По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Юлия Михайлова
О «ночных ведьмах» — уникальном женском полке ночных бомбардировщиков — рассказано немало, в том числе и самими лётчицами, которым довелось выжить на той страшной войне. О них написаны книги, сняты кинофильмы. Но время идёт, и прошлое становится легендой… В ночь на 25 августа 1944 года в районе польского города Остроленка в воздушном бою погиб экипаж самолёта ВВС СССР. Оборвалась жизнь двух советских лётчиц, двух русских девочек, двух боевых подруг, посмертно получивших высокое звание Героя Советского Союза. Тане Макаровой, командиру звена, и её штурману Вере Белик было по 23 года. Две короткие, трагически оборвавшиеся жизни юных патриоток своей страны, навсегда ушедших в небо. 25 сентября исполняется 105 лет со дня рождения Татьяны.
Родилась Таня Макарова в центре Москвы. Её отец, ставший инвалидом в годы Первой мировой, работал на почте и очень часто болел. Семья была набожной, надеялась найти в вере утешение от тягот жизни; маленькая Таня пела в церковном хоре. Однако живой и деятельный характер, рано проявившиеся лидерские качества девочки, а также полученные знания и мировоззрение, которые прививала своим воспитанникам советская школа, изменили её судьбу.
Когда Тане исполнилось одиннадцать лет, она перестала ходить в церковь и вступила в ряды пионеров. А через несколько лет уже активно работала в комсомоле. Окончив в 1935 году семь классов столичной школы №12, она поступила в Московский механико-технологический техникум пищевой промышленности. Однако предначертанную профессиональную жизнь резко изменило, казалось бы, случайное обстоятельство. Во время учёбы на третьем курсе на глаза ей попалась брошюра «Молодёжь, в аэроклубы!».
Призыв «Комсомольцы, на самолёты!» она восприняла как обращение лично к ней, комсомолке Татьяне Макаровой. И поступила в аэроклуб, несмотря на резко отрицательное отношение к своим планам отца. Жизнь потекла совсем в ином ритме. Теперь после занятий в техникуме практически ежедневно она спешила на аэродром, прыгала с парашютом, совершала учебные полёты. Готовиться к занятиям в техникуме могла только в пути. Она часто отказывала себе в самом необходимом, недосыпала, нередко ела один-два раза в день, не успевала общаться с подругами, не уделяла внимания пытающимся ухаживать за ней молодым людям.
Главным стало приближение заветной мечты стать лётчицей. Ради неё Таня была готова на всё. После двух лет упорной учёбы она добилась её осуществления. В 1939 году Макарова получила два диплома: техника-кондитера и лётчика-инструктора. Девятнадцатилетняя девушка уже работала на кондитерской фабрике «Большевик», когда перед ней встала дилемма: оставаться на фабрике или выбрать делом жизни авиацию. Колебания были недолгими. Влюблённая в небо, Таня осталась в авиации, став инструктором-лётчиком Пролетарского аэроклуба Москвы.
В начале 1941 года аэроклуб был реорганизован в военную лётную школу. За два года Таня Макарова обучила более тридцати лётчиков, многие из которых, как и она сама, прославили нашу Родину героическими подвигами.
Когда началась Великая Отечественная война, Таня Макарова без колебания приняла решение защищать свою Родину с оружием в руках. С первых же дней войны в военкоматы начали приходить девушки и женщины. Они с готовностью осваивали самые разные военные специальности. И всё же женский авиационный полк был необычным явлением. В октябре 1941 года после призыва ЦК ВЛКСМ в Москве началось формирование женской авиачасти. Руководство ею было возложено на Героя Советского Союза Марину Раскову. Недостатка в желающих вступить в новое подразделение не было. Сюда стремились пилоты гражданской авиации, курсанты аэроклубов, студентки, молодые работницы московских фабрик, учреждений, предприятий. Татьяна Макарова была в первых рядах.
Шестнадцатого октября для дальнейшего формирования и обучения основной костяк будущей женской авиачасти выехал в город Энгельс. В феврале 1942 года Татьяна окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, а ставшая её верной боевой подругой Вера Белик — курсы штурманов.
Из прошедших обучение девушек было сформировано три полка — истребительный, скоростных бомбардировщиков и лёгких ночных бомбардировщиков. Последний до самого конца войны оставался женским. История мировой авиации ещё не знала подобной боевой единицы: весь личный состав полка — от командира до механика по вооружению — состоял из женщин. Летали они на легкокрылых У-2.
27 мая 1942 года в составе 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка девушки вылетели на Южный фронт.
Командование авиационной дивизии встретило необычное пополнение настороженно: многие сомневались, что «девичий полк» сможет вынести все тяготы фронтовой жизни. Но очень скоро девушки доказали, что умеют воевать не хуже мужчин. В решении первого партийно-комсомольского собрания полка, проведённого на фронте, был всего один пункт: «По боевым вылетам добиться 1-го места в дивизии». Девушки прекрасно знали, что в других полках женщин не было вовсе, и всё-таки решили доказать, что могут громить врага не хуже.
Одним из инициаторов почина была Таня Макарова. Она с первых дней завоевала авторитет среди подруг. Весёлая и непоседливая на земле, в воздухе Татьяна становилась спокойной и расчётливой. Своё высокое мастерство она демонстрировала с первых же боевых вылетов. Для штурманов полёт в составе экипажа Макаровой считался честью.
Боевое крещение полк получил в районе Донбасса, под Краснодоном. Свой первый ночной массированный удар по живой силе противника женский полк наносил с аэродрома «Труд Горняка». Самолёты взлетали с интервалом в три минуты. Под плоскостями каждого находилось около 200 килограммов бомб — достаточно, чтобы пустить под откос вражеский эшелон или вывести из строя артиллерийскую батарею. Кроме того, в кабине штурмана находились осветительные бомбы, которые применяли для подсветки цели. Здесь полк понёс свои первые потери.
Настоящую боевую закалку девушки приобрели в предгорьях Кавказа осенью 1942 года, когда линия фронта стабилизировалась по реке Терек. Перед советскими войсками была задача отстоять города Орджоникидзе и Грозный, не допустив фашистов к нефтяным богатствам Родины. Именно на Северном Кавказе враг впервые познал силу и точность бомбовых ударов советских лётчиц.
Каждую ночь они уничтожали живую силу и технику, узлы связи и штабы, переправы противника. Преодолевая трудности, связанные с горной местностью и сложными метеорологическими условиями, лётчицы повышали своё мастерство. Выполнять задания часто приходилось под огнём зенитной артиллерии и ослепляющим светом прожекторов. Без взаимовыручки, самопожертвования ради общей цели побеждать было нельзя.
Ветеран полка Герой Советского Союза Марина Чечнёва вспоминала, как под Моздоком экипаж Тани Макаровой попал под ураганный огонь противника. Вырваться из света прожекторов не удалось. Девушек выручила командир эскадрильи Серафима Амосова. Рискуя врезаться в землю, она спикировала на вражеские прожекторные установки. Взрывной волной самолёт Амосовой сильно подбросило, она едва не потеряла управление. Но свет на земле погас, и это спасло экипаж Макаровой. Не жалели себя и другие. В том же вылете Амосова сама попала в цепкие щупальца прожекторов. Гибель казалась неизбежной, но чуть в стороне вспыхнула светящая бомба: это кто-то из экипажей отвлёк внимание прожектористов на себя.
Надёжным боевым товарищем была и Таня Макарова. Весёлая, жизнерадостная стройная девушка с заразительной улыбкой выглядела необыкновенно женственно даже в неуклюжем мужском лётном комбинезоне. Таня умела рассмешить подруг, любила петь. Певунья и хохотунья на земле, она совершенно преображалась в воздухе. Макарова имела свой собственный лётный почерк, свойственный пилотам высокого класса: летала красиво, смело, спокойно и быстро принимала решения. Отважная лётчица обладала сильным характером и необыкновенной выдержкой. Находясь над целью, она не страшилась зенитного огня и прожекторов противника, всегда приходя на помощь подругам.
Враги называли наших лётчиц «ночными ведьмами» не только потому, что все свои боевые вылеты они осуществляли ночью. Перед пикированием на вражеские позиции пилоты отключали моторы, и был слышен лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук сказочной ведьминой метлы. Самолёта было не видно, и создавалось ощущение, что бомбы сами падают с неба.
В период штурмовых ночей в районе Моздока в полку развернулось соревнование за снайперское поражение цели, в котором экипаж Макаровой неизменно добивался успеха. Это он разбомбил железнодорожный эшелон под Моздоком, на станции Прохладная уничтожил склад с боеприпасами, в Дигоре нанёс ощутимый удар по вражеской колонне. 27 сентября 1942 года Тане Макаровой была вручена первая правительственная награда — орден Красного Знамени.
В период наступления наших войск на юге женский авиаполк принимал самое активное участие в разгроме отступавших фашистских частей: бомбил эшелоны, автоколонны, скопления войск. За отличное выполнение боевых заданий в феврале 1943 года полку было присвоено звание гвардейского. Он стал именоваться «46-й гвардейский полк лёгких ночных бомбардировщиков».
В боях на Кубани над так называемой Голубой линией обороны противника девушки преумножили боевую славу гвардейцев. Преодолевая физическую и психическую усталость, они совершали по шесть-восемь вылетов за ночь. Экипаж Татьяны был по-прежнему в числе лучших. Сколько раз подстерегала его гибель в огненном небе войны, но отступала перед мужеством и мастерством девушек!
Командование дивизии поручало лётчицам ответственные задания. Так было, например, в период боёв за Новороссийск. Полк получил задачу уничтожить вражеский опорный пункт. Подобную цель ночью с воздуха обнаружить очень трудно. К тому же с трёх сторон этот пункт окружали советские войска, атака которых неизменно подавляла огонь вражеского дзота. Эта ответственная и сложная задача была успешно выполнена восемью лучшими экипажами девушек, в числе которых был и экипаж Макаровой. Затем были освобождение Феодосии, бомбовые удары по позициям врага на Сапун-горе, Малаховом кургане, в центре и на окраинах Севастополя.
Через несколько дней после победного салюта в честь освобождения Крыма полк был переброшен на 2-й Белорусский фронт. Равнинная местность и огромные леса с болотами почти не имели ориентиров. Мешали полётам и частые дожди. В ненастные дни девушки, коротая время, пели песни. Запевалой была Татьяна Макарова. Участвуя в стремительно развивающихся событиях по изгнанию оккупантов с белорусской земли, девушки-гвардейцы совершили 1735 боевых вылетов. Кроме уничтоженной живой силы и техники противника, на их счету появились пленные.
К тому времени Таня Макарова стала опытным воздушным бойцом, способным выполнять самые ответственные задания. Вступила в ряды Компартии. В 1943 году Макарова была повышена до должности командира эскадрильи, но, после того как четыре самолёта её эскадрильи были сбиты над Кубанью за одну ночь, она обвинила в этом себя и попросила понизить её до командира звена. Чтобы остаться в её экипаже, Вера Белик также попросила понижения: с должности штурмана эскадрильи до штурмана самолёта.
У Тани появились ученики и последователи. Её звено произвело более 2000 вылетов. Искусно маневрируя в полосе вражеского обстрела, лётчицы всегда прорывались к намеченной цели, чтобы выполнить боевое задание. Для точного попадания в цель смертоносного груза Таня нередко снижалась до 100—150 метров над землёй. Это было очень опасно, но Таня не щадила себя. Иногда за ночь ей приходилось делать по восемь-девять вылетов.
В 1944 году на её груди появились второй орден Красного Знамени и орден Отечественной войны 1-й степени.
Таня Макарова была активной участницей разгрома немецких войск и в Восточной Пруссии. Экипаж Тани и Веры первым из своего полка осуществил бомбардировку немецкой территории.
В августе 1944 года стремительное наступление Советской Армии сменилось временным затишьем. На 2-м Белорусском фронте шли бои местного значения. Но для лётчиков это было очень трудное время.
В ночь на 25 августа 1944 года Татьяна Макарова и её штурман Вера Белик вылетели на боевое задание в районе Остроленки. Экипажу удалось сбросить бомбы на цель, однако противник заметил их самолёт, включил прожекторы и начал обстрел. Девушки сумели обмануть врага. Но при возвращении на свой аэродром, в 5 км северо-западнее города Замбров, их атаковал вражеский истребитель. Бомбардировщик загорелся и стал падать…
Лётчицы сгорели вместе с самолётом. Из-за большой бомбовой нагрузки, которую самолёт должен был нести для более мощной бомбардировки, ни у Макаровой, ни у штурмана парашютов не было. Не брали парашютов девушки и потому, что не считали их нужными: если удастся дотянуть до своих, то лёгкий самолёт можно будет посадить практически на любой площадке, ну а если подобьют за линией фронта, то лучше погибнуть в огне, чем сдаться в плен. Освобождая от фашистских захватчиков польскую землю, полк потерял своих лучших лётчиц.
Свои завершающие удары «крылатая гвардия» наносила по фашистским войскам в Данциге, Гдыне, Штеттине, Свинемюнде. Орден Суворова на знамени полка был наградой за успешные боевые вылеты.
Через несколько месяцев после окончания войны женский полк был расформирован, девушки вернулись к мирной жизни, многие продолжили прерванную учёбу. Свою фронтовую дружбу они пронесли через всю жизнь.
За три года непрерывных боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны 46-й Гвардейский Таманский авиационный орденов Красного Знамени и Суворова III степени полк сделал 24 тысячи боевых вылетов, сбросил 3 миллиона килограммов бомб. Все девушки неоднократно награждались орденами и медалями, а 23 из них получили звание Героя Советского Союза.
За годы войны полк потерял 31 лётчицу.
Таня Макарова и Вера Белик совершили 628 боевых ночных вылетов. Сбросили на противника 96 тонн бомб и 300 тысяч листовок. В результате их действий образовалось 103 очага пожаров, были уничтожены и повреждены 2 переправы, 2 зенитных точки, 1 прожектор, 2 склада боеприпасов, более двух взводов живой силы врага. Таня и Вера воевали на Южном (май — июль 1942) и Северо-Кавказском (июль — сентябрь 1942) фронтах, в составе Северной группы войск Закавказского фронта (сентябрь 1942 — январь 1943), на Северо-Кавказском фронте (январь — ноябрь 1943), в составе Отдельной Приморской армии (ноябрь 1943 — апрель 1944), на 4-м Украинском (апрель — май 1944) и 2-м Белорусском (май — август 1944) фронтах. Принимали участие в битве за Кавказ, в освобождении Кубани, Керченско-Эльтигенской, Крымской, Белостокской и Осовецкой операциях.
Сухие строки документов о девочках, всего лишь 8 месяцев не доживших до Победы.
О подвиге Татьяны Макаровой более 30 лет напоминала улица, названная в 1960 году её именем. В 1994-м ей вернули прежнее название — Болотная. Лишь на доме, где жила Таня, сохранилась мемориальная доска «Улица Татьяны Макаровой». Только в 2005 году это название получила новая улица в Восточном административном округе Москвы.
На территории Пищевого колледжа №33 в районе Бирюлёво Восточное в Москве в 1983 году был установлен памятник-бюст Татьяне Макаровой, которым обучающиеся в нём ребята очень гордятся. У его подножия всегда можно увидеть живые цветы. В этом учебном заведении, где училась отважная лётчица, организован и Военно-исторический музей Героя Советского Союза, лётчицы Т.П. Макаровой.
Пока жива память о наших героях — живы и их идеи, устремления. Воспитанные великой Советской страной, они шли к Победе. С самого начала своего существования и до конца войны женский полк представлял собой единый, крепко спаянный коллектив, в котором всегда присутствовал дух боевой дружбы, здорового соревнования и горячего патриотизма.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.