По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»
Количество учителей в возрасте 20–30 лет составляет всего около 10% общего числа педагогов в России, говорится в исследовании «Актион образования». Также дефицит наблюдается в возрастной группе 30–40 лет – число таких учителей не превышает 10,2% преподавательского состава.
Наиболее массовая группа – учителя в возрасте 40–50 лет: на них приходится 59% всех педагогов. Вторая по численности возрастная группа – учителя старше 50 лет (31%). В сельской местности и городах России преобладают опытные учителя, чей стаж насчитывает более 20 лет, говорилось в Мониторинге экономики образования НИУ.
«За полную ставку учителя математики мне дали 12 тысяч»
Педагоги – о том, почему они ушли из школ и детских садов:
Зарплата 12 тысяч, пренебрежение со стороны старших коллег, бумажная волокита, нежелание подстраиваться под новую программу – причины, из-за которых учителя уходят из сферы образования. Мы поговорили с преподавателями из разных городов России о том, почему они уволились и жалеют ли об этом.
Ирина, работала учителем математики
«В 2017 году мы с мужем переехали во Владивосток, и я сразу пошла устраиваться в школу. За полную ставку учителя математики мне предложили 12 тысяч – и в эту сумму входили все надбавки. Раньше я позволяла себе работать учителем за копейки в свое удовольствие, потому что мужу хорошо платили. Однако в тот период я просто не смогла бы жить на предложенные деньги: у нас было двое детей, муж только начинал свое дело, и деньги в семье были очень нужны.
Я отказалась от должности, после чего директор и завуч несколько раз звонили мне, уговаривали у них преподавать. Они сказали, что можно еще взять на себя репетиторство и зарабатывать больше. Но зачем мне преподавать в школе, если я и так могу быть репетитором?
У меня два высших образования. Первое инженер-математик, второе – магистр педагогики. Я стала искать работу в частных учреждениях, нашла вакансию преподавателя робототехники, быстро прошла обучение и начала хорошо зарабатывать. Сейчас я директор филиала сети кружков по робототехнике, у меня прекрасная зарплата, хорошие условия труда, благодарные ученики и родители. Жаловаться не на что.
Но иногда я скучаю по школе. Понимаю, что учителей катастрофически не хватает. Я готова была работать, если бы дали достойную оплату, не огромную и не большую – просто достойную, чтобы не тратить время на подработки и дополнительный заработок. Например, сейчас я бы согласилась на 45 тысяч за одну ставку (18 часов в неделю), но такие деньги получает директор или завуч. Для рядовых учителей это зарплата за две ставки – 36–40 часов в неделю. Это очень много, учитывая нагрузку и одно лишь количество тетрадей для проверки».
Анастасия, работала воспитателем в детском саду
«Я четыре года работала в младшей группе в частном детском саду. Устроилась туда сразу после колледжа, получив среднее образование учителя начальных классов. Тогда, в 17 лет, мне казалось, что я получаю большие деньги: был 2014 или 2015 год, я зарабатывала около 20 тысяч рублей. Со временем я поняла, что заработная плата не соответствует тому количеству ресурсов, которое я тратила на работу.
Так как садик находился на другом конце города, мне приходилось вставать в 5:30, домой я возвращалась в 20:00. Когда мы собирались с друзьями, я могла уснуть прямо за столом. Иногда я приезжала с работы, ложилась на кровать, думая, что полежу немного, потом поужинаю, приведу себя в порядок и сделаю домашние дела, но в итоге я просыпалась от будильника уже утром. Это был ад. Единственное, что спасало в то время, – дети.
Их объятия, улыбки, и моя гордость за то, что получается их чему-то научить и стать одним из кирпичиков в фундаменте классного детства и образования.
В таком режиме я проработала четыре года, а потом поняла, что опустошена и больше даже не испытываю удовольствия от общения с детьми. Меня раздражали чаты с родителями в нерабочее время, а добивала волокита с планами занятий, другими бумажками и тотальным сосредоточением на том, чтобы никто не ушибся, не поранился и не подрался.
