По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Елена Морозова
Мультикультурализм, терпимость, социальная интеграция — все эти ценности, исповедуемые властями западных государств, хороши до тех пор, пока выполняют свою ключевую задачу — гармонизацию общества и не идут вразрез с кантовской максимой «Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого». Однако в сегодняшней Европе, где лоббировавшаяся экс-канцлером ФРГ Ангелой Меркель политика открытых дверей спровоцировала мощнейший миграционный кризис, а доведённая до абсурда толерантность породила в заполонивших Старый Свет иноверцах вседозволенность, искусственно созданное этническое разнообразие превратилось в реальную угрозу для местного населения и даже национальной безопасности. А потому вопрос бесконтрольной миграции всё сильнее тревожит европейцев, выходящих на улицы в знак протеста против наплыва чужестранцев, отнимающих у них рабочие места, доступное жильё, социальные льготы, а заодно насилующих и убивающих коренных жителей.
Ярчайшим доказательством тотальной усталости от нескончаемого притока переселенцев стала масштабная манифестация в столице Великобритании, прошедшая под лозунгом «Объединим королевство!» и собравшая рекордное число участников — около 150 тысяч. Инициатором марша выступил активист Стивен Яксли-Леннон, более известный как Томми Робинсон. В казавшейся бесконечной толпе демонстрантов мелькали британские флаги, исторические английские стяги с красным крестом Святого Георгия на белом фоне, а также портреты убитого 10 сентября в штате Юта американского консервативного политика Чарли Кирка, известного своей приверженностью традиционным ценностям. Скандируя лозунги против премьера Кира Стармера, возмущённые подданные Карла III критиковали миграционную политику «верхов» и ущемление свободы слова.
«Лондонское восстание» поддержал миллиардер Илон Маск, обратившийся к протестовавшим по видеосвязи и назвавший их претензии к правительству обоснованными. По мнению знаменитого бизнесмена из США, на туманном Альбионе должно смениться руководство, а значит, нужно, не откладывая, распустить парламент и организовать досрочные выборы. Как справедливо отметил основатель «Теслы», взбунтовавшиеся британцы далеки от политики и не желают в неё вмешиваться, а просто хотят спокойной жизни. «Если миграционная ситуация не изменится, то независимо от того, выберете вы насилие или нет, оно всё равно придёт к вам. А потому вариантов действий всего два: либо бороться, либо погибнуть», — предупредил Маск.
Одновременно с митингом «Объединим королевство» состоялась куда более скромная акция (всего 5000 участников) в защиту беженцев, и в какой-то момент Уайтхолл, традиционный символ власти и стабильности, превратился в арену столкновения двух миров: противников приёма чужеземцев и группы «Противостоять расизму», занимающей диаметрально противоположную позицию.
Как уже писала «Правда», миграция возглавила список политических проблем в стране, затмив собой даже спад в экономике, поскольку «Владычица морей» столкнулась с рекордным числом ходатайств о предоставлении убежища: с начала года к берегам туманного Альбиона пристали лодки, высадившие более 28 тысяч искателей лучшей доли.
Леволиберальная британская газета «Гардиан» назвала столичную манифестацию «крупнейшим националистическим мероприятием за последние десятилетия». Однако ряд экспертов счёл навешивание ярлыков неуместным. Так, согласно оценке профессора белградского Института европейских исследований Стевана Гайича, королевство переживает «психологическую гражданскую войну» вследствие «моральной и материальной коррупции», и на самом деле прошедшая акция — последний звонок для кабинета Стармера, призывающий его прислушаться к собственным гражданам. В сложившейся ситуации, уверен Гайич, вряд ли можно назвать радикалами людей, в большинстве своём чувствующих, что власти пренебрегают их интересами и фактически предают, заставляя расплачиваться за многолетнюю провальную политику по приёму беженцев.
Впрочем, антисоциальным курсом своих правительств недовольно население практически всех государств Западной Европы, где уровень жизни не поднимался последние 17—18 лет, в том числе из-за бесконечного наплыва переселенцев.
Так что шествие в Лондоне, продемонстрировавшее чрезмерную утомлённость британцев от незваных гостей, — прямое следствие фиаско миграционной политики, «благодаря» которой, указывают аналитики, нормы шариата уже стали частью законодательства Соединённого Королевства. Целые районы британских городов, в первую очередь английских (в меньшей степени шотландских, валлийских, североирландских), превратились в стихийные криминальные рассадники, хотя власти, напомнила теневой министр образования Лора Тротт, обещали «разгромить банды». Кроме того, мэрами более десятка городов, причём крупных, избраны выходцы из Пакистана.
На самом деле беспрецедентный взрыв негодования в британской столице — лишь частное проявление более широкого кризиса в Старом Свете, в котором даже за пределами ЕС наблюдаются правый поворот и радикализация социально-политических настроений: людям осточертела леволиберальная повестка, постоянно навязываемая сильными мира сего. Популярности властям не добавляет и их приверженность не благополучию граждан, а внешним прожектам. Главы правительств, спорящие о том, в какой форме их страны, присоединившись к «коалиции желающих», намерены помогать Украине, упрямо продолжают отдавать приоритет второстепенным вопросам, начисто забывая об интересах собственного народа.
Как подчёркивают эксперты, нынешний антииммигрантский мятеж в сердце старейшей монархии Европы направлен против обветшалых, дискредитировавших себя элит, что открывает возможность для появления новых сил. Ведь тот, кто сумеет оседлать эту волну, получит шанс впервые в истории королевства разрушить политическую монополию лейбористов и консерваторов.
Кстати, беспрецедентный по размаху протест, видимо, не впечатлил премьера Кира Стармера: в то время, как гневное людское море выплёскивалось на лондонские улицы, глава кабмина спокойно восседал на трибуне стадиона «Эмирейтс», вместе с сыном следя за перипетиями футбольного матча между клубами «Арсенал» и «Ноттингем форест».
Пока в Великобритании бушевали страсти по миграции, в её бывшем протекторате — Кипре — точки кипения достиг спор вокруг системы автоматической индексации зарплаты (САИЗ), вылившийся в общенациональную забастовку с требованием полного восстановления механизма защиты доходов наёмных рабочих от инфляции. К стачке, организованной ведущими профсоюзами островного государства, включая Всекипрскую федерацию труда (ВФТ), Конфедерацию трудящихся Кипра (КТК) и Демократическую федерацию труда Кипра (ДФТК), присоединились десятки тысяч трудящихся государственного и частного секторов, занятые в транспортной, образовательной, строительной, медицинской, гостиничной и промышленной сферах. Своим демаршем киприоты пытались донести простую мысль: без надбавки к окладам и пенсиям выжить в условиях перманентного падения покупательной способности денег нереально.
И хотя акция, носившая предупредительный характер, длилась всего три часа, её последствия оказались весьма ощутимыми: страна, где не функционировали госучреждения, остановился общественный транспорт, в школах отменили занятия, в больницах — плановые операции и приёмы пациентов, а в авиагаванях и морских портах — десятки рейсов, понесла экономические потери на сотни тысяч евро.
Суть САИЗ, действующей в бюджетном секторе и частично — в негосударственном, заключается в том, что надбавки к зарплате и пособию для вышедших на заслуженный отдых рассчитываются с учётом роста индекса потребительских цен. Например, при нынешней инфляции 0,5% и сохранении текущего уровня САИЗ (66,7%) дополнительные расходы работодателя при жалованье сотрудника 2200 евро составляют 7,34 евро в месяц, а при повышении ставки до 100% увеличатся до 11 евро. Таким образом, спор фактически идет о разнице в 3,66 евро, но стороны оказались неспособны достичь компромисса. И дело не только в том, что для тред-юнионов САИЗ — гарантия стабильности и «священное наследие» социальной политики, а для нанимателей — «балласт», подрывающий конкурентоспособность. Боссов скорее пугают финансовые издержки в случае неблагоприятного сценария с инфляцией в 5%, когда затраты на каждого работника поднимутся до 110 евро в месяц.
Решение о проведении всеобщей акции протеста было принято участниками конференции ведущих профсоюзов острова, состоявшейся ещё 1 сентября в штаб-квартире ВФТ. О готовности пойти на крайние меры профобъединения объявили после срыва переговоров с работодателями о восстановлении полноценного действия САИЗ, корректировка которой в сторону уменьшения инфляционной надбавки подавалась как часть правительственных «инноваций» по модернизации системы.
Последний раунд дебатов между тред-юнионами, нанимателями и представителями кабмина, где также обсуждались вопросы налоговых выплат и пенсий, состоялся спустя неделю после анонсирования стачки. Однако дискуссионный процесс, одним из посредников в котором выступал глава мин-труда Яннис Панайоту, снова завершился безрезультатно: профсоюзы настаивали на возвращении стопроцентной надбавки к жалованью с учётом подорожания жизни, а руководство предприятий и компаний твердило о несоответствии САИЗ современным экономическим реалиям.
Кульминацией забастовки стал митинг в кипрской столице Никосии, состоявшийся у здания минфина на площади Григориса Афксентиу и собравший несколько тысяч человек. Перед аудиторией выступили профсоюзные активисты, заявившие о необходимости вернуть САИЗ в полном объёме и распространить её действие на все отрасли и категории трудящихся. Как указала представитель ВФТ Мария Христодулу Сиггери, работодатели фактически стремятся к отмене ключевых элементов системы, влияющих на зарплату, а потому минтруда не должно поддерживать позицию хозяев компаний и предприятий. Член КТК Георгос Одиссеос подчеркнул, что САИЗ имеет конкретную цель — защитить заработки трудящихся, в том числе получателей «минималки», от инфляции, и призвал к реальному диалогу вместо «бесплодных отказов и поверхностной тактики общения». В свою очередь Памбос Хараламбус от ДФТК предупредил о попытках «разделить рабочую силу», чьи представители находятся «на передовой линии сопротивления» демонтажу государства всеобщего благосостояния.
Между тем так называемый спор о 3,66 евро в месяц ставит под угрозу имидж страны, её экономическую стабильность. Главный риск заключается в возможной эскалации конфликта между сторонами (в случае невыполнения требований ВФТ, КТК и ДФТК грозят в дальнейшем прибегнуть к более жёстким мерам общественного давления) и повторении долгих стачек, подобно «восстанию» бетонщиков, проходившему с ноября по декабрь 2024 года и обошедшемуся казне в 80 млрд евро. Примечательно, что общенациональная забастовка на Кипре — явление довольно редкое, и нынешняя стала третьей после бунтов в 1944 и 2023 годах.
Политическая реакция на распри по поводу САИЗ разделилась: коммунистическая Прогрессивная партия трудового народа Кипра и Социалистическая партия призвали к полному восстановлению инфляционных надбавок и поддержали стачку, а «зелёные» («Движение экологов — Гражданское сотрудничество») высказались в пользу реформы, которую, кстати, президент Республики Кипр Никос Христодулидис, одновременно являющийся и главой кабмина, назвал «масштабной модернизацией государства 1960 года». Впрочем, сам же лидер страны отметил: любые радикальные преобразования «неизбежно вызывают ответную реакцию».
В соседствующей же с Кипром Турции с приходом осени заметно возросла политическая напряжённость: неизбывная конфронтация между властями и их оппонентами выплеснулась на улицы Анкары, где состоялась многотысячная демонстрация в знак протеста против давления на главную оппозиционную силу — Республиканскую народную партию (РНП). Манифестанты, недовольные судебным преследованием видных деятелей РНП, требовали отставки президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Поводом для взрыва негодования явилось ожидаемое решение суда по вопросу признания недействительным съезда РНП 2023 года, что может привести к смещению её нынешнего лидера Озгюра Озеля. Сам он с трибуны митинга обвинил власти в прессинге оппозиции, фактически оказавшейся «в осаде», а также призвал к проведению досрочных выборов. По мнению главы РНП, гонения на высокопоставленных партийных функционеров имеют политическую подоплёку, а выдвинутые против них обвинения — клевета с целью нейтрализовать тех, кто открыто выступает против Эрдогана и его кабинета.
За последний год по обвинению в коррупции и связях с терроризмом в Турции задержаны более 500 членов РНП, в том числе 17 мэров, среди которых и градоначальник Стамбула Экрем Имамоглу, считающийся одним из главных фаворитов на предстоящих в 2028 году президентских выборах. В июле популярного политика, чей арест в марте, как уже писала «Правда», спровоцировал крупнейшие в стране за последние десять лет антиправительственные выступления, сопровождавшиеся резким падением курса лиры и снижением доверия инвесторов к турецким активам, приговорили к 1 году и 8 месяцам тюрьмы за публичное оскорбление прокурора. По мнению сторонников РНП, несправедливое наказание Имамоглу — попытка максимально ослабить партию. Ту же цель преследует и вынесенное в начале сентября судебное постановление об отстранении от исполнения обязанностей руководителя и других членов правления стамбульского отделения РНП, вместо которых был назначен временный совет. Как пояснил глава МИД Турции Али Ерликая, эти действия явились «мерой предосторожности».
На фоне последних событий правительство Эрдогана вновь заявило о том, что судебная система страны не подчиняется исполнительной власти, а в рассматриваемых служителями Фемиды делах нет политических мотивов. Между тем в случае аннулирования результатов съезда РНП ожидаются как внутрипартийные перестановки, так и новые политические потрясения для всей Турции.
Акция в Анкаре — второй за сентябрь массовый демарш оппозиции. Предыдущий состоялся в Стамбуле и был вызван репрессиями в отношении руководства городского отделения РНП. И пока одни участники мероприятия, скандировавшие лозунги в поддержку опальных политиков, пытались блокировать автомобильные дороги, другие выражали несогласие с действиями кабмина прямо из дома, высовываясь из окон и стуча по кастрюлям и прочей кухонной утвари.
Тем временем в Латвии пассажирские перевозчики по всей стране устроили акцию «Час без общественного транспорта», призванную привлечь внимание к критической ситуации в отрасли, где недостаточное финансирование угрожает качеству обслуживания. Остановка движения автобусов всего на 60 минут привела к срыву 165 региональных рейсов и нарушила планы около 5000 человек.
Работающие в автобусных компаниях Даугавпилса, Талси, Резекне, Тукумса, Лиепаи, Валмиеры участники протеста, которых, к слову, ждёт штраф в размере 70 евро за каждую невыполненную поездку, требовали увеличить стоимость госконтрактов минимум на 10%, чтобы компенсировать убытки, вызванные ростом цен и другими чрезвычайными обстоятельствами. По их прогнозам, общий дефицит отрасли в 2025 году достигнет почти 7 млн евро. Без дополнительного денежного вливания предприятия рискуют потерять платёжеспособность и не смогут обеспечить регулярные перевозки.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.