрешения властей все кому не лень публично сжигают Коран и другие священные религиозные книги, школьниц третируют за ношение хиджаба. Возмущённые вопиющей несправедливостью сотни жителей Копенгагена, исповедующие ислам, устроили шествие по городу, скандируя лозунги о правах человека и свободе вероисповедания.
Поводом для демонстрации послужил инцидент в частной школе датского города Фредериксберг, в котором 11-летняя ученица столкнулась с неожиданным запретом на ношение традиционного дамского платка-накидки. Девочке буквально выдвинули ультиматум: хиджаб или дальнейшее пребывание в престижном учебном заведении, следующем французским канонам образования. В конце концов Мустафе А., отцу юной мусульманки, пришлось забрать дочь из школы, после чего семья подала иск в суд. Скандальное происшествие в элитном учебном учреждении вызвало гнев исламской общины Дании, отреагировавшей на ущемление прав своей представительницы мощным протестом.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.