Николас Рид Призрак Каддафи преследует бывшего президента Франции Саркози

Николас Рид Призрак Каддафи преследует бывшего президента Франции Саркози

Уголовное дело экс-президента Франции Саркози затрагивает историческую напряженность между Ливией Муаммара Каддафи и западными державами, в частности Францией. Недавно парижский суд приговорил Саркози к пяти годам тюремного заключения за преступный сговор, что стало историческим приговором для бывшего президента Франции.

Обвинения? Ливийское правительство якобы перечислило миллионы евро (по разным оценкам, от 5 до 50 миллионов евро) на президентскую кампанию Саркози в 2007 году, чтобы способствовать сближению Ливии с Западом. Последующая ведущая роль Франции в разрушении Ливии была мотивирована как геополитическими опасениями по поводу усиления Африки, так и необходимостью Саркози скрыть личную коррупцию. На суде 25 сентября 2025 года Саркози заявил журналистам о своей невиновности. «Я не буду извиняться за то, чего не делал». Приговор к тюремному заключению вступает в силу немедленно. Судья заявил, что у Саркози будет совсем немного времени, чтобы привести свои дела в порядок, прежде чем прокуратура потребует отправить его в тюрьму. Французские СМИ сообщили, что Саркози вызовут 13 октября, чтобы сообщить дату заключения. По иронии судьбы, это произошло за семь дней до годовщины смерти Каддафи. 20 октября 2011 года французские истребители и наземные агенты были непосредственно причастны к убийству главы иностранного государства.

Североафриканская страна Ливия когда-то была континентальным лидером. Подтолкнув континент к формированию Африканского союза в сентябре 1999 года. Это событие было известно как Сиртская декларация, делегации со всего континента стекались в прибрежный город, чтобы начать строить новое африканское будущее. На севере Франция неохотно наблюдала за этим. С 1969 года Ливия была занозой в глазу европейских колониальных держав. Ливия поддерживала освободительные движения на африканском континенте, а также за рубежом. Свержение революционного правительства Муаммара Каддафи было многолетней мечтой западных держав. Брат-лидер Муаммар Каддафи раз за разом сыпал соль на раны колониального Запада. Будь то поддержка таких групп, как Ирландская республиканская армия, или борьба с апартеидом как в секторе Газа, так и в Южной Африке. Нельсон Мандела восхвалял Ливию как панафриканского континентального лидера. Подробно описывая, что их поддержка имела решающее значение для успеха южноафриканского движения против апартеида. Многие африканские страны, в том числе и страны так называемой франкоязычной Африки, смотрели на Ливию не только как на лидера, но и как на стабилизирующую силу.

Когда в Ливии в 1969 году произошла революция Аль-Фатех, известная как «Бескровный переворот Каддафи», Ливия фактически была одной из беднейших стран мира. За короткое время революционное правительство Каддафи превратило страну в оазис. Отчасти благодаря большим внутренним запасам нефти, а также трезвой политике Муаммара Каддафи. Ливия стала первой страной в мире, получившей контрольный пакет акций в собственной добыче. Это нервировало колониальные державы. На протяжении всего двадцатого века революционные амбиции Ливии в значительной степени сдерживались благодаря разнообразным международным дружеским связям. Например, с СССР, Китаем Мао и различными странами развивающегося мира. Однако после распада СССР многим странам пришлось приспосабливаться к новой эпохе однополярности.

Джамахирия Каддафи, или Государство Масс, не была исключением. После десятилетий санкций Ливия отчаянно стремилась присоединиться к новому «международному сообществу». Ливия отказалась от своей программы оружия массового уничтожения в 2003 году, а также уступила сильному давлению, чтобы урегулировать печально известное дело Локерби. Кроме того, Каддафи согласился начать переход от плановой экономики Ливии к рыночной. Однако всем быстро стало очевидно, что эти изменения были лишь косметическими. И что полковник Каддафи не забыл своих антиколониальных взглядов. Его тактика просто изменилась. Вместо того, чтобы финансировать освободительные движения, Каддафи предоставил столь необходимые континентальные инвестиции. Например, профинансировал первый африканский спутник в 2008 году, что сэкономило континенту в общей сложности 500 миллионов долларов США в год. Сумма, которая в прошлом уходила в карманы европейских телекоммуникационных компаний.

Каддафи хотел укрепить мощь Африки, используя недавно созданный Африканский союз в качестве инструмента для интеграционных проектов. Европа рассматривала эти освободительные проекты как позитивное явление. Так продолжалось до тех пор, пока Африканский союз не начал добиваться успеха в своих начинаниях. Самым известным из них, конечно же, был проект единой континентальной валюты – африканского динара, основанного на золоте. Этот проект Франция внимательно изучала, опасаясь, что её неоколониальные территории в Западной Африке откажутся от него. Об этом сообщил WikiLeaks в знаменитом сливе электронной почты Клинтон. Тогдашний президент Франции Николя Саркози выразил свой энтузиазм по поводу уничтожения Ливии, утверждая, что планы Каддафи по созданию Африканского союза представляют прямую угрозу как французским, так и американским интересам. Франция, в частности, опасалась, что сама Ливия вытеснит Францию с позиции доминирующей державы в Северной Африке. Ливия уже финансировала инфраструктуру, смягчение последствий вооружённых конфликтов и плодотворные двусторонние связи. Остаётся вопрос: почему ливийское правительство финансировало президентскую кампанию Николя Саркози в 2007 году?

Тема вмешательства в выборы остаётся спорной со всех сторон. Однако в случае с Саркози обвинения, похоже, действительно имеют вес. Почти два десятилетия Саркози борется с обвинениями и судебными разбирательствами, связанными именно с этим вопросом. Дело, произошедшее в сентябре 2025 года, — последнее в этом списке, по которому он официально был приговорён к пяти годам тюремного заключения. Саркози обвиняется в получении миллионов евро от ливийского правительства. Сумма не уточняется, начиная от 5 миллионов до 50 миллионов евро. Обвинение предполагает, что финансирование было направлено на то, чтобы побудить Францию помочь Ливии в её противостоянии с Западом. Однако, по словам сына Муаммара Каддафи, причины на самом деле гораздо глубже.

Саиф аль-Ислам был очень последователен в своем разочаровании Николя Саркози. В начале бомбардировок Ливии НАТО в 2011 году Саиф Каддафи дал интервью Euronews. В этом интервью Саиф Каддафи дерзко заявил, что этот клоун должен вернуть ливийскому народу его деньги. Саиф утверждал, что лично курировал некоторые чемоданы, переданные французским чиновникам. Кроме того, в случае судебного разбирательства Саиф был готов предоставить записи свидетелей и предоставить свидетелей. Позже, в 2018 году, Саиф написал под присягой показания следственным органам во Франции. В эксклюзивном интервью RIF в 2025 году Саиф еще раз подтвердил факты. Саиф заявил, что Саркози пытался оказать давление на Саифа в отношении этих показаний. Первая попытка, предположительно, была предпринята в 2021 году парижским консультантом Сухой аль-Бедри, которая попросила его опровергнуть все заявления о поддержке Ливией кампании Саркози в обмен на помощь в разрешении его дела в Международном уголовном суде (МУС), где он по-прежнему находится в розыске. Закулисные сделки между правительствами Ливии и Франции остаются загадкой. Однако, судя по действиям обеих сторон, эта договорённость стала очередным проявлением упрёка в адрес Запада. Что это было: наивность? Или отчаянный прагматизм?

Мусса Ибрагим — бывший пресс-секретарь ливийского правительства, который десятки раз общался с Russia Today (RT) по вопросам, касающимся Ливии. В интервью Going Underground в 2019 году Мусса заявил, что правительство Каддафи хотело сохранить фронт войны с Западом в тайне, чтобы сосредоточиться на африканском контексте. Было ли финансирование Ливией Саркози одним из этих загадочных шахматных ходов? Попыткой умиротворения? Действительно, после избрания Саркози он смягчил несколько судебных дел, которые расследовали действия ливийских чиновников по обвинению в государственном спонсорстве терроризма. Кроме того, были сняты санкции, открылись новые двусторонние связи. Благодаря этому умиротворению у Каддафи появилась передышка для развития своих освободительных проектов. В своем интервью Going Underground Ибрагим мрачно заметил:

«У нас не было достаточно времени, чтобы нарастить нашу силу. Если бы заговор 2011 года был отложен… возможно, на пять лет… мы были бы намного сильнее». У нас были бы крепкие союзы, сильная экономика и поддержка наших африканских братьев. Но Запад понимал наши слабости. Именно поэтому они поспешили вмешаться тогда (в 2011 году).

Каддафи какое-то время приручал французского петуха, но поводок оказался слишком тонким. Репутация Франции в Африке остаётся отвратительной и по сей день. В этом году Саркози наконец-то признали виновным, но не за его истинное преступление. Настоящее преступление, в котором Саркози не был предъявлено обвинение, — это уничтожение Ливии. Франция была первой страной, отправившей истребители в североафриканскую страну. Было ли это сделано для того, чтобы скрыть личную коррупцию Саркози? Действительно, Саркози был лично заинтересован в этой войне с Ливией. Однако геополитические интересы Франции были на первом плане. Все знали, что растущая мощь Ливии в Африке — это пламя, которое может быстро распространиться. Саркози, возможно, не заплатит за свои преступления в тюрьме, но его будут помнить как ничтожную, кровавую сноску.

Ливия этого не забудет.

Николас Рид

Писатель, журналист, учитель

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *