Предположения о возможных контурах договоренности для переговоров Путин-Трамп на Аляске

Предположения о возможных контурах договоренности для переговоров Путин-Трамп на Аляске

По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ

Центр исследований политической культуры России продолжает мониторинг политических процессов в возможный канун традиционных для российской политической системы «августовских катаклизмов»  и «черных лебедей».

На основе анализа предоставленных экспертных оценок можно выделить следующие ключевые инсайды и вероятные договоренности, не озвученные официально:

Настоящий аналитический обзор экспертных мнений посвящен эволюции ожиданий, сопротивлению третьих сторон и оценке стратегических ставок Москвы и Вашингтона перед переговорами президентов Путина и Трампа в Анкоридже (Аляска).

Введение. Символика места

На фоне приближающегося саммита президентов России и США на Аляске, информационное пространство наполнено полярными мнениями, прогнозами и спекуляциями о возможных договоренностях по Украине. Ожидания от встречи претерпели значительную эволюцию: от надежд на прорывное соглашение до оценок ее как «ознакомительного мероприятия». Эта трансформация происходит на фоне демонстративного молчания Кремля и корректировок со стороны Белого дома, который теперь призывает «не ждать многого».

Выбор Анкориджа (Аляска) для встречи несёт глубокую геополитическую символику:

Исторический реверс: Территория, проданная Россией США в 1867 г., становится площадкой для диалога после 1,5 веков. Для Москвы это напоминание об утраченном влиянии, для Вашингтона — демонстрация «встречи на своей земле». Анкоридж выбран из-за близости к России (86 км до Чукотки) и символического значения: здесь расположен памятник советским и американским летчикам времен ленд-лиза .

Формат переговоров: Встреча пройдет без участия Украины и ЕС, включая сессии тет-а-тет. Пресс-секретарь Белого дома К. Ливитт подчеркивает: «Переговоры стали возможны потому, что Путин попросил Трампа о встрече». Обычно говорливый пресс-секретарь российского президента Песков пока молчит по поводу встречи на Аляске.

Арктический акцент: В регионе пересекаются интересы сторон в энергетике, логистике и безопасности. Россия позиционирует Арктику как зону своих «безусловных компетенций», что усиливает её переговорные козыри.

Нейтральность и безопасность: Близость к России (Чукотка) упрощает логистику Путина, а изолированное положение Аляски минимизирует риски провокаций.

Эволюция ожиданий: от «прорыва» к «ознакомительной встрече»

Изначально анонсированная как встреча, нацеленная на поиск путей к завершению войны, риторика Белого дома заметно изменилась. Госсекретарь США Марко Рубио охарактеризовал предстоящий саммит как возможность «посмотреть этому человеку в глаза, встретиться лично, услышать его один на один и оценить ситуацию». По его словам, президент Трамп хочет «иметь все факты и взглянуть человеку в глаза», чтобы понять, есть ли «хоть какой-то шанс на успех».

Такая позиция, по мнению политолога Максима Жарова, стала результатом информационных кампаний, которые «оркеструет Лондон», и к вечеру вторника саммит «окончательно деградировал до статуса «ознакомительного мероприятия».

В Белом доме, как сообщает Politico, решили положиться на «инстинкты Трампа», которому будет достаточно нескольких минут, чтобы понять, готов ли Владимир Путин договариваться. Основная цель теперь формулируется как оценка намерений российского лидера и подготовка почвы для возможной трехсторонней встречи с Владимиром Зеленским.

На этом фоне показателен почти полный отказ Кремля от медийной подготовки к встрече. Как отмечает политолог Максим Жаров, «Кремль никак медийно не готовится к Аляске», а сигнал о возможном обсуждении плана окончания СВО был протранслирован «довольно неуклюже».

  • 1: Ожидание перезагрузки (до 10 августа)

Кремль: Видел в саммите шанс для двустороннего урегулирования Украины без участия ЕС и Киева. Публично делался акцент на «финализации украинского кризиса» через взаимоприемлемые «правила игры».

Белый дом: Подчёркивал цель «понять, как закончить войну», но избегал конкретики. Пресс-секретарь Левитт: «Цель встречи для президента — уехать с чётким пониманием, как мы можем положить конец этой войне»

Трамп требовал «быстрого прекращения войны», угрожая Киеву сокращением помощи.

  • 2: Снижение планки. Корректировка Трампа (11–12 августа)

Снижение планки: Трамп публично назвал встречу «ознакомительной», а её успех зависящим от «первых минут диалога». Акцент сместился на «прощупывание почвы».

США: Акцент сместился на «listening exercise» (упражнение в слушании). Госсекретарь М. Рубио:

«Президенту нужно посмотреть Путину в глаза… чтобы оценить ситуацию. Думаю, мы быстро поймём, есть ли шанс на успех».

Техника доверия инстинктам: По данным Politico, администрация США свела подготовку к минимуму, сделав ставку на «интуицию Трампа» после доклада спецпосланника Уиткоффа.

  • 3: Демонстративная медийная пассивность Кремля

Отсутствие медийной подготовки: Кремль игнорирует формирующие кампании в СМИ, ограничившись намёком на «обсуждение плана окончания СВО». Это трактуется как сигнал: Москва не намерена торговаться по базовым принципам (денацификация, демилитаризация).

Позиции сторон и экспертные оценки

Попробуем обобщить ключевые экспертные оценки, которые транслируются перед встречей в Анкоридже.

1. Российские условия и «удобный выход» для Трампа:

Якобы российские условия на саммите

Итальянское издание Corriere della Sera, ссылаясь на кремлевские источники, опубликовало возможные условия Владимира Путина:

 * Вывод украинских войск из Донбасса в обмен на уход российских сил из частей Сумской, Днепропетровской и Харьковской областей.

 * Заморозка текущих линий фронта в других местах.

 * Обязательство Украины не вступать в НАТО, ее демилитаризация и федерализация.

 * Заключение двустороннего соглашения между Россией и США, исключающее Украину и ЕС.

 * В случае провала соглашения — требование к Трампу приостановить военную помощь Киеву.

Скорее всего «кремлевские источники» — это некий политолог Дмитрий Суслов, якобы близкий к Кремлю. Издание цитирует его мнение, что Путин предлагает Трампу «удобный выход». Он отмечает, что Москва сейчас готова говорить о прекращении огня, а не только об окончательном соглашении, и просит для этого «чуть меньше, чем год назад», имея в виду требование об уходе ВСУ только из Донбасса, а не из всех четырех присоединенных областей. По мнению Суслова, для Трампа это шанс обезвредить «фитиль, который он необдуманно поджёг с Китаем, Индией и Бразилией» по поводу импорта российской нефти и приписать себе «историческую заслугу».

Россия: «Красные линии»

Комментарий Алексея Журавлева (зампред комитета Госдумы по обороне):

«России нужны гарантии безопасности, которые могут дать только США. Исходя из позиций на земле, будет выстроена переговорная позиция».

2. США: Прагматизм vs идеология

В американском Белом доме цель встречи с Путиным обозначили так: «Уехать с чётким пониманием, как закончить войну» (К. Ливитт).

При этом российский военный аналитик Прохватилов указывает на следующие риски для Трампа:

«Спецпредставитель Трампа генерал Кит Келлог доложил: украинский фронт может рухнуть, и Путин получит больше, чем требует сейчас. Трамп не хочет ни коллапса Украины, ни ядерной эскалации».

3. Киевский режим и ЕС: Тактика саботажа

Зеленский настойчиво транслирует отказ от территориальных уступок без референдума (ст. 17 Конституции).

ЕС/Великобритания ведут координацию «антисговора» через встречи в Лондоне. Анонимный британский чиновник заявил по этому поводу: «В отличие от европейцев, мы не выдвигаем требования публично, чтобы не раздражать Трампа».

4. Подтанцовка иноагентов. Крики про «капитуляцию Украины» и «предательство» союзников:

Лондонский политолог Владимир Пастухов (признан в РФ иноагентом) вообще называет переговоры «сепаратными», направленными «против собственных союзников и ведутся за их счет». По его мнению, «в той или иной форме Трамп и Путин намерены обсуждать КАПИТУЛЯЦИЮ Украины».

Пастухов считает, что для Путина и Трампа разумной стратегией было бы «потянуть резину» и дать российской армии «дожать» ВСУ в Донецкой области до осенней распутицы, после чего договариваться о разделе по линии фронта. В этом случае встреча на Аляске должна быть «дружелюбной, но ни о чем».

Анализ сопротивления «партии войны» и проявления игры в долгую

Существует множество оценок тому мощному противодействию, которое оказывается на Западе потенциальным договоренностям в Анкоридже.

Российские эксперты отмечают этот фактор:

О недоговороспособности: «Любые подписанные соглашения и сделанные заявления могут быть нарушены и растоптаны даже в течение 24 часов… Слова держать никто не будет (а Трамп тем более)» — Телеграм-канал «Zаписки традиционалиста».

  * О давлении«Безусловно, рядом стран, заинтересованных в продолжении конфликта, будут предприняты титанические усилия (провокации и дезинформация), чтобы сорвать запланированную встречу» — Кирилл Дмитриев, спецпредставитель Путина.

Позиция США в условиях глобального давления «союзников» выглядит как метания между прагматизмом и атлантизмом.

Программа-максимум: Сделка с Россией на американских условиях.

Программа-минимум: Снижение затрат на Украину путём «заморозки» конфликта.

В свою очередь, российское патриотическое экспертное сообщество излагает свое видение «красных линий» Москвы на предстоящих переговорах.

Аналитики «Традиционалиста»: Никакого «Минска-3»: Перемирие невозможно, пока Киев — «террористическая антисистема».

Недопустимость уступок: «Где русский флаг поднят, там он не будет опущен». Особенно критичны плацдармы на правом берегу Днепра (логистика в Крым и Приднестровье).

Анализ линии сопротивление третьих сторон:

Киевский режим.

Зеленский заявил: «Мы не уйдём из Донбасса. Если уйдём — будет третья война» .

Подготовка провокаций: Удар по жилым кварталам в Харьковской области с привлечением западных СМИ для обвинения России (данные Минобороны РФ)

Великобритания и ЕС:

Координация сопротивления идет через организованную экстренную встречу в Англии. Цель: выработать единую линию против «сговора».

На юге Англии запланирована встреча с участием вице-президента США Джей Ди Вэнса, главы МИД Британии Дэвида Лэмми и представителя Украины Андрея Ермака с целью переубедить американскую сторону не идти на компромисс.

Показательно заявление анонимного британского чиновника: «В отличие от европейцев, мы не выдвигаем требования публично, чтобы не раздражать Трампа».

Медийные кампании:

Кампания в западных СМИ началась с попыток дискредитации спецпосланника Трампа Стива Уиткоффа: «Он не знает, о чём говорит» (BILD).

Также транслируется нарратив FT: «Уступка территорий — не катастрофа, если Украина сохранит военный потенциал» (аналогия с Финляндией после 1944 г.).

Обозреватель Financial Times Гидеон Рахман допускает территориальные уступки со стороны Украины, но при условии сохранения ее военного потенциала. Он проводит параллели с Финляндией после Второй мировой войны и странами Балтии, чья аннексия не была признана США. Логика проста: «Украинцы и европейцы знают, что им нужно потакать Трампу и играть в долгую игру». Однако в России ключевым условием называют нейтральный статус Украины, ее демилитаризацию и признание новых территориальных реалий, зафиксированных в международных договорах.

Сценарии для Анкориджа: Прогнозы экспертов

1. «Ознакомительный минимум» (вероятность 60%)

Содержание: Фиксация готовности к перемирию; технические договорённости по деконфликту; план трёхсторонней встречи.

2. «Сделка по Донбассу» (вероятность 30%)

Условия: Вывод ВСУ из Донбасса ↔ вывод РФ из приграничных районов; заморозка фронта; вне-НАТО статус.

Предупреждение военэксперта Прохватилова:

«При таком перемирии РФ уйдёт из Харьковской/Сумской областей, а туда войдут британские спецслужбы для организации ‘Бучи 2.0’. Это уничтожит доверие и возобновит войну».

3. Срыв переговоров (вероятность 10%)

Механизмы: Провокации (удары по Крыму, диверсии); информационные атаки (дискредитация переговорщиков).

Прогноз иноагента В. Пастухова:

«Встреча будет дружелюбной, но ни о чём. Реальная игра начнётся после взятия Донбасса».

Глубинные факторы: Взгляд экспертов

Военно-стратегический анализ

Причины уступок Трампа«Генерал Келлог подтвердил: ВСУ могут не выдержать летней кампании. Путин требует лишь Донбасс вместо 4 областей — это ‘минимум’ для России. Если Трамп отвергнет, РФ возьмёт больше» (военный эксперт Прохватилов).

Риски перемирия: «Европа использует паузу для переброски войск. Единственный способ предотвратить катастрофу — «эскалация ради деэскалации»: испытания ядерного оружия на Новой Земле» (военный эксперт Прохватилов).

Заключение

Довольно метко охарактеризовал ситуацию в канун саммита в Анкоридже митрополит Леонид (известный церковный внешнеполитический деятель, экс-патриарший экзарх Африки):

«В ожидании встречи президентов России и США мир замер. Нет, это не значит, что «англичанка перестала гадить», военный сектор ЕС изменил свои планы … и стал выращивать зернобобовые, укронацисты уехали в Канаду, а сами США отказали Украине в поставках вооружений, а не продают их за евроденьги. Ничего личного, только бизнес. К сожалению, давление на Россию усиливается, а соседи, наблюдая за процессами внутри России, делают свои выводы. И они далеко не в нашу пользу».

Большинство экспертов отмечает, что теперь главная дилемма президента Д.Трампа: Между желанием «остановить убийства» и давлением атлантистов.

Цитата Трампа: «Я могу уйти и сказать: «Удачи!». Но мы обсудим параметры».

Отмечаются и риски для президента В.Путина: Согласие на «заморозку» без гарантий денацификации создаст угрозу повторения Минска. «Распад России возможен, если система не найдет выхода» (Военный аналитик Прохватилов).

Что после Анкориджа?

При успехе: Трехсторонняя встреча в сентябре с участием Зеленского;

При провале: Ускорение операции ВС РФ в Донбассе до осенней распутицы.

Прогноз: почему «исторического прорыва» не будет

Ограниченность мандата Трампа:

Администрация не способна заставить Киев или ЕС принять сделку. Даже при желании Трампа, «он не имеет инструментов влияния».

Несовместимость целей:

Россия требует смены режима в Киеве, США готовы лишь к «территориальному торгу».

Тактика «малых шагов»:

Реальные достижения: Восстановление работы посольств, соглашение по Арктике, механизмы деэскалации ядерных рисков.

Сценарии после саммита:

При позитивной динамике — трёхсторонняя встреча (РФ–США–Украина).

При провале — ускорение операции ВС РФ в Донбассе до осенней распутицы.

Выводы:

1.Анкоридж — не новая Ялта, а «разведка намерений».

2.Встреча в Анкоридже — не конец игры, а её новая стадия. Москва и Вашингтон ищут не мир для Украины, а формулу снижения издержек. Единственный бесспорный результат — легитимизация диалога Путин–Трамп как ключевой площадки миротворчества.

3.Саммит в Анкоридже, скорее всего, обозначит контуры «развода» США с проектом «Украина», но не завершит СВО. Горячая фаза конфликта продлится до достижения Россией целей денацификации.

4.Вместе с тем, не исключено, что в Анкоридже украинский вопрос будет далеко не единственным. Не исключено определение контуров неких глобальных геополитических договоренностей между Россией, США и Китаем, в том числе, по арктической теме. В этом случае тема Украины при всей ее важности может быть информационной «завесой» обсуждения сценариев действий в рамках другого и гораздо более масштабного, глобального конфликта: между условными «традиционалистами» и транснациональным «Deep State». В этом контексте введение Трампом войск Нацгвардии в Вашингтон может рассматриваться и как попытка предотвратить госпереворот.


Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *