Дипломатия флюгера

Дипломатия флюгера

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — Сергей Кожемякин

Внешняя политика Киргизии совершила очередной вираж. Президент Садыр Жапаров дал отповедь американскому руководству, предостерегая от вмешательства во внутренние дела страны. Ценность смелого поступка, однако, ставится под сомнение другими шагами Бишкека, например сотрудничеством с бизнесом Ротшильдов и USAID.

  Курс развития постсоветских государств соткан из противоречий. Выбрав капиталистический путь, причём в жёсткой неолиберальной модели, они вынуждены учитывать господствующие в обществе ориентиры на социальную справедливость. Это приводит к лавированию и популизму, которые затрагивают все сферы — от социальной политики до дипломатии. Вдобавок местные элиты не прочь заработать на нарастающей международной вражде. Посылая различные — то благожелательные, то сдержанные — сигналы мировым столицам, они повышают ставки в игре и добиваются уступок.

Все последние дни провластные издания Киргизии восхищаются смелостью главы республики, не побоявшегося поставить на место самого госсекретаря США Энтони Блинкена. Этому предшествовало письмо главы американской дипломатии. Блинкен выразил в нём свою обеспокоенность по поводу рассматриваемых киргизским парламентом поправок в закон о некоммерческих организациях. Согласно предложенным изменениям, получающие зарубежную помощь и занимающиеся политической деятельностью НКО получат статус «иностранного представителя» с включением в соответствующий реестр. Если же организация будет уличена в «посягательстве на личность и права граждан» (каким именно образом, в законопроекте не уточняется), за этим последуют штраф либо тюремное заключение сроком до пяти лет.

Сделав серию реверансов в сторону Бишкека за многолетнее сотрудничество и развитие демократии, Блинкен раскритиковал последние инициативы. По его словам, принятие поправок усилит давление на неправительственный сектор и поставит под вопрос программы, осуществляемые при поддержке Вашингтона. Из-за этого, пригрозил госсекретарь, западные фонды уже сейчас рассматривают прекращение своей работы в Киргизии. Садыр Жапаров в ответном послании отверг эти опасения. Стремление к свободе и справедливости, заявил он, «является генетическим кодом киргизского народа», а потому предположения об ослаблении гражданского общества не имеют под собой оснований. Сама концепция пресловутого законопроекта об НКО, как отметил президент, близка к содержанию американского закона о регистрации иностранных агентов, принятого ещё в 1938 году. «Возникает вопрос: почему вам можно, а нам нельзя?» — задался вопросом Жапаров, заключив, что требования Блинкена имеют признаки вмешательства во внутренние дела республики.

Если рассматривать эту заочную пикировку как таковую, реакция Бишкека полностью адекватна. США в лице подконтрольных фондов и некоммерческих организаций пустили в Киргизии прочные корни, сформировав влиятельную прозападную прослойку и годами диктуя свою волю сменяемым друг друга режимам. Однако есть большие сомнения, что, позволив себе шумный демарш, руководство страны пойдёт дальше. Скорее всего, повторится ситуация 2015 года, когда в ответ на присуждение американским госдепартаментом премии осуждённому за организацию массовых беспорядков правозащитнику Азимжану Аскарову власти страны вышли из соглашения о сотрудничестве с Вашингтоном. На тесные отношения с заокеанской державой это не повлияло. В том же 2015 году Киргизия стала участницей переговорного формата «C5+1» между странами региона и США.

Реальность такова, что главным партнёром Вашингтона и получателем западной помощи выступает не некая «пятая колонна», а… само правительство. С одним только агентством США по международному развитию (USAID) руководство Киргизии за последние годы осуществило десятки совместных проектов в сферах образования, здравоохранения, сельского хозяйства, водоснабжения, подготовки госслужащих и т.д. Например, в декабре прошлого года USAID направило 1,8 миллиона детских книг в библиотеки страны. Ранее в том же году оно профинансировало передачу «умных» счётчиков министерству энергетики, а также выделило дополнительно 6 миллионов долларов на программы по поддержке здравоохранения и женского предпринимательства. В партнёрстве с министерством сельского хозяйства осуществляется проект «Успешный район-2» на сумму 5 миллионов долларов, а с министерствами юстиции и труда — проект «Активные граждане» с объёмом финансирования 16 миллионов долларов.

И это лишь малая толика помощи, принимаемой Киргизией. Помимо USAID, донорами являются другие американские (Национальный фонд демократии, Национальный демократический институт, Американские советы по международному образованию и т.д.) и европейские (Британский совет, Германское общество по международному сотрудничеству и т.д.) структуры. Поддержка оказывается и по межправительственным каналам. Не далее как в январе Евросоюз перечислил правительству Киргизии 3 миллиона евро для поддержки цифровизации, несколькими месяцами ранее Бишкек получил 7 миллионов евро для системы образования. И подобные примеры можно перечислять очень долго.

Отдельная тема — западные кредиты и инвестиции. Здесь руководство Киргизии, как и других республик региона, также не демонстрирует щепетильности. Например, официальный Бишкек установил довольно тесные контакты с небезызвестным семейством Ротшильдов. Первый шаг к этому был сделан в ноябре прошлого года, когда глава правительства Акылбек Жапаров посетил Лондон. От британского правительства он добился выделения 11 миллионов долларов на «нужды развития», а в рамках деловых встреч провёл переговоры с компанией Rotschild and Co. Среди затронутых тем было привлечение средств в горнодобывающую промышленность Киргизии.

Видимо, предложения премьера заинтересовали западных дельцов, поскольку в феврале в республику прибыла управляющий директор компании баронесса Ариэль де Ротшильд. В Бишкеке она встретилась с главой правительства, министром финансов, руководителем национального банка и другими чиновниками. Подробности бесед не разглашаются. В правительстве сообщили лишь, что стороны обсудили вопросы сотрудничества в привлечении инвестиций для реализации крупных национальных стратегических проектов и в оказании консультационных услуг. К слову, активную деятельность Ротшильды уже развернули в соседнем Узбекистане. По соглашению с Ташкентом они помогают приватизировать банковско-финансовый сектор.

Имея многочисленные рычаги экономического влияния, Запад пользуется ими и в политических целях. Например, под его давлением была восстановлена полноценная работа радио «Азаттык» (киргизский филиал «Радио Свобода»), закрытого по обвинению в распространении недостоверной информации во время киргизско-таджикского пограничного конфликта. Крайне медленно продвигается принятие ставшего камнем преткновения законопроекта об НКО. Инициированный год назад, он пока принят только в первом чтении. 14 февраля стало известно о направлении документа в парламентские комитеты для доработки. В частности, предложено исключить из текста норму об уголовной ответственности. И это тоже наверняка результат работы западных столиц и их агентов влияния в республике. Так что пока говорить об избавлении Киргизии от навязчивой иностранной «опеки» не приходится, и все громкие заявления остаются элементом демагогии.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *