По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Елена Морозова
Жизнь в современном мире, раздираемом политическими распрями и социальным неравенством, вооружёнными конфликтами и терактами, стихийными бедствиями и техногенными катастрофами, даёт нескончаемые поводы для массового недовольства граждан. А посему протестная активность на бурлящем событиями земном шаре никогда не прекращается — просто в зависимости от смены климатических сезонов в разных частях света она порой временно затухает, как, например, летом в Европе. Однако пора отпусков в Старом Свете подошла к концу, и отдохнувшие трудящиеся, зарядившись новой силой и энергией, готовятся к очередному витку борьбы за свои права и свободы. Францию, например, в сентябре ожидает серия акций против правительственных планов по заморозке в 2026 году социальных программ и антиинфляционных компенсаций, а Германия, чьи власти намерены принять закон о военной службе, предусматривающий обязательный призыв молодых людей начиная с июля 2027-го, столкнётся с волной пацифистских выступлений.
Впрочем, в некоторых государствах ЕС осенний забастовочный сезон уже стартовал. Так, в Греции состоялась 24-часовая общенациональная стачка, инициированная Высшим советом Конфедерации профсоюзов госслужащих (ВСКПГ) в связи с внесением в парламент разработанного кабмином проекта реформы дисциплинарного законодательства для бюджетников. Кульминацией суточного протеста стал марш в столице Эллады, начавшийся у здания Национального исторического музея и завершившийся под окнами высшего представительного органа страны. Скандируя лозунги против государственного террора, требуя выделения денег на здравоохранение и образование, принятия на работу дополнительных сотрудников и повышения зарплаты, в центре Афин собрались толпы людей с транспарантами «Все вместе на борьбу против антирабочего законопроекта!», «Долой кабинет угнетения и репрессий!», «Не допустим запугивания и шантажа!».
Участники митинга возмущались реакционной сутью нового законопроекта, криминализирующего профсоюзную и общественную деятельность, приравнивая её к общеуголовным преступлениям с соответственным наказанием, и настаивали на немедленном отзыве спорного документа. «Обсуждающаяся народными избранниками реформа — не просто ужесточение дисциплинарных взысканий для сотрудников госсектора, а неприемлемый и циничный план, противоречащий интересам работников, поскольку направлен на усиление давления и нагнетание атмосферы страха на рабочих местах, возводя профсоюзную и политическую активность в ранг преступной», — отметила Федерация союзов врачей больниц. Аналогичного мнения придерживается и Ассоциация муниципальных работников столичной области Аттика, призвавшая депутатов отказаться от рассмотрения документа, нацеленного «против простых греков, сражающихся за своё выживание». Манифестанты, среди которых были члены профобъединений здравоохранения, образования и местного самоуправления, подчеркнули, что не желают «мириться со средневековыми условиями труда, войной и эксплуатацией», а потому продолжат битву за свои демократические права.
Примечательный факт: профсоюзы транспортников стачку проигнорировали, посему метро, автобусы, троллейбусы и трамваи в столице ходили по расписанию. От участия в протесте отказался и Союз моряков Греции, вследствие чего удалось избежать перебоев в паромном сообщении. К всеобщей забастовке, организованной ВСКПГ, на четыре часа намеревалась примкнуть лишь Ассоциация диспетчеров, однако в разгар туристического сезона суд первой инстанции Афин запретил её, признав незаконной, так что и аэропорты страны функционировали в обычном режиме.
Бунт госсектора ожидаемо не встретил понимания у властей, зато солидарность с бюджетниками выразили депутаты от Коммунистической партии Греции Христос Кацотис и Афродита Ктена.
Вообще успех любой стачки во многом зависит от умения её организаторов вовремя остановиться, и — в ответ на готовность другой стороны идти на уступки — умерить свой «претензионный аппетит», дабы, как знаменитая старуха из бессмертной пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», не остаться в итоге у разбитого корыта. Примером столь мудрого подхода может служить завершившаяся пятидневная забастовка группы сотрудников Железнодорожной инфраструктуры Черногории (ЖИЧ), в состав которой вошли 84 диспетчера поездов и дежурных по станциям. Участники протеста, приведшего к прекращению движения поездов на трёх ключевых маршрутах: Белград — Бар, Подгорица — Никшич, Подгорица — Байза, добивались существенного повышения окладов, выравнивания коэффициентов оплаты труда с другими железнодорожными предприятиями балканской республики и внесения изменений в коллективный договор.
Как рассказал выступивший на митинге в черногорской столице Подгорице лидер бастовавших Андрей Калуджерович, руководство ЖИЧ и минтранс годами игнорировали требования «дирижёров» поездов. «Наши жизни, достоинство и профессиональная репутация находятся под угрозой, а терпение — на пределе: диспетчерское жалованье, составляющее всего 680 — 800 евро в месяц, включая ночную работу и 35 лет стажа, — едва ли не самое низкое в стране. А ведь именно мы играем важнейшую роль в развитии и обеспечении безопасности железнодорожного транспорта, — отметил Калуджерович. — На самом деле отказ от работы — не попытка шантажа, а единственная возможность быть наконец-то услышанными наверху».
На фоне протеста ЖИЧ предложила поднять зарплату с учётом коэффициента 7,9 вкупе со стимулирующей надбавкой (СМ) 30% и призвала сотрудников вернуться к работе, дабы «не оказаться невольными соучастниками диверсии против государства». Однако диспетчеры запросили дополнительное увеличение СМ на 25%, что, по мнению ЖИЧ, противоречит закону. Впрочем, бастовавшие вовремя одумались и в итоге заключили соглашение, согласно которому их финансовое вознаграждение за труд возрастёт примерно на 300 евро и составит от 1000 до 1200 евро, причём индексация произойдёт в кратчайшие сроки.
Между тем недовольство назрело не только у железнодорожников: независимый профсоюз полиции также предъявил правительству перечень требований, главные из которых — повышение окладов, обновление экипировки и расширение штата. Властям дан двухнедельный срок на ответ, по истечении которого — то есть уже в ближайшие дни, профобъединение намерено организовать акции протеста, включая блокировку пунктов пропуска через границу.
Однако для победного исхода забастовочного процесса одного искусства лавирования недостаточно: отважившимся на стачку необходимо обладать решимостью, выносливостью, готовностью идти на жертвы и упорством в достижении заявленной цели. Последнее качество, кстати, крайне важно для участников антиправительственных выступлений, жаждущих заставить власти отказаться от разного рода непопулярных реформ и «усовершенствований», ударяющих по простым гражданам. Ярким примером протестов, завершившихся удовлетворением определённой части требований их организаторов, служат последние события в Индонезии.
Как уже писала «Правда», мощные демонстрации всколыхнули крупнейшую мусульманскую страну мира в конце августа. Стихийное возмущение народа спровоцировало известие о том, что в дополнение к весьма солидной зарплате все 580 парламентариев получают ещё и ежемесячное пособие на оплату жилья, размер которого — 50 млн рупий (3075 долларов) — в 10 раз превышает минимальную зарплату в столице и в 20 раз — в бедных регионах. Гнев индонезийцев вполне понятен, учитывая, что депутаты катаются как сыр в масле на фоне проводимой президентом и одновременно премьер-министром республики Прабово Субианто политики жёсткой экономии, включающей сокращение расходов на образование (под нож, например, пошла программа бесплатного школьного питания), здравоохранение и общественные работы. Тысячи негодовавших студентов, рабочих, активистов и членов профсоюзов, заполонившие площадь перед зданием законодательного органа в Джакарте, обвинили кабмин в игнорировании реальных проблем — инфляции, безработицы, зашкаливающей коррупции, особенно среди правительственной элиты, — и призывали к немедленному роспуску парламента.
Градус протестов, изначально относительно мирных, стремительно повышался, и в итоге акции переросли в беспорядки и ожесточённые столкновения демонстрантов с правоохранителями. Триггером эскалации явилась смерть 21-летнего курьера: развозя еду по Джакарте, он оказался в гуще уличной схватки и был сбит броневиком мобильной бригады Национальной полиции, затем переехавшим упавшего мототаксиста. Трагический инцидент попал на видео, тут же разлетевшееся по соцсетям и породившее взрыв народной ярости, усмирить которую не помогло даже заверение президента о неизбежности наказания виновных блюстителей закона.
Со столицы, где толпы недовольных вовсю жгли автобусные остановки и пункты взимания платы за проезд, волнения перекинулись на другие города, включая Джокьякарту, Бандунг, Семаранг и Сурабаю на острове Ява, а также на Медан, столицу провинции Северная Суматра, и Макассар — административный центр Южного Сулавеси. В последнем демонстранты предали огню здание горсовета, в результате чего погибли три человека, а ещё одного жителя растерзала толпа, приняв его за сотрудника спецслужб в штатском.
В конце концов протестные страсти накалились до такой степени, что главе государства Прабово Субианто пришлось отказаться от запланированного визита в КНР, где проходил саммит ШОС, плавно перетёкший в грандиозные торжества по случаю 80-летия разгрома милитаристской Японии, ознаменовавшего окончание Второй мировой войны. Вместо поездки в Поднебесную президент вплотную занялся урегулированием напряжённой ситуации в собственной стране и согласился частично удовлетворить претензии демонстрантов, в связи с чем с 1 сентября индонезийским депутатам пришлось забыть о дорогущих зарубежных вояжах за казённый счёт и регулярных жилищных пособиях. Об уступках президент сообщил в эфире национального телевидения, находясь в окружении лидеров восьми ведущих партий, тем самым дав понять: решение не просто спущено сверху — политики сочли нужным умерить свои аппетиты ради общественного спокойствия.
Результатом длительных беспорядков и противостояния демонстрантов с силовиками стало задержание в Джакарте около 1240 человек, среди которых, по сообщению генинспектора столичной полиции Асепа Эди Сухери, есть и жители соседних провинций, в частности Западной Явы и Бантена, подозреваемые в повреждении общественных зданий, мародёрстве и других насильственных действиях. Параллельно правоохранители расследует нападение на резиденцию губернатора Восточной Явы в столице провинции городе Сурабая, а также разграбление домов четырёх членов парламента и резиденции министра финансов Шри Мульяни Индравати.
По сведениям губернатора Особого столичного округа Джакарта Херу Буди Хартоно, ущерб, причинённый только общественным объектам, составил 55 млрд рупий (3,3 млн долларов). Кроме того, за неделю волнений пострадали более 700 мирных жителей.
Кстати, в контексте с трудом подавленного бунта местные СМИ вспомнили о колоссальном проекте по переносу столицы из Джакарты в строящийся город Нусантара на острове Калимантан. Официально намерение властей продиктовано переизбытком жителей в Джакарте, обременённой инфраструктурными и экологическими проблемами, а также желанием сбалансировать социально-экономическое развитие западных и восточных регионов страны. Впрочем, уверены эксперты, не последнюю роль в решении о смене стольного града, подвергшемся резкой критике, играет то обстоятельство, что в искусственно созданной малонаселённой Нусантаре властям будет куда проще контролировать любые социально-политические демарши. По мнению же самих джакартцев, лишение города статуса «сердца» Индонезии, влекущее переезд правительственных учреждений, нанесёт ему экономический урон и вызовет скачок безработицы.
К слову, на этой неделе в знак примирения протестовавших и полиции в Джакарте состоялась процессия водителей онлайн-сервиса такси, в ходе которой они дарили стражам порядка розовые и белые розы, обменивались рукопожатиями и обнимались.
Как отмечают аналитики, выплеснувшийся на улицы народный гнев — первое серьёзное испытание для Прабово Суби-анто за неполный год его президентства. Однако вряд ли недовольство полностью утихнет вместе с отменой финансовых привилегий для депутатов.
Иные заботы нынче тревожат жителей Австралии, отделённой от Индонезии почти тремя тысячами километров. Дело в том, что антииммигрантские настроения, царящие на Западе, причём как в Старом, так и Новом свете, добрались и до Страны кенгуру и коал, где в крупнейших городах — Сиднее, Мельбурне, Брисбене, Аделаиде — тысячи человек вышли на марши против засилья переселенцев на Зелёном континенте. Правда, в отличие от европейцев и американцев, австралийцы выражали недовольство не самим фактом присутствия на их земле чужеземцев, а его последствиями: чрезмерный приток искателей лучшей доли привёл к подорожанию аренды, нехватке жилья и перегрузке инфраструктуры. Словом, шествия чем-то напоминали масштабные манифестации против овертуризма, сотрясающие старушку Европу на протяжении последних восьми месяцев.
Сделав акцент на том, что мероприятия не носят расистский характер, организаторы демонстраций в столицах четырёх из шести штатов Австралии призвали власти обратить внимание на миграционные проблемы и защитить интересы собственных граждан.
Наряду с выступлениями против переселенцев одной из основных тем общемировых протестов, причём на протяжении уже почти двух лет, остаётся израильская агрессия в секторе Газа, в последние недели вышедшая на запредельный уровень в связи с намерением Тель-Авива полностью оккупировать анклав. Как неоднократно отмечала «Правда», митинги солидарности с палестинским народом практически ежедневно проходят в той или иной стране. Так, в Германии более десяти тысяч человек присоединились к антиизраильской акции во Франкфурте-на-Майне.
По словам устроителей марша «Объединённые в защиту Газы», для крупнейшего города федеральной земли Гессен нынешний пропалестинский «слёт» явился самым масштабным с момента начала бойни в секторе Газа. Демонстранты выкрикивали запрещённые в ФРГ лозунги и сравнивали войну в анклаве с холокостом.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.