По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор — Татьяна Офицерова
Фракция КПРФ в Государственной думе, составляющая, к слову, лишь 12,6 процента от общей численности депутатского корпуса, держит буржуазный парламент в тонусе, заставляя обращаться ко многим животрепещущим социально-экономическим и политическим вопросам. И поступательное движение по ряду направлений, особенно тех, что находятся в ведении думских комитетов, возглавляемых коммунистами, налицо. 7 октября Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, авторами которых выступили члены фракции КПРФ.
Жилищную проблему детей-сирот невозможно решить одним махом — настолько она масштабна и, увы, застарела. Поэтому Дума и правительство, активно подталкиваемые левой оппозицией, пошли по пути её поэтапной разблокировки.
В прошлом созыве палаты из 18 рассмотренных по этой теме законопроектов были приняты четыре. В 2023 году в действующее законодательство введена поправка, наделившая преимущественным правом на обеспечение жильём тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кто является участником специальной военной операции на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. К сожалению, за рамками закона остались участники боевых действий на приграничных территориях.
Депутаты-коммунисты Нина Останина, Алексей Корниенко, Евгений Бессонов, Михаил Матвеев подготовили законопроект, устраняющий этот пробел. Тут как раз подоспело и распоряжение правительства, утвердившее перечень территорий субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции. В него вошли Крым, четыре района Краснодарского края, Белгородская, Брянская и Курская области, два района Воронежской области и Севастополь. 355 человек подпадают сегодня под действие принятого в первом чтении законопроекта.
«Но мало принять закон — важно, чтобы он исполнялся», — подчеркнула председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. По её словам, для реализации своих жилищных прав участникам СВО из числа детей-сирот нередко приходится прибегать к судебным искам. Парламентарий призвала своих коллег взять этот вопрос на депутатский контроль в регионах.
А тем временем комитет, возглавляемый коммунистом Останиной, продолжает работу над обозначенной проблемой. На рассмотрении в комитете находится законопроект об обеспечении жильём семей погибших участников СВО, принадлежавших к категории детей-сирот. Три региона — Бурятия, Алтайский край и Забайкалье — не стали дожидаться федерального закона, а ввели эту норму в региональное законодательство. Комитет Госдумы по защите семьи направил письма во все регионы с рекомендацией использовать эту положительную практику.
Огромный пласт многоплановых проблем поднимает думский комитет по аграрным вопросам, возглавляемый коммунистом Владимиром Кашиным. Благодаря его напористости и умению убеждать в 2022 году была принята одна из важнейших для обеспечения продовольственной безопасности страны программа — «вторая целина», подразумевающая введение в севооборот брошенных земель. Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно сказать, что с 1990 по 2022 год площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась в России на 41% — с 638 млн га до 379,1 млн га. За время действия программы в севооборот введено 3,7 млн га, а к 2030 году площадь задействованной в севообороте земли должна увеличиться на 13,7 млн га.
Однако на этом пути встречается много препятствий. В соответствии с действующим законодательством земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у его собственника по решению суда. Законом установлено, что начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах могут быть как рыночная, так и кадастровая стоимость. При этом, по словам Владимира Кашина, недобросовестные владельцы договариваются с недобросовестными оценщиками, и рыночные цены превышают кадастровую стоимость иногда более чем в два раза, что делает затруднительным приобретение земельных участков на публичных торгах. Если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретён в муниципальную собственность. Если же муниципалитет своё право не реализовал, земельный участок должен выкупить уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации.
Реализация изымаемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по рыночной стоимости влечёт дополнительную нагрузку на региональные и местные бюджеты. По данным минсельхоза, в 2023 году в частную собственность были приобретены 29 изъятых земельных участков общей площадью 680,5 тыс. га, в муниципальную — 1 участок площадью 5,9 тыс. га и в региональную — 35 участков общей площадью 847 тыс. га.
Законопроектом предлагается устанавливать начальную цену изымаемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на публичных торгах в размере его кадастровой стоимости на дату выявления нарушений, явившихся основанием для изъятия. Ко второму чтению законодатели, вероятно, откажутся от фиксации кадастровой стоимости: она сможет меняться в зависимости от инфляции. Но в любом случае русское поле от рыночных сорняков будет защищено.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.