«Атом должен быть не солдатом, а рабочим!» — эта фраза академика Игоря Курчатова нашла своё прямое воплощение в построенном в Советском Союзе первом в мире атомном ледоколе, который и нельзя было назвать иначе как именем пролетарского вождя — «Ленин».
65 лет назад, 11 декабря 1959 года, правительственная комиссия под председательством заместителя министра морского флота СССР А. Колесниченко подписала приёмный акт, после чего это могучее судно встало в строй действующих кораблей.
Чтобы представить масштаб того события, достаточно одного сравнения: «Ленин» по своей мощности в два раза превзошёл американский ледокол «Глетчер», считавшийся в ту пору крупнейшим в мире.
Длина судна составила 134 метра, ширина — 27,6, высота борта — 16 метров, водоизмещение — 16800 тонн. Численность экипажа — 210 человек. На ледоколе были установлены реакторы OK-150 (позже — OK-900). Топливом служил диоксид урана, несколько граммов которого заменяли тысячи тонн мазута или каменного угля.
А начинался этот грандиозный проект использования «мирного атома» в 1953 году, когда Совет Министров СССР принял постановление о разработке атомохода, способного пробивать для судов пути в двухметровых льдах Арктики.
Организаторами создания атомного ледокола «Ленин» были министр судостроительной промышленности СССР В. Малышев и его заместитель A. Фокин, заместитель министра морского флота СССР А. Колесниченко, начальники Главсевморпути В. Бурханов и А. Афанасьев.
Общее научное руководство проектом осуществлял выдающийся физик-ядерщик академик А. Александров. Он же вместе с ещё одним основателем советской атомной энергетики И. Курчатовым трудился над созданием судовой ядерной энергетической установки. Разработана она была ОКБМ (Опытным конструкторским бюро машиностроения), руководимым И. Африкантовым. Генеральный проектировщик атомохода — Центральное конструкторское бюро. Главный конструктор судна В. Неганов, а коллектив строителей возглавил В. Червяков.
Ледокол «Ленин» был заложен 17 июля 1956 года на Южном стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде.
Только на этапах проектирования и строительства судна было внедрено около пятисот рационализаторских предложений, разработано 76 новых типов механизмов и опробовано свыше 150 новых образцов судового оборудования. В строительстве ледокола приняли участие более пяти сотен предприятий СССР.
«Нельзя забыть, что не только тогда, но и сейчас во всех капиталистических странах с развитой техникой идёт лишь проектирование атомных судов. Только США строят атомное товаро-пассажирское судно «Саванна», но ввод его в эксплуатацию запланирован на вторую половину 1960 года», — отмечал после того, как поставил свою подпись под актом приёмки ледокола «Ленин», А. Стефанович, заместитель председателя правительственной приёмной комиссии, главный наблюдающий за проектированием и строительством атомного ледокола «Ленин» от Министерства морского флота СССР.
Добавим, что в середине прошлого века США и СССР независимо друг от друга начали экспериментировать с атомным приводом для морских судов. Американская «Саванна», введённая в строй, как потом оказалось, только в 1962 году, имела сугубо демонстрационный характер. Его основная задача заключалась в подтверждении работоспособности и безопасности атомного двигателя на морском судне. В отличие от «Ленина», «Саванна» не показала явных экономических или технологических преимуществ по сравнению с традиционными судами того же класса. После семи лет эксплуатации, в 1969 году, «Саванна» была выведена из состава флота и переоборудована в плавучий музей, став лишь эпизодом в истории атомной программы США. Дальнейшего развития гражданское атомное судостроение в этой стране не получило.
В СССР же запуск ледокола «Ленин» в 1959 году стал отправной точкой для создания новой высокотехнологичной отрасли — атомного гражданского судостроения. Этот проект послужил основой для разработки и производства целого флота атомных судов различного назначения. Он также предопределил и обеспечил большой технологический прорыв.
Для корпуса атомохода «Ленин» использовались невиданные до этого по прочности новые марки стали. Весь корпус корабля — сварной, при этом многие швы сделаны автоматической сваркой и прошли проверку на качество рентгенографированием, на что понадобилось четыре километра рентгеновской плёнки, и ещё десятком других методов контроля. Допустить протечек было нельзя. И все сварные швы оказались безупречными.
«Главнейшей частью проекта и строительства нового корабля явилось создание конструкторами малогабаритной судовой атомной паропроизводительной установки со всем комплексом вспомогательных механизмов, — продолжил свой рассказ Стефанович. — Почти все устройства и механизмы атомной установки являются оригинальными по конструкции, применяемым материалам, приёмам технологической обработки и сборки. Бессальниковые циркуляционные насосы с применением гидростатических подшипников, паровая система компенсации объёма, система управления и защиты реакторов — всё это новые головные образцы отечественного производства. Применение атомной энергии потребовало разработки большого количества новых механизмов, приборов, оборудования, материалов, покрытий, автоматики, создания новых технологических процессов обработки, сварки и сборки».
Для ледокола были разработаны 76 головных механизмов и около 150 новых предметов оборудования, которые после этого почти сразу же стали применяться во всём советском судостроении.
Кроме всего комплекса атомной паропроизводительной установки, судно было оснащено турбогенераторами, которые сделали рабочие Кировского завода в Ленинграде. Здесь же, на «Электросиле», мастера изготовили гребные электромоторы уникальной по тем временам мощности в 11 и 22 тысячи лошадиных сил. Свои генераторы для «Ленина» прислали и харьковские рабочие…
«Ледокол прекрасно управляется, очень манёвренен даже на самых малых ходах, — отмечала приёмная комиссия. — Испытания показали его хорошую ходкость. Уже на половинной мощности он развивает на чистой воде почти полную проектную скорость… На ледоколе «Ленин» успешно решены вопросы радиационной безопасности. Предусмотрен тщательный радиометрический контроль. Исследования свидетельствуют о том, что уровни излучений даже в помещениях, прилегающих к реакторной установке, не превышают проектных величин, а в жилых и постоянно обслуживаемых помещениях они в пределах естественного фона. Многочисленные пробы воды и воздуха, взятые возле ледокола, показали отсутствие в них радиоактивного загрязнения. За время длительных испытаний судна ни одна капля воды с радиоактивными загрязнениями не была слита. Таким образом, атомная энергетическая установка ледокола является безопасной как для экипажа, так и для окружающей среды».
Первый экипаж судна готовился в Ленинградском высшем инженерном морском училище имени адмирала Макарова, где в 1957 году были организованы специальные курсы по подготовке инженерного состава атомохода. Около ста человек изу-чали здесь устройство ледокола, его ядерные энергетические установки, особенности эксплуатации механизмов и систем. Преподавателями у них были сотрудники Курчатовского института, ЦКБ «Айсберг», специалисты других НИИ, конструкторских бюро и заводов-поставщиков ледокольного оборудования и механизмов. Пятнадцать выпускников Судомеханического факультета были направлены в Обнинск на первую в мире атомную электростанцию для знакомства с правилами эксплуатации реакторов и сдачи экзаменов на операторов АЭС.
Первым капитаном атомного ледокола «Ленин» стал выдающийся советский моряк, капитан дальнего плавания, награждённый тремя орденами Ленина, Павел Пономарёв. В мае 1960 года он привёл ледокол в порт приписки Мурманск, откуда «Ленин» вышел на первую свою трудовую вахту.
«Арктическая навигация 1960 года завершена успешно, — читаем в мурманских архивах. — В арктические порты завезён весь предъявленный к перевозке груз. Все полярные станции, радиоцентры, экспедиции снабжены всем необходимым для их нормальной работы до будущего года. Высокое мастерство работы во льдах проявил экипаж ледокола «Ленин» при проводке речных судов через пролив Вилькицкого. Операция проводки совершенно неприспособленных к ледовому плаванию судов была осуществлена впервые в истории арктического мореплавания в предельно поздние сроки, в условиях интенсивного ледообразования».
К сожалению, в следующей арктической навигации Павлу Акимовичу участвовать не пришлось — медицинская комиссия из-за последствий полученной на войне контузии и обострившегося полиартрита не выпустила его в море.
Первая атомная установка ледокола отработала шесть лет.
— В 1966 году ледокол был выведен из эксплуатации для замены всей паропроизводящей установки на более надёжную и совершенную… Все работы по монтажу и испытаниям закончились в 1970 году, и ледокол получил более мощное «сердце» — двухреакторную установку нового типа, которой оснащались все последующие атомные ледоколы, — вспоминал один из разработчиков реакторов инженер В. Иванов.
Стоит сказать и о том, какие условия были созданы на судне для экипажа. В их распоряжении были клуб, кинотеатр, библиотека, музыкальный салон с роялем, сауна, спортзал и бассейн. Все жилые помещения были отделаны редкими породами дерева. Работал медицинский блок с рентгеновским аппаратом, лабораторией, кабинетом стоматолога и операционной. «Ленин» стал главным плавучим госпиталем на Северном морком пути не только для самих моряков, но и для полярников, а также жителей прибрежных арктических поселений. На его борту было проведено 176 операций.
Во время строительства и испытаний посетить ледокол часто приглашали высоких зарубежных гостей. На судне побывали: кубинский лидер Фидель Кастро и король Норвегии Харальд V, вице-президент США Ричард Никсон и премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, создатель американского атомного подводного флота адмирал Хаймен Риковер и другие известные деятели.
«Очень благодарны Вам за этот интересный день, проведённый на Вашей большой верфи. Мы увозим много принадлежащего будущему», — написали британцы в 1957 году в заводской книге почётных гостей. А китайская делегация оставила в ней такие слова: «В области судостроения Ваш завод освоил самую передовую технику… Вы находитесь в авангарде науки и техники во всём мире. Мы рады Вашим огромным успехам. Всегда будем Вашими близкими братьями, будем перенимать и изучать Ваш опыт в области судостроения».
В 1989 году трудовая биография ледокола завершилась. Его атомные реакторы законсервировали, демонтировали гребные винты, сняли с борта вертолёт ледовой разведки. Казалось, что ледокол, как и многое другое в те бесславные времена перестроечного хаоса, ждала печальная участь металлолома. Но спасла легендарное судно общественная кампания по его сохранению, развёрнутая бывшим капитаном ледокола, с 1961 года бессменно возглавлявшим его экипаж, Героем Социалистического Труда Б. Со-коловым и начальником радиостанции «Ленина» В. Масловым, направившими в Президиум Верховного Совета СССР письмо с призывом сохранить историческое судно. Их поддержали полярные исследователи, учёные, многие общественные деятели.
Четверть века назад был создан Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин». А 5 мая 2009 года судно было приведено к морскому вокзалу Мурманска, где его переоборудовали в музейно-выставочный центр.
На борту атомохода сейчас работают Информационный центр по атомной энергии и постоянная выставка «Атом и Арктика» — интерактивный музейно-образовательный комплекс, рассказывающий посетителям об истории атомного ледокольного флота, развитии Северного морского пути, промышленном освоении и экологии Арктики.
В 2016 году ледокол «Ленин» был включён в единый государственный реестр памятников культурного наследия России федерального значения. А в значении планетарном первый в мире атомный ледокол «Ленин», безусловно, навсегда останется символом непревзойдённой созидательной мощи первой в мире Страны Советов.
Подготовил Иван СМИТОВ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.