По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
Дискуссия вокруг предложенных Минфином налоговых изменений вскрыла глубинный идеологический разлом в подходах к социальной справедливости, экономическому развитию и к тому, на чьи плечи должна ложиться тяжесть финансирования государственных расходов в непростое время.
Левая оппозиция, признавая, что деньги для СВО нужны, твердо стоит на понятной позиции: «Деньги надо брать там, где они есть». В бюджете развития КПРФ четко говорится: поднимем налог на прибыль банков, а это 400 миллиардов. Невозвращенный НДС для экспортеров — это… до триллиона». Вывод экономики из «тени» — а это несколько триллионов. В этих условиях актуален вопрос от КПРФ «Зачем «стричь» этот малый бизнес и не трогать банки и олигархов?». Это вопрос от КПРФ стал емким выражением сути претензий к правительству.
Аргументы правительства: фискальная необходимость и управляемые последствия
Представители правительства и парламентского большинства в лице «Единой России», ЛДПР и «Новых людей» апеллируют к прагматизму и необходимости быстрого пополнения казны. Их позиция строится на нескольких ключевых тезисах.
- Безопасность как приоритет. Главным обоснованием повышения налоговой нагрузки звучит необходимость финансирования обороны и безопасности. Как заявил министр финансов Антон Силуанов, дополнительные доходы бюджета «будут направлены на финансирование задач обороны и безопасности». В условиях продолжающейся СВО этот аргумент является для правительства основным.
- Борьба с уклонением. Снижение порога для применения Упрощенной системы налогообложения (УСН) с 60 до 10 млн рублей подается как мера по «обелению» экономики и борьбе с дроблением бизнеса. Силуанов утверждает, что эта мера сократит интерес к дроблению, поскольку «разница в налоговых ставках стимулирует бизнес дробиться, тем самым уходить из-под налогообложения».
- Уверенность в управляемости. Правительство стремится минимизировать воспринимаемые риски реформы. О повышении НДС с 20% до 22% министр заявил, что оно «может привести к росту цен в размере до 1 процента», ссылаясь на опыт 2018-2019 годов. А снижение порога по УСН, по его словам, затронет лишь около 15% предпринимателей.
Однако даже внутри правящей коалиции звучат призывы к осторожности. Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров рекомендовал правительству не резкое, а поэтапное снижение порога — например, до 40 млн рублей в 2026 году, до 25 млн в 2027-м и только затем до 10 млн в 2028 году. Он же выступил с идеей ввести мораторий на привлечение к ответственности компаний, которые впервые станут плательщиками НДС, дав им время на адаптацию.
Контраргументы КПРФ и других депутатов: удар по малым и социальная несправедливость
Как видно, КПРФ и «Справедливая Россия — За правду» подвергли правительственный курс системной критике, выводя дискуссию далеко за рамки фискальной политики.
- Удушение малого бизнеса. Оппозиция настаивает, что предлагаемые меры — это «прямой удар по малому бизнесу». Депутат Юрий Афонин (КПРФ) в своих соцсетях предупреждает, что «сотни тысяч рабочих мест» могут оказаться под угрозой исчезновения, а выжившие компании переложат дополнительные издержки на потребителей, подстегнув инфляцию. КПРФ предлагает сохранить порог УСН на уровне не ниже 30 млн рублей.
- Классовый подход. Критики правительства указывают, что бюджет формируется за счет «самых социально уязвимых», в то время как сверхдоходы богатейших граждан остаются нетронутыми. Евгений Бессонов (КПРФ) прямо спрашивал Силуанова, почему Минфин не прислушивается к предложениям увеличить НДФЛ для богатых до 40%.
- Альтернатива — «Бюджет Развития». В противовес правительственному курсу, оппозиция предлагает свою программу. Геннадий Зюганов в своих 12 бюджетных тезисах говорит о «Бюджете Победы», который можно увеличить на 10 трлн рублей за счет национализации сырьевой базы, прогрессивной шкалы налогообложения и повышения акцизов.
Аргументы правительства и «Единой России» (Силуанов, Макаров):
- Обеспечение безопасности и финансирование СВО: «Основными приоритетами бюджета были – это потребности специальной военной операции, финансирование нацпроектов, выполнение обязательств перед гражданами. Исходя из внешних вызовов, требуются дополнительные ассигнования на обеспечение безопасности страны». (Силуанов)
- Повышение собираемости налогов: «Подготовлен, соответственно, проект предложений, проект законодательных инициатив по увеличению доходной базы бюджета, а также повышению собираемости налогов за счет улучшения их администрирования». (Силуанов)
- Устойчивость бюджета и выполнение социальных обязательств: «Предлагаемые меры призваны решить стоящие перед государством задачи, обеспечить устойчивость бюджета к внешним воздействиям, выполнить социальные обязательства». (Силуанов)
- Борьба с дроблением бизнеса и обеление экономики: «Когда мы предлагаем понизить этот порог (для перехода на НДС – прим.ред.), то имеем в виду, что интерес к дроблению бизнеса резко сократится». (Силуанов)
- Гармонизация с международной практикой: «Эта величина, 10 миллионов, используется в целом ряде стран и с развитыми экономиками, там меньше даже 10 миллионов, если в пересчете на рубли, есть, и учитывается такой же порог в ряде наших соседних стран, стран бывшего нашего Советского Союза, СНГ». (Силуанов)
- Готовность к диалогу с бизнесом: «При подготовке законопроекта комитет предлагает рассмотреть следующие вопросы… необходимо готовить поправки, которые бы по существу обеспечили соблюдение баланса интересов государства, общества и бизнеса при финансовом обеспечении приоритетов бюджетной политики». (Макаров)
Контраргументы КПРФ и других депутатов:
- Удар по малому бизнесу и росту цен: «По мнению Минфина, сокращение предельного размера доходов с 60 до 10 миллионов рублей для перехода малого бизнеса на налоговый режим с уплатой НДС, приведет к дополнительному поступлению в бюджет 200 миллиардов рублей. С нашей точки зрения, это приведет в большей степени к закрытию многих таких предприятий». (Бессонов)
- Недостаточное внимание к налогообложению богатых: «Почему Минфин не прислушается к предложениям фракции КПРФ увеличить налогообложение богатых, увеличить НДФЛ с 22 процентов до 40 процентов, что принесет в бюджет гораздо больше средств, а малый бизнес не трогать?» (Бессонов)
- Риск снижения собираемости налогов при чрезмерном повышении ставок: «Финансисты-экономисты знают, что при чрезмерном повышении ставки сначала снижается собираемость налога, а потом начинает снижаться и сумма». (Делягин)
- Влияние на инфляцию: «Увеличение ставки может привести к росту цен в размере до 1 процента». (Силуанов, признавая риск, но считая его незначительным) «Мы отчетливо видим, что вступление в силу большей части подобных поправок бьет по важнейшим секторам экономики, а также благосостоянию наших граждан, и более того, напрямую ведет к разгону инфляции». (Парфенов)
- Альтернативные источники пополнения бюджета: «У вас прекрасный заместитель, умный, который как раз занимается налогообложением. Возьмите, соберите отраслевиков и проведите анализ отраслей на предмет рентабельности в тех или иных областях. И вы увидите, что у нас рентабельности скачут от 3 процентов до 43 процентов, и до 50, и до 60. И вы сразу увидите, в каких отраслях можно что-то еще взять». (Гартунг)
- Недостаточная проработка последствий: «А кто-то вообще всерьез проводил расчеты, что в итоге-то мы получим? Ведь если в этой сфере снизится прибыль, да, снизится НДФЛ с тех зарплат, которые платят, значит, работники этих предприятий, то каков будет масштаб этого снижения? Кто-то посчитал? Сопоставил? Понял величину последствий?» (КПРФ, обобщенно)
- Снижение расходов на развитие и социальную сферу: «В результате мы получаем фактическое снижение расходов по основным направлениям, связанным с экономическим развитием, промышленным производством, технологической модернизацией, импортозамещением, обеспечением продовольственной безопасности». (Зюганов, обобщенно)
- Несправедливость налоговой системы: «Гигантские доходы богачей и прямо вредящая стране концентрация в их руках стратегически важнейшей собственности остаются священной коровой для тех, кто управляет экономикой и финансовой сферой». (Зюганов)
- Недооценка теневой экономики: «Есть распространенная точка зрения, что у нас нет теневой экономики, но в городе, где работают «ФУД Сити», «Садовод» и маркетплейсы, об этом как-то неловко говорить». (Делягин)
Предложения КПРФ (Зюганов):
- Увеличение налогов на сверхдоходы богатых, в том числе дивиденды.
- Государственная монополия на производство и продажу алкоголя и табака.
- Увеличение налогов на игорный бизнес.
- Национализация стратегической собственности.
- Отказ от приватизации.
- Бюджет развития, направленный на социальную сферу, поддержку села и промышленности.
Итоги голосования и дальнейшие перспективы
Несмотря на острую критику КПРФ и СРЗП налоговые повышения были приняты в первом чтении
Спор еще не окончен. Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал поэтапное снижение порога УСН и мораторий на наказание для бизнеса. Оппозиционные фракции заявили, что представят свои поправки ко второму чтению, запланированному на 18 ноября. Битва за бюджет продолжается, и ее итог покажет, чья логика — фискальной целесообразности или социальной справедливости — возобладает в выборе пути для экономики России.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.