Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
СОГЛАСНО майским указам президента, принятым ещё в 2012 году, заработок учителя должен равняться средней зарплате в сфере экономики по региону. С тех пор прошло почти пять лет. Губернаторы отрапортовали: указы выполнены. По данным Росстата, которые формируются на основе отчётов региональных властей, страну по показателю обеспеченности педагогов можно разделить на четыре зоны. В списке аутсайдеров несколько республик: Дагестан, Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия. Там зарплата учителей в среднем составляет около 20 тысяч рублей. В зоне с зарплатой от 20 до 30 тысяч рублей находятся Центральная и Южная Россия, а также часть регионов Западной и Восточной Сибири. В Приморье, Амурской области, Хабаровском и Красноярском краях, в Иркутской, Томской областях средняя зарплата учителя составляет от 30 до 50 тысяч рублей. Ну и наконец, оптимизм внушает зарплата педагогов, работающих на северных территориях — в Ханты-Мансийском, Ненецком, Ямало-Ненецком автономном округах, а также на Чукотке и в Магаданской области: от 60 до 80 тысяч рублей.
Как сообщало телевидение, не так давно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, встречаясь с работниками социальной сферы села, с недоумением узнала, что зарплата учителя в сельской школе Ивановской области составляет 7 тысяч рублей. Так насколько правдоподобны приведённые выше данные Росстата и как на самом деле живётся сеятелям «разумного, доброго, вечного»? Наш корреспондент изучила свидетельства об этом в СМИ самих учителей из разных регионов страны.
Марина Пригова, Республика Алтай:
— У нас учителя в среднем получают меньше 10 тысяч. Мои бывшие однокурсники, которых жизнь разбросала по всей стране, тоже жалуются на низкую зарплату. Подруги, живущие в Бурятии и Липецкой области, пишут, что у них зарплата, как у меня.
Альбина Шеина, Краснодарский край:
— Многое зависит от предмета, который преподаёт учитель. В связи с переходом к нормативно-подушевому финансированию упала зарплата учителей иностранного языка. Ведь при обучении этому предмету классы делятся пополам. Я — «англичанка», и у меня зарплата в два раза меньше, чем, например, у литератора.
Ульяна Сюткина, Ярославская область:
— В прошлом году моя нагрузка была 48 часов: 31 час — уроки русского языка и литературы, 11 часов — уроки домашнего обучения с детьми-инвалидами плюс 6 часов за классное руководство. Как «литератор», массу времени тратила на проверку тетрадей. Не поверите: ходила зелёная. Помню, в середине учебного года меня остановила в коридоре завуч и сказала: «Спасибо, что не упали на полпути». Зарплата у меня была 31 тысяча. В этом году у меня нагрузка 27 часов (ставка — 18 часов), и я получаю 16700.
Татьяна Клинская, Забайкальский край:
— У нас в Шилкинском районе планируют изменить тип учреждения нескольких школ: поменять муниципальный на казённый. Это повлечёт за собой понижение зарплаты на 3—5 тысяч рублей. В школах будут упразднены ставки психолога, завуча, социального педагога. Люди потеряют работу. Учителя считают, что весь сыр-бор из-за дефицитности бюджета: надо на чём-то экономить. Комментируя эту ситуацию, министр образования края Андрей Томских подчеркнул, что стимулирующие выплаты и надбавки учителям никто не гарантировал, их размеры зависят только от возможностей бюджета района, города эти надбавки обеспечить. Короче, рассчитывать мы можем только на голый оклад, а ведь это копейки. А остальное — от лукавого. Сейчас в Забайкалье у учителя, работающего на ставке, зарплата 15 тысяч рублей, после смены типа образовательного учреждения останется 10 тысяч. Можно, конечно, взять две ставки… На эту тему есть старая присказка: на одну ставку жить не на что, а на две — некогда.
Надежда Деева, Пензенская область:
— Зарплата учителя сейчас разделена на базовую и стимулирующую. Неоднократно говорилось о том, что базовая, гарантированная часть должна быть не меньше 60%, на практике она нередко и до 50% не дотягивает. А критерии назначения стимулирующей части — в компетенции директора. Захотел — начислил, не захотел — не начислил. По сути, и стимуляции никакой нет. Просто учитель должен соответствовать ожиданиям директора. А некоторые директора ждут откровенного подхалимажа. Тут многое от человека зависит. Но суть одна: стимулирующие надбавки нередко становятся формой унижения учителя. Хотя и базовая зарплата — тоже своего рода унижение: по сути, это пособие, чтобы не умереть с голоду. А ведь униженный таким образом учитель переносит свои отношения с директором на учеников, только униженными здесь становятся дети.
Ирина Задорожная, Орловская область:
— Но ведь и директор сейчас бесправен. Даже ещё более бесправен, чем учитель. Директора можно уволить без объяснения причин. 278-я статья Трудового кодекса даёт эту возможность. То есть директор — абсолютно управляемое существо. Потому можно ли требовать, чтобы директор был Личностью, создавал коллектив единомышленников, так сказать, авторскую школу? Вряд ли. В руководстве школами всё чаще встречаются люди, склонные к манипулированию подчинёнными, не умеющие управлять, не доверяющие людям.
Евгения Шлыкова, Липецкая область:
— Мне 35 лет, я математик, классный руководитель. Получаю 13900 («грязными»). У меня двое детей и муж-инвалид с пенсией 8 тысяч рублей. После работы в школе я убираю и мою офис, расположенный по соседству. На уборку уходит два часа. И за эту работу я получаю на круг 17 тысяч рублей. Как же так — целый день в школе, дома проверка тетрадей и два часа в день неквалифицированной работы — и 17000?!
Мнение матери педагога. Кристина Жилкина, г. Тамбов:
— У меня дочь работает в школе, у неё нагрузка — 30 часов в неделю. Получает 10 тысяч. А у директора зарплата — 100 тысяч рублей. Как такое может быть? Оптимистичные данные Росстата как раз и получаются от сложения большой зарплаты школьного руководства и мизерной — учителей.
Виктор Сухов, Калужская область:
— Я — учитель молодой, преподаю физкультуру в сельской малокомплектной школе. Учеников немного, зарплата небольшая. И вот знаю, что подозрительно смотрят на меня односельчане: почему, мол, молодой мужик за эту небольшую зарплату держится? А я люблю свой предмет, мне нравится, что дети увлекаются физкультурой. И ещё. Как единственному в коллективе мужчине унизительно упрашивать директора, чтобы мне увеличили зарплату на 2—3 тысячи. Стыдно и перед женщинами, у которых ради этого отщипнут от зарплаты. У нас ведь такая система: чтобы тебе добавили, надо у кого-то отнять.
Ирина Воскребенцева, Республика Марий Эл:
— Я — учитель со стажем, начинала работу в конце 1970-х, ещё в советское время. Продолжаю работать, потому что, несмотря на награды и звания, пенсия крошечная, не проживёшь. Я с горечью вижу, как изменилось отношение к талантливым, незаурядным педагогам. Такие люди всегда обладали принципами, не шли на компромиссы, во все времена они были неудобны для директора. Но в советское время их ценили, потому что ученики за такими учителями гурьбой ходили, побеждали на олимпиадах. Сегодня же учителю в любой момент могут сказать: «Ты чем-то недоволен? Ты отказался агитировать на выборах за определённую партию? Ты позволил себе без разрешения встретиться с журналистом? До свидания! На твоё место найдутся желающие. Даже на такую зарплату». А не найдутся — тоже не проблема. Географию будет преподавать секретарша директора. И что делать учителю, особенно если он живёт в селе или небольшом городке? Другой работы нет. И будет он сидеть тихой мышью, спрятав в карман своё самолюбие, будет агитировать за всем известную правящую партию, даже если его политические взгляды совсем другие.
Елена Кондрикова, Новгородская область:
— В прошлом учебном году я, учитель начальных классов, получала 18 тысяч рублей, так как помимо основной получала ещё и ставку социального педагога. Но в этом году мне пришлось от неё отказаться: серьёзно заболел муж. И зарплата у меня упала до 13 тысяч со всеми надбавками и социальными выплатами.
Тамара Кочеткова, Ивановская область:
— У учителя масса дополнительных, не оплачиваемых нагрузок. Ему приходится вести два журнала — бумажный и электронный. Во-вторых, учителя сами пишут программы по предметам. В-третьих, классным руководителям приходится заполнять портфолио на каждого ученика, писать отчёты о внеурочной деятельности школьников и многое другое. Ситуация с бюрократизацией работы учителей настолько серьёзна, что ею заинтересовался президент. По его поручению был проведён мониторинг в системе образования. Активисты насчитали более десяти инстанций, которые постоянно запрашивают информацию у руководства школ по тому или иному поводу. И сбор её опять ложится на плечи педагогов. Учителя редко протестуют против сложившегося порядка. И всё-таки примеры противостояния есть. В школе №41 г. Иваново практически весь коллектив потребовал доплат за перегрузки. По словам руководителя инициативной группы, учителя рисования Феликса Павловского, педагог должен получать зарплату, сопоставимую со средней по региону, исходя из базовой нагрузки в 18 часов. Все часы, которые он отрабатывает сверх положенных по закону, должны считаться сверхурочными и оплачиваться в повышенном размере. Сейчас же, если зарплата учителя дотягивает до средней, то это подразумевает, что учитель работает на износ. Мои коллеги жалуются на запредельные нагрузки, приводящие к хронической усталости, депрессии и синдрому «эмоционального выгорания».
Татьяна Мусатова, Ульяновская область:
— Минувшим летом мы с мужем и детьми ездили отдыхать в Словению. Познакомились там с нашей соотечественницей. Она замужем за местным жителем, он работает учителем. Зарплата — 1000 долларов. И это при ценах на еду, одежду, транспорт, сопоставимых с нашими. Почему крохотная Словения, не самая, мягко говоря, богатая европейская страна, не имеющая нефти, газа, других полезных ископаемых, способна обеспечить своим учителям нормальную человеческую жизнь? И, заметьте, без всяких президентских указов, которые, как мы видим, к тому же у нас и не выполняются.
От редакции: Все обещания правящих кругов «повернуть экономику лицом к человеку» так и остались словами. В реальности степень грабежа трудового народа усиливается. Причем обирают как работников физического труда, так и умственного — тех, кто обеспечивает воспроизводство нации — работников образования, науки, здравоохранения и т.д. В результате число учителей, врачей сокращается. И это в условиях, когда на повестке дня стоит острый вопрос преодоления демографической катастрофы! Это тогда, когда знания и интеллект становятся ключевыми факторами развития! Впрочем, в условиях сохранения буржуазной системы иного быть не могло. Эксплуататоров вполне устраивает нынешнее положение вещей. А если учесть, что в России функционирует система периферийного компрадорского капитализма, то тем более многое становится ясным. Ведь хозяину нашей олигархии — мировому империализму, как раз нужно, чтобы Россия осталась сырьевым придатком и чтобы в ней остались те, кто будет обслуживать западный капитал. А всех остальных они рассматривают как «лишних людей». Следовательно, бороться надо не за увеличение подачек, даже не за механическую смену государственных руководителей, а за смену модели общественного развития.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.