По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Сергей Кожемякин
Антикитайская политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе наталкивается на растущее сопротивление. Островные государства отказываются быть пешками в чужой игре, протестные настроения ширятся в Австралии и на Тайване.
Тревоги Океании
Может ли влиять на глобальную политику страна с населением чуть больше 10 тыс. человек и площадью втрое меньше Центрального округа Москвы? Вполне, если это независимое государство и полноправный член ООН. Такое, как затерявшееся на просторах Тихого океана Науру. В середине января его власти приняли решение, попавшее в заголовки мировых СМИ и возмутившее сами Соединённые Штаты. Науру отказалось признавать Тайвань отдельной страной и провозгласило курс на сближение с Китаем. Чуть больше недели спустя стороны подписали договор о восстановлении дипломатических отношений.
Для Тайваня и тех, кто пытается превратить его в антикитайский форпост, это большой удар. Число государств, поддерживающих с ним дип-отношения, сократилось до двенадцати. Неудивительно, что в Тайбэе поспешили обвинить КНР в подкупе элит Науру. О полном бескорыстии речь, конечно, не идёт. Науру заслужило славу «дипломатического флюгера». В 2002 году страна уже разворачивалась в сторону Пекина, но спустя три года возобновила связи с Тайванем. На этот раз, впрочем, мотивы могут быть серьёзнее. Тихоокеанское государство переживает экономический кризис, а внешняя помощь иссякает. Например, Австралия прекратила финансирование центра временного содержания нелегальных иммигрантов, два десятка лет функционировавшего по соглашению с властями Науру. На бумаге остаётся миллиард с лишним долларов, обещанных региону Вашингтоном.
Вполне объяснимо, что Океания обращает взоры к Китаю, готовому вкладывать средства в объекты инфраструктуры, образование, здравоохранение, жилищное строительство. Если же власти жертвуют социально-экономическими интересами в пользу политического союза с США, они сталкиваются с растущим общественным недовольством. Так произошло в Науру осенью прошлого года. После визита экс-президента Расса Куна на Тайвань ему был выражен вотум недоверия. Схожие процессы происходят в других странах. В Тувалу — ещё одном государстве, сохраняющем отношения с Тайбэем, по итогам январских выборов потерял власть премьер-министр Каусеа Натано. Жертвой вотума недоверия стал Ишмаэль Калсакау — глава правительства Вануату. Оппозиция возмутилась невыгодным для страны соглашением о безопасности с Австралией.
Критические голоса раздаются даже в странах, имеющих договоры «о свободной ассоциации» с США, — Палау, Микронезии и Маршалловых островах. Перед рассмотрением в конгрессе пресловутого «пакета чрезвычайной помощи» Украине и Израилю они призвали распространить его на свои территории, напомнив о пользе, которую приносят американской обороне. Так, на Маршалловых островах расположен полигон для испытания межконтинентальных баллистических ракет, на Палау размещены ракетные установки и станции слежения. Это не говоря о свободном использовании США их территориальных вод. Но просьба осталась неуслышанной.
Силовые приёмы
Вместо этого Вашингтон и его сателлиты пытаются удержать регион силой. Робкая попытка Папуа — Новой Гвинеи «разбавить» зависимость от капиталистических держав вызвала жёсткое противодействие. В мае прошлого года США навязали стране поистине колониальный договор, разрешающий Пентагону использовать военные базы и объекты гражданской инфраструктуры — порты и аэропорты, а также патрулировать её воды площадью 2,4 млн квадратных километров. Вдобавок в декабре было заключено соглашение о безопасности с Австралией. Последняя займётся укреплением силовых органов Папуа. Но стоило властям страны заикнуться о переговорах с КНР о помощи в охране общественного порядка, реакция последовала незамедлительно. В госдепартаменте США предупредили о негативных последствиях такого шага и потребовали отказаться от контактов с Пекином. Характерен довод, приведённый американскими дипломатами. Там признали, что соперничают за влияние с Китаем, из-за чего «вынуждены» конкурировать «всё более агрессивно».
