Он был необыкновенным человеком

Он был необыкновенным человеком

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор — М.Д. Семёнов, кандидат педагогических наук, доцент. г. Снежинск, Челябинская область

3 августа исполняется 120 лет со дня рождения Бориса Васильевича Курчатова — замечательного учёного, внёсшего существенный вклад в физику твёрдого тела, ядерную физику и радиохимию. Он был младшим братом великого физика-ядерщика Игоря Васильевича Курчатова, его близким другом, сотрудником и сподвижником. Многолетний творческий союз двух этих незаурядных людей стимулировал интеллектуальный поиск и привёл к большим научным достижениям.

  Борис Курчатов родился 21 июля (3 августа) 1905 года в посёлке Симский Завод Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне город Сим Ашинского района Челябинской области). Отец его, Василий Алексеевич, выходец из крестьян, окончил Землемерное училище в Уфе и работал помощником лесничего. За многолетний добросовестный труд он был награждён четырьмя орденами, стал почётным гражданином и выслужил личное дворянство. Мать, Мария Васильевна (в девичестве Остроумова), принадлежала к духовному сословию и окончила Уфимское епархиальное училище.

В 1908 году семья переезжает в Симбирск, а в 1912-м — в Крым. Здесь Борис получает среднее образование: в 1923 году он оканчивает полный курс школы второй ступени в Симферопольском общеобразовательном техникуме. В этом же году он становится студентом физико-математического факультета Крымского университета им. М.В. Фрунзе и, проучившись два семестра, переводится в Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина — на химическое отделение физико-математического факультета. В декабре 1927-го он завершает учёбу в вузе, защищает выпускную квалификационную работу на тему «Осаждение ионов хлора в присутствии коллоидного гидрата окиси железа» и вскоре получает приглашение в Ленинградский физико-технический институт — ЛФТИ (в наше дни — Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе Российской академии наук).

В ЛФТИ, этой «колыбели отечественной физики», Б.В. Курчатов проработал 15 лет в должностях инженера, младшего научного сотрудника, старшего научного сотрудника и заведующего лабораторией. В 1943 году он был переведён в только что созданную Лабораторию №2 АН СССР (в последующем — Институт атомной энергии, ныне — Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»), где трудился до конца своих дней сначала в качестве старшего научного сотрудника, а затем — начальника сектора. В 1946—1951 годах Борис Васильевич по совместительству заведовал радиохимической лабораторией во Втором научно-исследовательском физическом институте МГУ (в настоящее время — НИИ ядерной физики им. Д.В. Скобельцына).

В 1938 году ему была присуждена учёная степень кандидата физико-математических наук, в 1962-м — доктора химических наук, а в 1970-м было присвоено учёное звание профессора по специальности «радиохимия».

Б.В. Курчатов состоял в рядах КПСС. Он принимал активное участие в организационной работе: был членом Учёного совета Института атомной энергии, членом экспертной комиссии ВАК и входил в состав редакционной коллегии журнала «Радиохимия».

За крупные научные достижения Борис Васильевич был награждён орденом Ленина (1954), пятью орденами Трудового Красного Знамени (1945, 1949, 1953, 1954, 1956), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946), Серебряным знаком Всесоюзного Менделеевского съезда (1959). Он являлся лауреатом двух Сталинских премий (1949, 1953) и Ленинской премии (1959).

Б.В. Курчатов ушёл из жизни 13 апреля 1972 года и был торжественно (с участием почётного караула) похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В первые годы пребывания в ЛФТИ Б.В. Курчатов совместно с И.В. Курчатовым, П.П. Кобеко и М.А. Еремеевым изучал электрические свойства изоморфных кристаллов смесей сегнетовой соли. Результаты этих исследований были использованы И.В. Курчатовым при написании первой в мире монографии по сегнетоэлектричеству. Изданная в 1933 году, она получила название «Сегнетоэлектрики». Знаменательно, что в наши дни эти вещества находят применение во многих устройствах: сегнетоэлектрических конденсаторах — варикондах, электромеханических и механоэлектрических преобразователях, умножителях частоты и т. д.

Ряд оригинальных работ учёного, выполненных отчасти с В.П. Жузе и А.Н. Арсеньевой, был посвящён изучению физики полупроводников. Эти исследования увязывались с решением технической задачи: Борису Васильевичу удалось создать (при участии Ю.А. Дунаева) новый тип твёрдого выпрямителя — сульфидного, позволявшего работать с гораздо более высокими плотностями электрического тока в сравнении с ранее созданными приборами.

С 1934 года Б.В. Курчатов начинает принимать участие в экспериментах по физике атомного ядра, выполняя при этом радиохимическую часть исследований. Спустя всего год он вместе с И.В. Курчатовым, Л.В. Мысовским и Л.И. Русиновым обнаруживает новое явление — ядерную изомерию искусственно-радиоактивных изотопов. Впоследствии данное открытие было признано в научном сообществе одним из значительных достижений отечественной ядерной физики довоенного времени.

Во время Великой Отечественной войны (с августа 1941 года по май 1943-го) учёный, находясь в эвакуации, в составе Казанской группы ЛФТИ проводил работы по военной тематике. Ему удалось создать чрезвычайно чувствительный к инфракрасному излучению состав, предназначенный для использования в приборах ночного видения.

Летом 1943 года Борис Васильевич был отозван в Москву, где в Лаборатории №2 АН СССР под научным руководством И.В. Курчатова начинались работы по Атомному проекту. Учёному доверили решение одной из ключевых задач проекта — получение в лабораторных условиях плутония, точнее, его изотопа с атомным весом 239, и изучение его свойств. Это было необходимо для последующей разработки технологии промышленного производства оружейного плутония и создания атомной бомбы.

В процессе проведения исключительно трудоёмких физических и радиохимических исследований из облучённого нейтронами природного урана были выделены сначала «индикаторные» (апрель 1945-го), а затем и микрограммовые (апрель 1947-го) количества искомого элемента. Это позволило оценить (при участии С.А. Баранова и Г.Н. Яковлева) период полураспада плутония-239, а также изучить свойства его химических соединений и определить их растворимость.

В начале 1950-х Б.В. Курчатов приступил к изучению реакций на сложных ядрах при высоких энергиях бомбардирующих частиц. Работая на синхроциклотроне в Дубне, он вместе с другими специалистами обнаружил несколько новых физических явлений, а также нашёл и идентифицировал ряд новых изотопов.

Особо следует отметить вклад, внесённый Борисом Васильевичем и сотрудниками руководимого им радиохимического сектора в изучение загрязнённости биосферы Земли продуктами ядерных взрывов (в этой работе принимали участие большое число организаций, относящихся к различным министерствам и ведомствам).

Под началом Б.В. Курчатова были развиты тонкие методы радиохимического анализа, а также сконструирован ряд высокочувствительных приборов и лабораторных установок для измерения интенсивности и анализа спектров альфа-, бета- и гамма-излучений, создана целостная система наблюдений. В исследованиях были задействованы самолёты, высотные шары-зонды, научно-исследовательские суда Академии наук и Главного управления Гидрометеослужбы. Обследовалась территория СССР и Китая, акватория Тихого, Индийского и Атлантического океанов, Средиземного и Баренцева морей.

Полученные учёными результаты докладывались на III Женевской конференции по мирному использованию атомной энергии (1964) и сыграли важную роль при подготовке Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, подписанного в Москве 5 августа 1963 года СССР, США и Великобританией.

Завершая краткий обзор многогранной научной деятельности Б.В. Курчатова, отметим, что в разные годы он проводил исследования трансплутониевых элементов — от америция до калифорния, а также изучал некоторые тонкие особенности деления тяжёлых ядер.

Каким человеком был Б.В. Курчатов? Ответ на этот вопрос помогла получить Р.В. Кузнецова — известный историк-архивист, доктор исторических наук. Раиса Васильевна 38 лет прослужила директором Мемориального дома-музея академика И.В. Курчатова и в настоящее время работает ведущим научным сотрудником отдела истории НИЦ «Курчатовский институт». Она была знакома с Борисом Васильевичем, на протяжении многих лет дружила с его вдовой — Людмилой Никифоровной и является автором, составителем или редактором ряда книг. Одна из них — «Неповторимые черты таланта. Борис Васильевич Курчатов: документы, воспоминания, избранные научные труды» (М., 2005). Приводим из неё несколько высказываний об учёном, принадлежащих его бывшим коллегам.

Доктор химических наук Д.С. Горбенко-Германов:

«… Общаясь с Борисом Васильевичем, я постоянно убеждался в том, что он — типичный представитель потомственной русской интеллигенции. Если обобщать его влияние на нас, молодых сотрудников, да и на его сверстников, то можно сказать, что он был совестью нашего коллектива. Мы сейчас подзабыли слово «порядочность», как-то не модно его произносить, да и мало к кому можно применить. А Борис Васильевич прежде всего характеризовался именно этим словом».

Доктор физико-математических наук Ю.В. Сивинцев:

«Будучи одним из классиков современной радиохимии, он не пытался выставлять свою кандидатуру при очередных выборах в Академию наук. То, что он не имел академического звания, мне кажется, не очень-то и огорчало Б.В. Для нас, несмотря на отсутствие такового, он был одним из энциклопедистов, составлявших элиту Курчатовского института, к тому же, как правило, относительно легко доступным в своём кабинете. Трудно представить, чего мог не знать Б.В.! <…> В наши дни торжествующего меркантилизма столь доброжелательные, бескорыстные и многогранные люди не просто редки — они вымерли, как динозавры. И так горько, что не существует машины времени, и мне никогда больше не встретиться с таким интересным человеком и тёплым собеседником, как Борис Васильевич Курчатов…»

Кандидат физико-математических наук М.Я. Кузнецова:

«В 1959 году Борис Васильевич получил за цикл работ премию. Свою личную премию он разделил между всеми сотрудниками, принимавшими участие в этих работах. По выражению Бориса Васильевича, каждый получил «свою долю». Он был необыкновенным человеком. Удивительно гармонично сочетались в Борисе Васильевиче Курчатове высокий профессионализм, преданность науке, строгость в требованиях к анализу и опубликованию полученных в экспериментах результатов, честность, простота в общении с сотрудниками, доброта и бескорыстие».

Старший лаборант А.Е. Колотилин:

«Мне очень повезло, что пришлось работать рядом с таким крупным учёным и настоящим Человеком. Он останется в моей памяти всегда как один из талантливых людей нашего поколения, и память о нём мы будем вечно хранить в наших сердцах.

… Можно определённо сказать, что таких людей, как Борис Васильевич Курчатов, Бог создаёт редко. Наша Россия должна гордиться такими людьми».

Мы сумеем лучше понять феномен этого действительно необыкновенного человека, если обратимся к истокам его жизненного пути — детским и юношеским годам.

Опубликованные материалы позволяют ощутить атмосферу, царившую в семье родителей Бориса Васильевича: почитание старших, забота о детях, трудолюбие, уважение к знаниям, верность избранному делу и спутнику жизни, интерес к истории своих предков, человеколюбие. Именно домашнее воспитание, а в последующем и благоприятная социальная среда (прекрасные школьные преподаватели и университетские профессора, многоопытные и благородные научные наставники, дружный и здоровый трудовой коллектив, хорошие товарищи) сформировали уникальную личность Б.В. Курчатова.

Как же нам сейчас не хватает таких людей!

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *