Капитализмом сыт не будешь

Капитализмом сыт не будешь

Автор: Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.

Крестьяне обязаны обеспечить продовольственную безопасность Киргизии, но, поскольку страна строит капитализм, рассчитывать они должны в первую очередь на себя. Такие заявления делают власти республики, в то время как положение с сельскохозяйственным производством и питанием не улучшается. 

 Несмотря на неоднократную смену правящих режимов, Киргизия вот уже более тридцати лет следует одному и тому же курсу — капитализму в его самой жёсткой неолиберальной версии. Не ставя под сомнение базис, элиты импровизируют с надстройкой. То есть, другими словами, повышают или снижают градус популизма. По этому показателю нынешнее правительство переплюнуло все предыдущие. Громкие обещания и самовосхваления раздаются беспрерывно, что, впрочем, почти не отражается ни на экономике, ни на жизни простых граждан.

В качестве примера можно привести заявления премьер-министра Акылбека Жапарова, посвящённые сельскому хозяйству. Во время одного из выступлений он выдал прописные истины. По словам чиновника, сельское хозяйство должно развиваться в направлении повышения производительности, обеспечения продовольственной безопасности и снижения воздействия на окружающую среду. Для этого, продолжал Жапаров, необходимо использовать современные технологии, например капельное орошение, улучшать качество семян и переходить на высокорентабельные культуры. Животноводы же должны перейти от количества к качеству, развивая племенное животноводство.

Пожелания, без сомнения, хорошие, но в условиях современной Киргизии практически невыполнимые. Как и экономика в целом, сельское хозяйство после 1991 года стало жертвой рыночной стихии. Крупные коллективные хозяйства были раздроблены на 300 с лишним тысяч фермерских наделов. Характер производства большинства из них — натуральный, обеспечивающий потребности самих владельцев. Кроме того, произошёл драматический откат в технологиях. Если в советское время Киргизия почти полностью обеспечивала себя посевным материалом высокого качества, то теперь она преимущественно ввозит семена из-за границы. Это произошло из-за кризиса отечественного семеноводства. От 109 крупных хозяйств в этой сфере сохранились немногочисленные мелкие предприятия. Только в 2000—2015 годах площадь земель, располагаемая семеноводами, сократилась с 59 до 31 тысячи гектаров, причём орошаемыми, то есть пригодными к обработке, являются только 3 тысячи из них.

Такая же картина и в животноводстве. В 1980-х годах племенными считались 5—10 процентов поголовья домашнего скота в зависимости от категории. К настоящему моменту средний показатель упал до 0,6 процента. Это отрицательно сказывается на производительности. Так, средний надой на одну корову сократился с 3070 до 2022 кг в год. С 3,3 до 2,4 кг снизился настриг шерсти от одной овцы, а яйценоскость кур упала с 219 до 119 штук.

Таким образом, Киргизия нуждается хотя бы в возвращении к достижениям тридцатилетней давности, не говоря уже о каких-то фантастических прорывах. Но даже эта ограниченная задача фермерам не по плечу без поддержки государства. Последнее же в соответствии с рыночными догмами фактически отказалось от вмешательства в экономическую жизнь. Создалась абсурдная ситуация. Реформы в республике проводились под лозунгом построения экономики «как на Западе». При этом умалчивалось, что сельское хозяйство в европейских и североамериканских странах выживает благодаря государственным дотациям и субсидиям.

Как результат, расходы на сельское хозяйство — 13 миллиардов сомов (аналогичная сумма — в рублях) — едва превышают 3 процента общих расходов республиканского бюджета. Перед разрушением СССР на нужды агросектора тратилось более 200 миллионов полновесных советских рублей — 14 процентов расходов бюджета Киргизской ССР. Для нужд фонда государственных материальных резервов у крестьян закупается лишь около 10 процентов урожая, остальное они должны сбывать сами.

Сохранившаяся скудная помощь в гораздо большей степени обогащает финансовые структуры, чем помогает сельхозпроизводителям. Происходит это по такой схеме: правительство направляет средства коммерческим банкам, а те выдают крестьянским хозяйствам «льготные» кредиты. Причём условия являются весьма сомнительными — под 12 процентов годовых с максимальной суммой 500 тысяч сомов. «Льготной» такую поддержку назвать трудно.

И что-то менять власти не намерены. На форуме «Агродиалог 2024», прошедшем в конце февраля, Акылбек Жапаров предостерёг крестьян от напрасных надежд, напомнив, что «мы строим капитализм, а не коммунизм». Поэтому какая-либо поддержка будет оказываться заведомо прибыльным хозяйствам, ориентированным на экспорт. Как это соотносится с приведёнными выше словами премьера о необходимости обеспечения продовольственной безопасности, совершенно непонятно.

Следствием такой политики является растущая зависимость от импорта. В 2022 году Киргизия потратила на это свыше 760 миллионов долларов — на 42 процента больше, чем годом ранее. За январь — сентябрь прошлого года (более свежие данные пока не обнародованы) расходы составили 581 миллион долларов. Из девяти продуктов, обозначенных в качестве базовых для продовольственной безопасности, республика самостоятельно обеспечивает себя только овощами, в том числе картофелем и молоком. Остальная продукция (хлеб, яйца, сахар, растительное масло и т.д.) в большем или меньшем объёме ввозится из-за границы.

Вызванная этим дороговизна товаров первой необходимости бьёт по широким слоям населения. По данным Национального статистического комитета Киргизии, потребление большинства граждан не дотягивает до норм, утверждённых самим правительством. При необходимой минимальной энергетической ценности в 2981 ккал оно составляет менее 2300 ккал. Причём ситуация хуже, чем, например, в 2010 году, не говоря уже о советской эпохе. Больше нормы жителями потребляется только хлеб и растительное масло, по остальным продуктам ситуация не дотягивает до среднефизиологических норм. Например, мяса потребляется 1,8 кг в месяц (при норме 5,2 кг), овощей — 6,9 кг (норма — 9,7 кг), молока и молочных продуктов — 7,5 кг (норма — 17 кг), фруктов и ягод — 2,7 кг (норма — 10,3 кг), сахара и кондитерских изделий в пересчёте на сахар — 1 кг (норма — 2,1 кг), рыбы и морепродуктов — 0,1 кг (норма — 0,9 кг) и т.д. Для сравнения: в советское время в республике потреблялось 4,3 кг мяса, 22 кг молока и молочных продуктов, 3 кг сахара и кондитерских изделий, 0,6 кг рыбы и морепродуктов и т.д.

По самым основополагающим, сущностным показателям — защите жизни и здоровья людей — социализм находится вне конкуренции по сравнению с капитализмом. Но отказываться от губительного рыночного курса власти Киргизии не собираются. Они предпочитают систему, приносящую благо меньшинству за счёт большинства.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *