По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»
Автор — Михаил Делягин
Несмотря на прекрасные статистические данные первого полугодия, включая великолепное исполнение федерального бюджета (Фонд национального благосостояния вырос до 12,6 трлн.руб., дефицит — 929 млрд.руб. — в 2,5 раза ниже прошлогоднего), в июне показатели промышленного роста резко затормозились.
Промышленный рост снизился с 5,6% в первом до 3,7% во втором квартале, в том числе в июне — до 1,9% (по сравнению с 5,7% в аналогичном периоде прошлого года). В июне увеличение промышленного производства было обеспечено обрабатывающей промышленностью, а также водоснабжением и сбором отходов (рост на 4,6% и 6,4%) при спаде в добывающей промышленности на 3,1%.
Но и в обрабатывающей промышленности в производстве машин и оборудования рост первых пяти месяцев (по отношению к аналогичному периоду прошлого года) на 2% в июне сменился обвалом аж на 19% (который невозможно объяснить, например, меньшим количеством рабочих дней по сравнению с прошлогодним июнем), рост в химической промышленности снизился с 6,5 до 1,6%, в выпуске электрооборудования — с 10,7 до 2,6%, в электронике — с 1,4 до 1,2 раза. Производство бензина сократилось в июне на 23,5% (по общеизвестным внеэкономическим причинам), металлургической продукции — на 1,3%.
Непосредственных экономических причин этого много. Здесь и вероятное исчерпание резервов производственных мощностей и квалифицированных работников, и чрезмерно жесткая финансовая политика, и умеряемая лишь санкциями полная открытость экономики внешней конкуренции, и производящая впечатление полного нежелания неспособность либеральных «фиктивных менеджеров» выстроить контуры международных расчетов взамен разрушаемых «вторичными санкциями».
Однако даже механическое смягчение этих проблем в принципе невозможно без смены самой модели экономического развития России, в основных чертах унаследованной, несмотря на грохот патриотической риторики, из кровавых для народа и благословенных для привластных либералов 90-х годов.
Сегодня экономика по-прежнему ориентирована на поощрение финансовых спекуляций за счет подавления производства добавленной стоимости (достаточно сравнить прибыль банков и всей остальной экономики).
Это обуславливает вывоз капиталов, молодежи (которую либеральная система образования делает несоответствующей потребностям страны) и сырья при ввозе продукции его переработки. Вся система государственного регулирования, лишь за подтверждающими это правило исключениями, работает на закрепление этой колониальной по сути модели.
Поэтому нормальное развитие (не говоря уже о победе в военных действиях) требует коренного изменения этого государственного регулирования, в основном сформированного еще в 90-е годы.
Необходимые меры самоочевидны, но они в корне противоречат не только устоявшемуся госрегулированию экономики, но и системе финансово-хозяйственных и административных интересов, сначала сформированных колониальной экономической моделью, а затем ставших главным фактором, поддерживающим ее существование.
Прежде всего, надо оздоровить ключевые элементы государственного регулирования экономики, вернув их со службы спекулянтам на службу народу. Ведь государство — это мозг и руки общества: все значимые позитивные перемены в конечном счете осуществляются только им (пусть и под народным давлением).
Для этого надо кардинально снизить масштабы коррупции и освободить от ее влияния принятие хотя бы стратегических решений. Ведь понятно, что реальная миграционная и в целом национальная политика вызвана не какой-то инфернальной ненавистью к русским, а всего лишь подсознательным стремлением коррупционных элементов заменить носителей культуры, считающей взятку преступлением, — носителями культур, считающих ее нормальной деловой транзакцией.
Для этого коррупция во власти должна быть приравнена к измене Родине, свидетельствующего в суде взяткодателя надо освобождать от ответственности, а отказывающегося сотрудничать со следствием мафиози надо карать конфискацией всего имущества, кроме социального минимума, — как у него, так и у всех его родственников.
Поскольку питательной почвой коррупции и ее политического влияния является вывод капиталов из страны и их «внутренняя эмиграция» в невидимый для государства наличный оборот, бегство капитала и крупное обналичивание денег должны быть запрещены, а офшорные фирмы должны быть лишены права владеть активами в России.
Даже минимально необходимые изменения в налоговой и таможенной сфере носят революционный характер.
Тяжесть фискальной нагрузки должна быть перенесена с внутреннего производства на экспорт сырья (в частности, назрела отмена безумного налогового маневра 2018 и 2021 годов), а главное — на подакцизные товары и импорт, конкурирующий с российскими производствами.
При этом укрепление рубля из-за прекращения бегства капитала за рубеж не приведет к росту цен внутри страны: просто потенциальные сверхприбыли импортеров из-за укрепления рубля достанутся бюджету.
Праздный класс, созданный грабежом «советского наследства» в ходе так называемых «реформ», должен быть обложен, помимо прогрессивного налога на наследство и дивиденды, налогом на вмененный доход, прямо связанный со стоимостью имеющегося дорогого и сверхдорогого имущества, — по примеру Швейцарии.
Наконец, необходимость снижения издержек экономики требует минимизации стоимости продукции базовых отраслей экономики.
Поскольку это объективно противоречат природе частного бизнеса, базовые отрасли должны быть национализированы, причем в интересах не государственных менеджеров (как основная часть банковской системы), а общества в целом, — не для абстрактного «повышения управляемости», а именно для снижения издержек, то есть минимизации цен основных факторов производства: сырья, полуфабрикатов, энергии, кредита.
Естественно, национализация должна проводиться мягко, как в Англии после войны, — до уровня 50%+1 акция, при сохранении частных совладельцев как источника предпринимательской инициативы.
Учитывая грабительский характер приватизации и последующей эксплуатации созданных советским народом активов (даже в лучших олигархических корпорациях и в лучшие времена в модернизацию и развитие производства вкладывалась лишь четверть прибыли вместо общепринятой половины), выкуп базовых отраслей государством с учетом исправления всех накопленных финансовых нарушений еще и окажется выгодным для бюджета.
Реализация этих фундаментальных изменений — условие даже не прогресса, а простого выживания сегодняшней России.
Продолжение нынешнего стратегического курса «ситуативного реагирования» создает все более значимую угрозу всей русской цивилизации и требует немедленного выхода из либерального тупика 90-х — под страхом в прямом смысле слова всеобщей смерти.
Комментарий редакции: Смена модели социально-экономического развития в настоящее время представляет собой не только и даже не столько отдачу определённым идеологическим предпочтениям. В наибольшей степени это ключевое условие выживания, победы и ускоренного развития России, преодоления социально-демографического кризиса. Много говорят о целесообразности наличия развитой индустриальной базы, сельского хозяйства, передовых технологий, реального (а не показушного) и прочного высокого доверия общества к власти, возможного только при полном удовлетворении потребностей населения. Но достижение всех перечисленных целей потребует отхода от компрадорского криминального капитализма (и от буржуазной системы в целом). Бесперспективно рассчитывать на решение проблем при доминировании олигархии, при курсе на экономическую «открытость», выражающуюся в следовании установкам МВФ и ВТО. Вне всякого сомнения, ставка на доминирование свободного рынка, поощрение эгоизма правящего класса и перекладывание тягот на плечи народа (вкупе с игнорированием его социальных интересов) тоже таят мину замедленного действия. Так что вопрос стоит жестко — или немедленная смена модели развития, или национально-государственная катастрофа. Иного не дано. Одновременно, выступая за национализацию базовых отраслей экономики, за возрождение государственного планирования развития народного хозяйства, за подавление коррупции и казнокрадства, надо отдавать себе отчет в том, кто будет подобное осуществлять. Если этим займется капиталистическое государство, то особых изменений не предвидится. В лучшем случае следует ожидать имитации борьбы за наведение финансового порядка, за очищение государственного аппарата от взяточничества. Не будут ведь буржуи последовательно пресекать хищническую деятельность своих собратьев по классу. Максимум, что буржуазный управленческий аппарат может сделать, так это использовать подобные механизмы для борьбы с конкурирующими кланами и для закрепления находящейся у властных рычагов олигархической группировки безгранично пользоваться дополнительными возможностями безудержного использования государственных ресурсов для обогащения. Отсюда вывод — только установление власти трудового народа, проведение Ресоветизации создадут гарантии для успешного осуществления левого поворота. Но как скоро подобное свершится — зависит от готовности народа России сделать конкретный политический выбор.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.