Нервничать Вашингтон заставляет внутриполитическая ситуация в Папуа — Новой Гвинее. Экономические проблемы, коррупционные скандалы и сокращение зарплат усилили напряжение. В январе забастовка госслужащих вылилась в массовые беспорядки. Несколько депутатов после этого вышли из правящей коалиции, а оппозиция инициировала вотум недоверия правительству Джеймса Марапе.
Делегация ЦРУ посетила Фиджи, обсудив «вопросы дальнейшего сотрудничества». Под явным внешним давлением процедуру заключения договоров об обороне и безопасности с Канберрой начали Острова Кука. Столь активное вовлечение Австралии в антикитайскую политику не должно удивлять. Она давно взяла на себя роль наместника империализма в Океании. Ну а западные столицы усиливают военный потенциал страны-континента. Палата представителей США утвердила закон, позволяющий передавать Австралии атомные подводные лодки класса «Виргиния». Аналогичное решение приняла Великобритания. Напомним, оснащение Канберры атомным подводным флотом — важнейшее условие военно-политического пакта трёх стран AUKUS. Ещё одним пунктом является совместная разработка гиперзвукового оружия. Первые испытания намечены на этот год.
Австралийское правительство закрывает глаза на риски такого курса. 9—10 февраля оно собрало в Перте международную конференцию по Индийскому океану, придав ей характер «антикитайского трибунала». По словам главы МИД Пенни Вонг, Пекин угрожает всему региону, что требует совместной защиты морских путей. Со схожими речами выступили министр иностранных дел Индии, президент Шри-Ланки, представители США и другие участники. Канберра присоединилась к коалиции, наносящей удары по Йемену. «Это соразмерный ответ на действия организаций, поддерживаемых Ираном», — заявил премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе.
С втягиванием в глобальные аферы согласны не все. Учёные и общественные деятели Австралии выступили с открытым письмом. Разумный баланс между США и Китаем, по их словам, должен «предотвратить ужас конфликта великих держав и обеспечить прочный мир для нашего народа, нашего региона и всего мира». Подписи под обращением поставили, в частности, экс-глава МИД Гарет Эванс и бывший губернатор штата Новый Южный Уэльс Боб Карр.
Успехи и провалы
Как бы ни была важна Австралия для планов Вашингтона, расположение страны в 4 тыс. километрах от Китая снижает её стратегическую значимость. По этой причине США ищут дополнительные плацдармы. Несомненным успехом стало перетягивание на их сторону Филиппин. Получив в своё распоряжение девять военных баз, Пентагон развернул на них бурную деятельность. В бюджет этого года заложены 34 строительных проекта. Среди них модернизация взлётно-посадочной полосы и причала, возведение казарм на базе Камило Осиас, строительство хранилищ топлива и командного центра на базе Лал-Ло и т.д. Большинство объектов расположено на острове Лусон, омываемом Южно-Китайским морем и ближайшем к КНР. С этим совпали инциденты в спорных водах с участием китайских и филиппинских судов. Под их предлогом Манила привлекла США к совместному морскому патрулированию. В министерстве обороны Филиппин допустили присоединение к операциям ВМС Великобритании, Японии, Франции и других стран.
Пока же военное присутствие наращивается под предлогом учений. В феврале в Южно-Китайском море прошли манёвры кораблей США, Японии и Австралии. В январе противолодочные учения «Морской дракон» провели у острова Гуам американские, австралийские, индийские, южнокорейские и японские силы. Это позволило Вашингтону стянуть в западную часть Тихого океана почти половину авианосных групп — пять из одиннадцати.
Вдобавок Филиппины приняли новую программу военных закупок, предусматривающую выделение 36 млрд долл. в течение десяти лет. Среди прочего страна планирует обзавестись подводным флотом. Главной задачей объявлено «проецирование мощи на районы, которые мы должны отстаивать согласно Конституции и нашему долгу», то есть в первую очередь на спорные участки Южно-Китайского моря. Имея с Филиппинами договор о взаимной обороне, США будут координировать эту деятельность и, если понадобится, подтолкнут Манилу к антикитайским провокациям. «Пробные шары» уже запускаются. После выборов на Тайване президент Филиппин Фердинанд Маркос-младший поздравил Лая Циндэ с победой, сообщив, что «рассчитывает на тесное сотрудничество во имя взаимных интересов».
Демарш вызвал дипломатический скандал. Посол Филиппин был вызван в МИД КНР, Пекин потребовал «прекратить неправомерные действия и подавать неправильные сигналы сепаратистским силам». Но в Маниле предпочли пойти на обострение конфликта. Министр обороны Гилберто Теодоро обвинил китайские власти в «распространении дезинформации, оскорблении президента и филиппинской нации».
Ещё один объект «геополитического вожделения» США — Индонезия. В Вашингтоне не первый год пытаются перетянуть крупнейшую страну Юго-Восточной Азии в свой лагерь. Результатом усилий стал запуск двустороннего «стратегического диалога», принятие совместного плана по морской безопасности и регулярные военные учения. Теперь эти успехи могут быть закреплены. 14 февраля в Индонезии прошли выборы, на которых победил действующий министр обороны Прабово Субианто.
Фигуры более одиозной отыскать сложно. Зять бывшего диктатора Сухарто, который пришёл к власти на костях коммунистов и их сторонников (в результате расправ в 1965—1966 годах погибли, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1 млн человек), он помогал тестю сохранять власть. Служа в армейском спецназе «Копассус», Субианто подавлял движение за независимость Восточного Тимора. На его руках — кровь первого премьер-министра этой страны Николау дущ Рейса Лобату.
В 1998 году генерал разгонял протесты против диктатуры, похищая и пытая активистов. Полтора десятка человек до сих пор числятся пропавшими без вести. В 2008 году он возглавил ультраправую партию «Гериндра», благодаря которой вернулся к власти. Взгляды Субианто отличает крайний антикоммунизм — даже более радикальный, чем официальный антикоммунистический курс Индонезии (это единственная, если не считать Украины, страна, где полностью запрещены левые символы и организации), а также враждебность по отношению к Китаю. Действующий президент Джоко Видодо неоднократно вызывал его критику за «уступки Пекину», в том числе в территориальных спорах в Южно-Китайском море.
Если процессы на Филиппинах и в Индонезии США могут записать себе в актив, то ситуация на Тайване не столь однозначна. Продолжая твердить о приверженности принципу «одного Китая», Вашингтон превращает остров в «непотопляемый авианосец». Как сообщил американский журнал «Ньюсуик», здесь на постоянной основе будут размещены американские спецподразделения. Местом их дислокации называется как сам Тайвань, так и острова в Тайваньском проливе, в непосредственной близости от побережья КНР. Тайбэю готовится роль первой жертвы в возможной войне с Китаем, о чём западные политики и СМИ говорят без обиняков.
Но гибнуть ради чужих интересов хотят далеко не все. По опросам, за последние три года доверие к США упало с 45 до 34 процентов. Эти тенденции отразили январские выборы. На них победил кандидат выступающей за независимость Демократической прогрессивной партии (ДПП) Лай Циндэ, однако его результат оказался скромным — всего 40 процентов. Проводись выборы в два тура, исход мог быть другим. Остальные участники — представляющий партию «Гоминьдан» Хоу Юи и выдвиженец Тайваньской народной партии (ТНП) Кэ Вэньжэ — занимали куда менее воинственную позицию.
На парламентских выборах ДПП и вовсе потеряла большинство. «Гоминьдан» и ТНП в сумме контролируют 60 мест из 113, что позволило им провести кандидата в спикеры. Им стал представитель «Гоминьдана» Хань Гоюй, который неоднократно посещал КНР и выступает за нормализацию отношений с Пекином. Западные и тайваньские проправительственные СМИ называют его «кандидатом Компартии Китая», а США пытаются купить Тайбэй подачками. В рамках «чрезвычайной помощи» Тайвань получит 5 млрд долл. на «сдерживание агрессии КНР». Вашингтон пытается сделать вовлечение подконтрольных стран в свои авантюры необратимым, пока народы не дали им по рукам.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.