По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Действуя по правилам, установленным их противниками, левые силы подрывают свою опору среди трудящихся. С этой опасностью столкнулись власти Бразилии и Колумбии, балансирующие между смелыми шагами и буржуазной «законностью».
Успехи и уступки
Год, прошедший с избрания Лулы да Силвы президентом Бразилии, был непростым для выдвинувшей его прогрессивной коалиции. Спустя неделю после инаугурации правые группировки устроили попытку переворота. Сторонники бывшего главы государства Жаира Болсонару сохраняют влияние в парламенте и силовых органах.
Всё же новому правительству удалось удержать власть и добиться ряда успехов. Показателем служит одобрение деятельности президента. С весны оно выросло с 50 до 60 процентов, что является максимальным уровнем для руководителя Бразилии с 2012 года. Динамика говорит ещё и о том, что да Силва завоевал часть электората своего противника, ведь голоса между ними во втором туре разделились почти поровну.
Добиться этого помогли реформы, подорвавшие неолиберальный курс предыдущих шести лет. Возобновлено нормальное функционирование программы «Семейный кошелёк», объединяющей выплату пособий малоимущим, доступ к медицинским и образовательным услугам. Минимальная зарплата увеличена до 1320 реалов (26 тыс. руб.). В последний день лета на митинге в штате Пиауи президент объявил о запуске программы «Бразилия без голода». «Я хочу, чтобы трудящиеся снова могли питаться трижды в день и обеспечивать качественным питанием своих детей, — заявил он. — Наша главная проблема не в нехватке продовольствия, а в невозможности миллионов людей купить его».
Действительно, при правых режимах Бразилия вспомнила, что такое массовый голод. По данным ООН, 10 процентов населения испытывали острую нехватку продовольствия, ещё 33 процента ощущали отсутствие продовольственной безопасности той или иной степени тяжести. Решение проблемы может быть только комплексным, поэтому выплата пособий будет дополнена программами трудоустройства, обеспечения жильём и т.д.
Ряд важных шагов сделан для защиты природы и прав коренного населения. Интенсивность вырубки лесов сократилась за последний год на две трети. Если при Болсонару не было узаконено ни одной индейской территории, то с начала года племенам было передано шесть новых участков амазонских джунглей. Это требование Конституции, которая постановила вернуть коренным жителям все земли их исконного проживания.
Поставленные задачи не решить простым распределением имеющихся ресурсов — нужно созидание новых богатств. Для этого провозглашена программа ускоренного развития. Она предполагает рывок в индустриализации, кратный рост вложений в транспортную инфраструктуру, образование, здравоохранение и т.д. Стоимость смелой задумки оценивается в 1,7 трлн реалов (почти 34 трлн руб.). Найти необходимые средства власти планируют в том числе за счёт иностранных инвестиций, но, как подчеркнул да Силва, руководящая роль будет принадлежать государству.
Однако достижение целей правительства может быть сорвано правым большинством в парламенте. Из-за этого тормозятся запланированные инициативы, некоторые законопроекты проходят в урезанном виде. Одобренная нижней палатой налоговая реформа унифицировала громоздкую систему, заменив различающиеся в каждом регионе схемы налогов на потребление единым механизмом. Но даже столь скромный прогресс дался ценой уступок. Министерство финансов согласилось увеличить средства, направляемые в «депутатские фонды». Формально созданные для поддержки социально-экономических проектов в избирательных округах, они давно превратились в инструмент клиентелизма и скупки голосов. Другие задуманные пункты реформы вроде ликвидации лазеек для корпораций, повышенных налогов для офшорных инвестиций, роста нагрузки на богачей отложены в долгий ящик.
То же касается и других сфер. 17-я национальная конференция по здравоохранению потребовала свернуть с курса на коммерциализацию, который был взят при прежних режимах и обернулся чудовищными потерями во время пандемии. Аналогичные требования, только в отношении системы образования, выдвинул национальный студенческий союз. В ходе серии демонстраций звучали призывы отменить введённый пять лет назад потолок бюджетных расходов. Но решительных изменений пока не происходит. Тормозится пересмотр трудовой реформы 2017 года, урезавшей права профсоюзов, в том числе в сфере ведения коллективных переговоров, и давшей толчок росту неформальной занятости. По данным министерства труда, только в августе было обнаружено 532 человека, работавших в рабских условиях. На винодельнях в штате Риу-Гранди-ду-Сул в рассчитанных на полсотни человек бараках размещалось 200 рабочих. По утрам изнурённых людей будили током.
Вместо мобилизации трудящихся правительство предпочитает строго следовать «демократическим нормам», даже если эти нормы установила крупная буржуазия в своих интересах. Для получения большинства в парламенте власти пошли на включение в кабмин представителей более
десяти партий, в том числе правых. Это приводит к размыванию прогрессивной повестки. В ходе последних перестановок с поста министра портов и аэропортов был уволен противник приватизации, член Бразильской социалистической партии Марсиу Франса. На его место назначен сторонник либеральных мер представитель партии «Республиканцы» Сильвио Кошта Фильо. Правому лагерю предложены посты в ведущем госбанке Caixa Economica Federal. Обсуждается включение в правящую коалицию двух десятков депутатов от Либеральной партии Жаира Болсонару, поддержавших налоговую реформу.
Для правительства да Силвы это не сулит ничего хорошего, тем более что попутчики не отказываются от своих идей. Правые фракции (в том числе из правящего альянса) создали комиссию для расследования деятельности Движения безземельных крестьян — массовой организации, выступающей за аграрную реформу. Отстранение от власти Дилмы Руссефф напоминает, что такие «союзники» предадут, едва кресло под президентом зашатается.
На первый взгляд, оппозиция дезорганизована. В июле Болсонару было запрещено баллотироваться на госдолжности в течение 8 лет. В то же время сняты обвинения с его ближайших соратников, включая экс-главу обороны Вальтера Брагу Нетто. Это несмотря на то, что недавно вскрылась связь генерала с американской охранной компанией CTU Security LLC, организовавшей убийство президента Гаити Жовенеля Моиза в 2021 году. Странную позицию заняла комиссия по расследованию попытки переворота 8 января. Заседания проходят в закрытом режиме, доступ к материалам ограничен даже для депутатов. Очевидно, кто-то хочет вывести из-под удара влиятельных силовиков. Последние в союзе с крайне правыми силами могут попытаться взять реванш, и это требует от власти задуматься, на кого она сможет опереться.
Роковые колебания
Перед сложным выбором оказались и власти Колумбии. Хотя пост президента занял Густаво Петро, выдвинувшая его левая коалиция «Исторический пакт» не получила достаточно мандатов для парламентского большинства. Чтобы провести реформы, правительство пошло на союз с буржуазными силами, включая Либеральную и Консервативную партии. Это дало некоторые плоды. Налоговая реформа позволила ввести прогрессивную шкалу, повысить корпоративные налоги, отчисления от горнодобывающих предприятий и т.д. Полученные средства направлены на социальные программы. Снизилась безработица, выросли реальные доходы трудящихся. К этому добавились успехи в урегулировании внутреннего конфликта. С крупнейшей партизанской организацией «Армия национального освобождения» заключено соглашение о прекращении огня на полгода, «национальный комитет участия» должен заняться устранением причин многолетнего противостояния.
Но вскоре в блоке произошёл раскол. Правые партии не поддержали реформу здравоохранения с заменой частных страховых компаний единой государственной. Этот шаг давно назрел: прибыль только одной из этих фирм — Grupo SURA — составила за год 103 млн долл., в то время как миллионы колумбийцев лишены доступа к элементарной медицинской помощи. Затронув интересы «большого бизнеса», планы властей вызвали правительственный кризис: Петро заменил свыше половины кабинета, а вчерашние союзники стали саботировать все его инициативы.
Наибольшее значение среди них имела реформа труда. Она включала сокращение рабочей недели с 47 до 42 часов, введение надбавок за работу в ночное время и компенсаций за незаконное увольнение. Усложнялась возможность заключения временных контрактов. «Владельцам капитала и средств массовой информации удалось заставить парламент пойти против достоинства трудящихся», — отозвался на неудачу Петро.
В свою очередь, проект реформы образования предусматривает расширение дошкольного обучения, ликвидацию неграмотности коренных народов, увеличение бюджетных мест в вузах. Обозначение образования в Конституции как «культурно-общественной услуги» предлагается заменить на «фундаментальное право каждого гражданина». Серьёзные изменения — с формированием государственного фонда на замену частным — должны были произойти в пенсионной системе.
Не довольствуясь срывом голосований, оппозиция перешла к более активным действиям. По её призыву начались демонстрации, буржуазные политики грозят переворотом. «Реформы Петро не пройдут. Очень скоро мы вернём Колумбию», — заявил экс-президент, влиятельный функционер Либеральной партии Сесар Гавирия. Ещё откровеннее выражается группа отставных офицеров во главе с Джоном Маруландой. «Мы сделаем всё возможное, чтобы прогнать бывшего партизана. Колумбия пойдёт по стопам Перу», — говорится в её обращении. В преддверии намеченных на 29 октября местных выборов усилился террор. В Нариньо, Магдалене и других департаментах произошли убийства кандидатов. С начала года зафиксировано более 120 расправ над профсоюзными и левыми активистами, правозащитниками, индейскими лидерами.
В свержении правительства заинтересован не только местный капитал. Десятилетиями Колумбия была главным сателлитом Вашингтона в регионе, а Петро недостаточно соответствует этой роли. Он требует пересмотра соглашения о свободной торговле с США, разорившей местных крестьян, и называет провальной «войну с наркотиками» под эгидой Белого дома. Об этом говорилось на конференции в городе Кали с участием 19 стран региона. Делегации обсудили создание латиноамериканского союза по совместному противодействию этому злу, отметив, что упор должен сместиться с борьбы против выращивающих коку бедняков на развитие сельских районов, образование и трудоустройство молодёжи, а также уничтожение организованной преступности.
Американские СМИ активно включились в антиправительственную кампанию. Телеканал Си-Эн-Эн даёт слово оппозиционерам, которые называют «лживые обещания Петро явной опасностью для демократии» и требуют смены власти. Орган латиноамериканских диссидентов — газета «Майами геральд» — опустилась до того, что обвинила Петро в наркозависимости, поскольку он якобы пропустил несколько мероприятий.
Ответ колумбийского руководства неоднозначен. С одной стороны, Петро не повторил ошибку коллег, испугавшихся обращения к народным массам. По его призыву на улицы вышли тысячи колумбийцев, разоблачивших поползновения правых сил и потребовавших одобрения реформ. «Ни одно прогрессивное изменение в мире не было достигнуто без рабочего класса на улицах и социальной борьбы», — подчёркивает Петро.
Отказавшись признать поражение, правительство снова внесло законопроекты в парламент. Однако теперь они содержат ряд уступок буржуазии. Например, трудовая и пенсионная реформы предусматривают длительный переходный период. Народной мобилизации препятствует нерешительность в проведении аграрной реформы. Помещикам-латифундистам принадлежит львиная доля сельхозземель, которая угрозами и террором десятилетиями отнималась у крестьян. Несмотря на это, правительство отказалось от экспроприации, объявив о выкупе по коммерческой цене. Из запланированных к перераспределению до 2026 года 1,5 млн га за минувший год выкуплено лишь 30 тыс. По позициям Петро бьют громкие скандалы. В одном из них замешан сын президента Николас, обвинённый в получении «отступных» от наркобаронов.
Не решаются власти разорвать путы зависимости от США. В стране остаются американские базы, недавно здесь прошли масштабные учения ВМС с участием западных и латиноамериканских стран. За этим последовала региональная оборонная конференция, на которой выступила глава южного командования армии США Лора Ричардсон. Обвинив Китай, Иран и Россию в «подрыве демократии», она призвала усилить сотрудничество в борьбе с этими «угрозами». Сохраняя рычаги чужого влияния, власти облегчают подрывную деятельность реакции.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.