Я уволилась и стала самым счастливым человеком на свете. Не жалею, что ушла из детского сада. Это огромная ответственность – ежедневно отвечать не только за воспитание и образование детей, но и за их жизни. Я отучилась на журналиста, работала по специальности и позже переехала в Казахстан, где меня пригласили работать маркетологом. Тогда я поняла, что это мое. Правда, проработала я всего два года – я узнала, что беременна, и решила, что пора отдыхать и готовиться к материнству. Уже полтора года я просто счастливая, хоть и невыспавшаяся мама».
Светлана, работала учителем истории и обществознания
«Я работала учителем в школе в Рязани восемь лет, и жалею, что ушла. Мне нравилось работать с детьми, я хотела бы проявлять себя творчески, интересно и креативно выстраивать уроки, но поняла, что это будет невозможно. Я подозревала, что программу сильно изменят и высказывать свои мысли будет нельзя, поэтому решила уйти.
То, чего я боялась, как раз и произошло: учебники по истории меняют, в обществознании тоже грядут перемены – и в таких условиях я работать в школе не хочу.
Многие думают, что если учитель столкнулся с такими проблемами, ему стоит пойти работать в частную школу. Но, насколько я знаю, у нас есть только одна такая за пределами города, и для меня это не самый удобный вариант. Еще мне кажется, что даже там мне уже не стать учителем истории мечты, который многое может дать детям.
Искренне скажу, что боюсь доносов со стороны учеников, родителей и коллег.
Думаю, сейчас опасно преподавать историю и даже обществознание свободно, воспитывая в учениках критическое мышление. Поэтому пока я не рассматриваю для себя возвращение в школу.
Мой доход до увольнения был достаточно низким – зарплата 30 тысяч при полной нагрузке. Я почти каждый день вела по семь уроков, и получала за них, как я считаю, очень нищенские деньги, ужасная зарплата, на которую невозможно прожить. Особенно сейчас. Цены растут, а учителя получают копейки. Это позор.
После увольнения мой доход не увеличился – наоборот, его пока нет. Я не нашла себе новое занятие и более полутора лет нигде не работаю. Пыталась перейти в другую сферу и занималась на курсах по веб-разработке, но мне не понравилось. Сейчас я увлекаюсь модой и пишу о фэшн-индустрии для своего канала. К тому же у меня двое детей, и я занимаюсь ими: воспитываю, ищу развивашки, отвожу в детский сад. Хорошо, что мой муж нормально зарабатывает и я пока могу себе позволить не искать работу срочно и проводить время с семьей».
Анастасия, работала учителем начальной школы
«Я проработала учителем в Краснодаре пять лет. Выпустила один класс, набрала новых первоклашек, но после года работы с ними – ушла.
Это был период пандемии, когда кто-то работал, а кто-то неофициально взял себе отпуск на полгода. Я работала с 6 утра и до часу ночи: вела онлайн-уроки для первого класса, создала свой сайт и YouTube-канал, чтобы дети, у которых нет собственных гаджетов для участия в созвонах, могли вечером смотреть запись урока с родительских смартфонов.
Когда учебный год завершился, нас попросили еще две недели вести внеурочные занятия онлайн. В середине июня я пришла писать заявление на отпуск, а оказалось, что в июле–августе надо сидеть на ЕГЭ, который переносили из-за ковида.
В период выпускных экзаменов уходить нельзя никому, несмотря ни на что.
Можно умереть. Можно купить больничный и официально не ходить на экзамены, но впасть в немилость руководства. Можно написать заявление на отпуск, но его либо не подпишут, либо подпишут, но будут дергать на экзамены со сказочными обещаниями «отгулять в осенние каникулы».
Когда я хотела писать заявление, мне сказали: «Вы и так с марта на карантине отдыхаете». Я знаю коллег, которые не вели уроки: они просто дали детям итоговые контрольные по всем предметам, проверили их и выставили отметки. А я все это время честно делала свою работу и даже не могу сказать, что отдыхала хотя бы в выходные.
Тот факт, что отпуска не будет, меня сильно подкосил. Это было самое настоящее выгорание. В итоге я написала заявление на отпуск с последующим увольнением. На меня очень злились. Я ушла из школы перед началом ЕГЭ и оставила второй класс без учителя.
До середины июля я работа няней, заодно готовила мальчика к школе. Но позже его мама попала под сокращение – я как няня оказалась не нужна. Я решила поискать работу в районных школах, прошлась по ним и узнала, что везде классы начальной школы от буквы А до Л. По 37–45 человек в каждом. Поэтому я не стала снова устраиваться в школу и погрузилась в репетиторство.
Ко мне стали ходить дети из моего бывшего класса, которым без меня было тяжело – как и мне без них.
У ребят не было постоянного учителя, к ним ставили всех поочередно на замены. Я даже пыталась вернуться в школу ради этого класса, хотела его выпустить. Мне сделать этого не дали – вернули, но попросили уйти в третьей четверти 3-го класса. В тот день я рыдала в подушку. Мне было жаль не потерянного места в школе – работать там довольно трудно, и репетитором быть сильно проще. Обидно было за детей.
Благо в 4-м классе к ребятам на весь год пришла новая учительница, и в мае 2023 дети окончили начальную школу. В июне они пришли ко мне с выпускным альбомом, где были и мои фотографии. Оказалось, родители сами нашли в соцсетях мои фото и попросили фотографа добавить их в альбом. Я была тронута этим. Класс дважды лишился меня как учителя, а дети и родители все равно помнили обо мне.
До сих пор я занимаюсь репетиторством. Доход сейчас в пять-шесть раз выше школьного – учителем я получала 21–23 тысячи. Параллельно я учусь на предпринимателя и планирую открытие своего детского центра. Надеюсь, это будет место, где детей реально будут учить и куда они будут ходить с удовольствием. Там учителя будут уважительно относиться к ученикам, педагоги будут заняты творчеством и созданием интересных занятий, а не маранием бумаги».
Виктория, работала учителем музыки
«Я три года работала учителем в Хабаровске. В школу пришла из сферы фотожурналистики в надежде на «стабильность», которая в итоге очень быстро закончилась – сначала у меня была сносная зарплата (мне с ней повезло), но следующие два года меня ждало сплошное веселье.
Во-первых, зарплату мне сократили до минимума, пришлось искать еще две подработки. В то же время некоторые учителя – друзья директрисы – получали премии и повышения просто из-за хороших отношений с начальством, а все остальные – по 500 рублей.
Во-вторых, наша школа находилась в исторической части города и базировалась в бывшей женской гимназии времен царя Гороха. Однажды очередная комиссия решила, что здание в аварийном состоянии, и нам пришлось преподавать в четырех разных зданиях в центре города. Все были в шоке, мне в один день могли поставить уроки в трех школах – между ними приходилось бегать.
В-третьих, я не могу сказать, что мои отношения с коллегами строились на взаимном уважении. Одна учительница начальных классов начала делать мне замечания по поводу того, как я веду уроки, гнобила меня. Мне пришлось отказаться от ее класса, потому что педагог вообще не воспринимала меня и срывала уроки: не хотела слышать мои доводы о ее неэтичном отношении, сидела у меня на уроках и в присутствии детей делала мне необоснованные замечания. В итоге поведение класса ухудшилось. Благо директриса поддержала меня в этой ситуации.
Я держалась на любви детей (с некоторыми я до сих пор общаюсь в соцсетях) и понимании, что это все-таки мое дело. Но минусы со временем перевесили. Потом одно государственное учреждение предложило мне работу с молодежью в должности главного специалиста, и я, обливаясь слезами из-за расставания с учениками, ушла из школы. Позже я переехала в другой регион, а сейчас вообще не жалею о сделанном выборе».
Анастасия ШИРОКОВА
Комментарий редакции: Что наша страна получила в результате фактического забвения необходимости государственной поддержки образования? В силу отсутствия нормальных условий работы многие педагоги вынуждены покидать школы и заниматься другой деятельностью. Если этот процесс станет необратимым и продолжит дальше развиваться, то дело кончится незавидным образом. Как тогда молодое поколение сможет получить образование, представления об окружающей действительности? Или кто-то считает даже обучение основам грамотности некой крамолой? Судя по ранее звучавшим из уст некоторых представителей «элиты» заявлений о том, что нужно воспитывать из учеников не творцов, а «квалифицированных потребителей», на ум приходят многие мысли. От компрадоров можно всего ожидать. Дальнейшее попустительство экспериментам, ведущим к угасанию образования (и других ключевых сфер), равносильно самоуничтожению. Поэтому только борьба за социализм откроет дорогу к возрождению образования, науки, культуры, к созданию благоприятных условий труда для занятых в этих сферах.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.